Дело №2а-1011/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Сорокиной Е.С.,
с участием представителя административного истца – ФИО5
представителя административного ответчика Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК – ФИО6,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории <адрес>, заинтересованное лицо <адрес> Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Администрация Молодежненского сельского поселения Республики Крым о признании незаконными действия и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, в котором просит признать недействующим решение Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления земельного участка.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является участником акции поляны протеста «<адрес> сельского поселения (Птичник) 80 га» 2006 года.
В октябре 2020г. административный истец обратился в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым за получением выписки из Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия.
Письмом от 23.11.2020г. № И-40/1235/7 ФИО1 было сообщено, о внесении его сведений в установленном порядке в базу данных учета граждан, также было сообщено о невнесении данных в Реестр АИС «Земля».
Причины невнесения данных в Реестр АИС «Земля» административному истцу не известны.
Также из вышеуказанного письма следует, что на заседании Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято решение о невозможности включения граждан в Реестр АИС «Земля» в связи с истечением срока действия Порядка №.
Факт ненадлежащего рассмотрения заявления о внесении сведений в соответствующий Реестр не был выявлен и устранен до настоящего времени, что не лишает административного истца права по его мнению на восстановление нарушенных прав в соответствии с порядком предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
На основании вышеизложенного административный истец с учетом уточнения административных исковых требований просит признать незаконными действия Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении бесплатного земельного участка гражданам, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поданного в Мирновское сельское поселение <адрес> Республики Крым в 2015 г., признать незаконными действия Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении бесплатного земельного участка гражданам, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поданного в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, обязать Комиссию по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым рассмотреть возможность включения И. в качестве гражданина определившегося с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Реестр ЛИС «Земля», обязать Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым внести данные ФИО1 в Реестр АИС «Земля».
Определением суда от 01.03.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Совет Министров Республики Крым.
Определением суда от 22.03.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Администрация Молодежненского сельского поселения Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 заявленные уточненные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК – ФИО6 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Иные лица в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исходя из положений части 8 статьи 96 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 являлся участником акции на поляне протеста <адрес>, Мирновского сельского поселения (Птичник) 80 га с 2006 года.
Так, Администрацией Мирновского сельского поселения <адрес> Республики Крым в 2015 году в электронную Базу по массиву «<адрес> с/с (Птичник) 80 га» в соответствии с поданным заявлением включен гражданин ФИО1.
В октябре 2020г. административный истец обратился в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым с заявлением о получении выписки из Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия.
Согласно письма Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № И-40/1235/7 ФИО1 сообщено, что по итогам сверки данных, его сведения в установленном порядке внесены в Базу данных учета граждан для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (БДЗУ). В установленном постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ порядке его данные не были внесены в Реестр АИС «Земля». В настоящее время постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 5 данного постановления и внесение изменений и дополнений в Реестр после ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона установлены статьёй 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Частью 1 статьи 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Согласно статьи 23 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» положения статьи 22.2 настоящего Закона действуют до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ был сформирован Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 31-рг "О создании Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым" создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Реестр АИС «Земля»).
В соответствии с Порядком № на Госкомнац Крыма возлагались функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым по формированию и ведению Реестра до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с п. 3.1 Порядка перечень документов, необходимых для включения граждан в Реестр, определен в пункте 3.2 Порядка. В случае если гражданин не предоставил все необходимые документы при подаче заявления в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, данные документы должны быть представлены заявителем в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым.
Согласно п. 4.1 Порядка заявления граждан (с прилагаемыми документами, при наличии), указанные в пункте 2.1. Порядка, в течение одного месяца с момента принятия настоящего Порядка направляются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в <адрес> в Госкомитет для их рассмотрения. Поступившее заявление гражданина с прилагаемыми документами рассматривается Госкомитетом в порядке очередности в течение 30 дней со дня его поступления.
В соответствии с п. 4.4 Порядка по результатам рассмотрения заявления Госкомитет в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденном на заседании комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым либо об отказе во включении сведений в Реестр.
Пунктом 4.5 Порядка предусмотрено, что в течение 10 дней с момента принятия решения о включении сведений в Реестр либо об отказе во включении сведений в Реестр Госкомитет направляет Реестр в Совет министров Республики Крым для его утверждения.
Согласно п.4.7 Порядка гражданин считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым.
В соответствии с п. 4.8 Порядка Госкомитет в течение 10 дней после включения гражданина в Реестр с целью постановки заявителя в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в <адрес> выписку из Реестра с информацией о заявителе (ях).
Как указывает административный истец 21.03.2016г. он предоставил в Госкомнац соответствующий перечень документов.
Суду представлена копия заявления от 21.03.2016г., на имя председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым на которой имеется отметка о получении от 21.03.2016г. Оригинал вышеуказанного заявления суду не представлен, согласно письменным возражениям ответчика данное заявление в Госкомнац Крыма не поступало, не регистрировалось.
Согласно представленной суду служебной записки от 25.02.2021г. по вопросу регистрации 21.03.2016г. заявления ФИО1 по вопросу включения в реестр АИС «Земля», указано, что заявление от ФИО1 в канцелярию Госкомнаца не поступало, не регистрировалось, соответственно штамп с входящим номером о получении не представлялся, кроме того штамп проставленный на копии заявления ФИО1 не относится к штампу Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым.
В силу ч.2 ст.70 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Поскольку суду не представлен оригинал заявления ФИО1 от 20.03.2016г с отметкой о получении его Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым, суд не может его расценивать как надлежащее и допустимое доказательство его обращения.
Кроме того, согласно ст. 219 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Суду предоставлено обращение ФИО1 от 15.09.2020г. согласно которого от просит разъяснить в связи с чем от отсутствует в Реестре на получение земельного участка, ответ Госкомнаца от 23.09.2020г. №М-40/1077/2 согласно которому ФИО1 сообщалось о том, что его данные в Реестр АИС «Земля 2.0» не были внесены.
Таким образом судом установлено что о том, что ФИО1 не внесен в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия истцу стало известно в сентябре 2020 года, при этом, в суд ФИО1 обратился по почте 21.01.2021г., каких либо доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено.
Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории <адрес>, заинтересованное лицо <адрес> Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Администрация Молодежненского сельского поселения Республики Крым о признании незаконными действия и обязании совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.