ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1018/2021 от 24.08.2021 Рассказовского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-1018/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» августа 2021 года г. Рассказово

Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Безукладовой Л.Г.,

при секретаре Алпацкой Я.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 250 000 рублей. В административном исковом заявлении ФИО1 указал, что он ранее отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области в период с 2006г. по ноябрь 2010г. Он прибыл в отряд №5, в котором содержались осужденные численностью от 90 до 135 человек. Были нарушены его права, а именно ст.99 УИК РФ. В отряде №5 было: 1.Обычные 2-х ярусные кровати 1 шт. на 2-х чел.; 2. Тумбочка прикроватная 1 шт. на 2-х чел.; 3. Табурет 1 шт. на 1 чел.; 4.Туалетная кабина 4 шт. на 90-135 чел.; 5. Умывальник 5 кранов на 90-136 чел.; 6.Комната отдыха ПВР; 7. Комната для хранения личных вещей ( узкая и маленькая) на 135 чел.; 8.Комната приёма пищи 4 стола 2х2; 9. Розетки 10 шт.; 10. Стулья для кухни 4 шт.; 11.Холодильник марки «Саратов» 1 шт. на отряд; 12.Телевизор.

Обеспечение мебелью, инвентарём не соответствует Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 №512.

В дополнениях к административному иску от 26.07.2021 ФИО1 указал, что в отряде №5 было 130-140 человек. Перечень того, что было в отряде. Кровать 2-х ярусная на 2–х человек, тумбочка 1 шт. на 2 чел. Расположение тумбочек была одна тумбочка на другой и в ширину между кроватями примерно 50 см., проход был невозможен. Было 3 умывальника, 3 туалетных кабинки, четыре двойных розетки на 130-140 человек. Комната личных вещей 18кв.м. обустроена стеллажами и огорожена под письменный стол, 2 стула, табурет 1 шт. на 1 чел., занавески с карнизом. На кухне площадью 18кв.м. были 4 стола 40х40 см., 1 холодильник, 8 шкафов под продукты питания, 1 ячейка на 1 человека, в шкафу 6 чел., шкафы 2-х ярусные. Комната воспитательной работы (ПВР)площадью 32 кв.м. была оборудована телевизором, пять рядов по 4 кресла. Раздевалка площадью 15 кв.м. оборудована вешалками по кругу, крючок на человека, подставка для обуви, вокруг комнаты. Норма жилой площади в расчёте на одного осужденного не может быть менее двух квадратных метров свободного пространства. Каждая из комнат была по 18,15 кв.м., кроме спального помещения и комнаты ПВР.

На основании определения судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 07.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная службы исполнения наказаний России.

На основании определения Рассказовского районного суда Тамбовской области от 03.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Тамбовской области.

Административный истец ФИО1, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административное исковое заявление поддержал, пояснив что при отбывании им наказания в виде лишения свободы в период с 2006г. по ноябрь 2010г. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области были нарушены условия содержания под стражей, а именно: ст.99 УИК РФ, не было 2-х квадратных метров на осужденного. Не были соблюдены нормы обеспечения мебелью, инвентарём. При определении размера компенсации исходит из того, что за каждый год содержания под стражей размер компенсации составляет 1 000 000 руб.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что согласно акту обследования отряда №5 сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, имеющиеся помещения обеспечены мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода ( имущества) в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512. Не смотря на отсутствие некоторых отдельных помещений в общежитии отряда №5, предусмотренных Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, административный ответчик считает, что права ФИО1 не нарушались, так как функциональные особенности, предусмотренные для этих помещений, можно было реализовать в иных помещениях учреждения. Отсутствие комнат, предусмотренных в Приказе ФСИН России от 27.07.2006 №512, обусловлено конструктивными и техническими особенностями здания. Здание общежития №2, где расположен отряд №5 было спроектировано и построено в 1969г., до вступления в силу указанного приказа. Соответственно, внести изменения в строительные конструкции здания общежития №2 и оборудовать дополнительными комнатами учреждение не имеет возможности. Нормы данного приказа определяют перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждения и данный приказ не обязывает обеспечивать осужденных наличием определённых помещений. ФИО1, обращаясь с настоящим иском в суд спустя 10 лет после отбытия наказания злоупотребил своим правом на защиту. Исходя из требований, содержащихся в административном исковом заявлении и в дополнении к нему, сам административный истец не даёт точной информации о количестве осужденных, содержащихся в отряде №5 в период его отбывания наказания, и указывает разные количественные предложения. Жилыми помещениями для осужденных являются спальные помещения. Спальные помещения в зависимости от количества размещённых в них осужденных всегда соответствовали требованиям ст.99 УИК РФ.

