ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-985/2024 от 06.02.2024 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-985/2024

УИД 64RS0042-01-2024-000192-93

Решение

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Григорьевой А.С.,

с участием представителя административного истца, в лице ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, - незаконным, понуждении к устранению допущенного нарушения,

установил:

ФИО1 обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области с названным административным иском, в котором просит признать незаконным -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером , разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов.

Обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов.

В обоснование требований указывает, что она (ФИО1) является арендатором земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес>.

На указанном земельном участке расположено нежилое здание магазина, площадью 90,4 кв.м., принадлежащее ФИО1 на праве собственности.

В октябре 2023 года она обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка за плату без проведения торгов.

Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам -р от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка на основании подпункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ (земельный участок схематично находится в функциональной зоне улично-дорожной сети, которая предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) – территория общего пользования) – территория общего пользования, на которую в соответствии с п.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент не распространяется. Согласно п.12 ст. 85 ЗК РФ земли общего пользования приватизации не подлежат.

В судебном заседании представитель административного истца в лице ФИО2 заявленные требования, по обстоятельствам, изложенным в иске поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО3 административный иск не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 36) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1). В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов. Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Одним из таких оснований является, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ). Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15 ЗК РФ). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 ЗК РФ). При этом земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ). Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 ГрК РФ), действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (подпункт 2 пункта 4 статьи 36 ГрК РФ). В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом установлено, что ФИО1) является арендатором земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером 64:50:021802:47, разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес>. На указанном земельном участке расположено нежилое здание магазина, площадью 90,4 кв.м., принадлежащее ФИО1 на праве собственности. В октябре 2023 года она обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка за плату без проведения торгов. Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам -р от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка на основании подпункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ (земельный участок схематично находится в функциональной зоне улично-дорожной сети, которая предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) – территория общего пользования) – территория общего пользования, на которую в соответствии с п.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент не распространяется. Согласно п.12 ст. 85 ЗК РФ земли общего пользования приватизации не подлежат.С данным выводом должностного лица муниципального органа нельзя согласиться исходя из нижеследующего.Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Генеральному плану муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденному решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок частично схематично находится в функциональной зоне улично-дорожной сети, которая предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети. Вместе с тем, учитывая, что генеральный план муниципального образования город «Энгельс» Эигельсского муниципального района Саратовской области территориальные не устанавливает проект планировки территории, на которой расположены испрашиваемые земельные участки, не разработаны соответственно красные линии, определяющие границы территории общего пользования в пределах границ испрашиваемых земельных участков, в законном порядке не устанавливались, а в соответствии с Правилами землепользования и застройки используемый ФИО1 земельный участок имеет вид разрешенного использования «магазин», ответчиком&apos; не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого распоряжения, его соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, является незаконным. Руководствуясь ст.4, 175, 218, 219 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным распоряжение председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов.

Обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 160 кв.м. с кадастровым номером разрешенным использованием «магазин», местоположением: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья: С.В. Нуждин

Секретарь: А.С. Григорьева