Представитель административного соответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Тамбовской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст.99 УИК РФ. Приказ ФСИН России от 27.06.2006 №512 устанавливает лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, не запрещая при этом совмещать помещения. Действительно в отряде №5 ИК-8 отсутствуют отдельные помещения, при этом оборудование (строительство) данных комнат в колонии не зависит от ИК-8, УФСИН России по Тамбовской области и ФСИН России. Здание ИК-8 1969 года постройки. Строительство здания было осуществлено в соответствии с действующими на тот момент нормативными правовыми актами и техническими нормативами, в виду чего не может соответствовать Приказу №512. Более того, в учреждении отсутствует техническая и конструктивная возможность оборудовать недостающие помещения. Мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счёт средств федерального бюджета путём включения объектов в Федеральную целевую программу. На уровне Правительства РФ признаётся проблема материально-технического и бытового обеспечения и содержания осужденных с целью улучшения ситуации и была создана Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)", утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 420. Кроме того, полагает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 статье 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации ( далее по тексту- УИК РФ).

Нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы определены в ст.99 УИК РФ.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

Судом установлено, что осужденный ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области по приговору Инжавинского районного суда Тамбовской области от 20.02.2006 с 12.05.2006. Освобождён 26.11.2010 по отбытии наказания.

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 250 000 рублей, указав, что в период отбытия наказания были нарушены нормы обеспечения жилой площадью, установленные ст.99 УИК РФ и нормы обеспечения мебелью инвентарём, установленные приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 №512.

На основании ходатайства административного истца с целью истребования доказательств, подтверждающих условия содержания ФИО1 под стражей, судом были направлены запросы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России, Тамбовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Согласно справке ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области от 19.07.2021 предоставить информацию о среднесписочном количестве осужденных отбывавших наказание в отряде №5 в период с 2006 по 2010 год, не представляется возможным, так как в перечне номенклатурных дел журнал начальника отряда в данный период времени отсутствовал. Согласно Приказу Минюста РФ от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», чем регламентирован журнал начальника отряда, срок хранения журнала начальника отряда не указан, журнал начальника отряда храниться не более 3-х лет и уничтожается.

Как следует из ответа УФСИН России от 16.07.2021 в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 №236, срок хранения номенклатурных дел составляет 3 года, в связи с чем, предоставить запрашиваемую информацию (о выделении денежных средств для обеспечения мебелью, инвентарём ФКУ ИК-8 УФСН России по Тамбовской области) за 2006-2010г.г. не представляется возможным. По сообщению ФСИН России от 26.07.2021 оснащённость помещений ФКУ ИК-8 мебелью, инвентарём, оборудованием и предметами хозяйственного обихода соответствует требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512.

Согласно ответу Тамбовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области в период с 2006 по 2010 год в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области по вопросу ненадлежащего материально-бытового обеспечения осужденных вынесены 3 представления, в том числе, в 2010году вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в части соблюдения норм жилой площади на одного осужденного. Сведения о нарушении указанных норм в отряде №5 в представлении отсутствуют.

Таким образом, учитывая, что административный истец отбывал наказание в виде лишения свободы с 12.05.2006 по 26.11.2010, и документы подтверждающие численность осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в указанный период времени не сохранились, нельзя установить были нарушены требования ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденного ФИО1 жилой площадью не менее двух квадратных метров.

Кроме того, как следует из технического паспорта здания общежития №2, по состоянию на 25.03.2009, в котором на 2 этаже находится отряд №5, часть помещений отнесены к жилым, а часть к вспомогательным. Площадь жилых помещений составляет: №7-71,6 кв.м.,№8-12,4 кв.м., №13-129,9 кв.м.,№14-53,3 кв.м., всего жилая площадь составляет 267,2 кв.м.

Лимит наполняемости отряда №5, как следует из акта обследования отряда, составляет 127 человек.

Часть 1 ст.99 УИК РФ определяет норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях. Норму площади в расчёте на одного осужденного во вспомогательных помещениях указанная статья не определяет.

Таким образом, норма обеспечения осужденных жилой площадью в отряде №5 соответствует установленным требованиям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишённых свобод лиц.

Рассматривая доводы административного истца о нарушении норм обеспечения мебелью, инвентарём, установленные приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 №512 судом установлено следующее.

Как следует из представленного акта обследования отряда №5, составленного в период рассмотрения дела, отряд №5 расположен на 2-м этаже здания общежития №2. Отряд №5 состоит из следующих комнат (помещений) с мебелью, инвентарём, оборудованием и предметами хозяйственного обихода:

1.Спальное помещение: кровать металлическая ( двухъярусная, одноярусная) – 1 на человека, тумбочка прикроватная ( 1 на 2 чел.), табурет ( 1 на человека), стол прямоугольный – 1 шт., подставка под бак для воды – 1 шт., часы настенные – 1 на жилую секцию, тумбочка для дневального - 1, бак для питьевой воды с кружкой и тазом- 1, термометр комнатный-1, репродуктор- 1, занавески с карнизом- 1 на окно.

2. Комната отдыха (ПВР): стол однотумбовый-1, стол прямоугольный-1, стол 2-местный с 2-мя табуретами-2, настенные полки для книг-1, тумбочка- 1 шт., стенды с информацией, занавески с карнизом, телевизор, скамейки для сидения.

3. Кухня и комната для хранения продуктов питания и приёма пищи находятся в одном помещении ( комната для приёма пищи): стол кухонный-3, шкаф навесной-4, электрокипятильники, табурет-3 (в том числе скамейки для сидения двухместные), холодильник бытовой -2, бачок для мусора-2, стеллаж для хранения продуктов питания и приёма пищи-1 ячейка на человека, стол для раскладки продуктов и приёма пищи-1, табурет-2, бачок для пищевых отходов и мусора-2, элекрокипятильник-1 на отряд.

4.Камера хранения личных вещей повседневного пользования ( в том числе используется для хранения спецодежды и комнаты быта): стеллаж с закрывающимися ячейками (шкаф с антресолью) -1 ячейка на человека, стол прямоугольный -1, табурет-2, вешалка настенная на 3-5 крючков-1, стол для глажения-2, шкаф хозяйственный-1, тумбочка-1, табурет-6, полка настенная для электробритв-2, зеркало настенное-2, вешалка настенная на 3-5 крючков-1.

5. Гардеробная ( в том числе используется как сушилка): вешалка настенная, стеллаж для обуви, зеркало.

6. Комната для умывания: полка настенная для умывальных принадлежностей- 1 на умывальник, вешалка настенная для полотенец-1 на 10 чел., зеркало настенное -2, умывальник ( рукомойник) – 1 на 10 человек, подставка для чистки обуви-1.

Постирочной комнаты нет, стирка производится в бане. Комнаты для спортинвентаря и хозинвентаря отсутствуют.

Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области в судебном заседании указывает, что в связи с тем, что здание построено в 1969 году, нельзя внести изменения в строительные конструкции здания и оборудовать дополнительные помещения, предусмотренные Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 г. N 512. При этом функциональные особенности, предусмотренные для недостающих помещений можно реализовать в иных помещениях.

Суд принимает во внимание указанные обстоятельства, соразмерно восполняющие нарушение административным ответчиком отдельных норм обеспечения мебелью инвентарём и предметами хозяйственного обихода, установленных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 №512.

В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Оценив представленные доказательства, суд не усматривает оснований, позволяющих судить о нарушении со стороны административных ответчиков существенных условий содержания в исправительном учреждении истца, условия содержания в целом соответствовали требованиям нормативных актов.

Представителем административного ответчика ФСИН России заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст.219 КАС РФ, в соответствии с которой, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.12.2019 г. №494-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду не исчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), Верховным Судом Российской Федерации приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд.

За компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 КАС РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 года), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020 года, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

Административный истец ФИО1 с иском в Европейский суд по правам человека не обращался. С исковым заявлением в Рассказовский районный суд истец ФИО1 обратился 13.07.2020, т.е. с пропуском срока на обращение в суд.

Истец, зная о нарушении своего права, имел возможность своевременно обратиться за защитой нарушенного права, однако не проявил должную заботливость и осмотрительность. Доказательств обратного, суду не представлено, уважительных причин невозможности своевременного обращения в суд с заявлением не привел, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлял.

В силу ч.7 ст.227.1 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части: сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях; обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении; мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении; в резолютивной части: в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это; в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.

В силу ч.1. ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (ч.2).

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца в период его содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, также учитывая, что срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ истцом пропущен без уважительных причин, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании нарушений условий отбывания наказания и взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-227.1 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г. Безукладова.

Решение принято в окончательной форме 27 августа 2021г.

Судья Л.Г. Безукладова.