ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1024/20 от 29.12.2020 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1024/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года город Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Твердова И.В.

при секретаре П

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СКУ Пансионат «Джубга» к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, главе Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании недействующим постановления,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СКУ Пансионат «Джубга» обратилось в Туапсинский районный суд с административным иском к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, главе Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании недействующим постановления, мотивировав тем, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером , в отношении которого постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут для прохода к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, проезда пожарного, ассенизаторского, спасательного и иного транспорта санатория, обслуживающих прилегающую территорию, которое опубликовано в газете «Черноморье сегодня», у административного ответчика отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута в отношении принадлежащего на праве собственности субъекту РФ - Краснодарский край земельного участка, в силу ст.16(1) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", такими полномочиями наделен уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, в отношении данного земельного участка постановлениями главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлены два сервитута для пешеходного прохода к водному объекту, схема установления сервитута налагается на объекты недвижимого имущества, предполагаемый проход и проезд проходит через лесные и парковые насаждения, что требует значительных затрат общества, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества, препятствуя использованию земельного участка в соответствиями с условиями договора аренды. Просит признать полностью недействующим со дня принятия постановление администрации Джубгского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории Джубгского городского поселения <адрес>», возложить на администрацию Джубгского городского поселения <адрес> обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты администрации Джубгского городского поселения <адрес>, разместить на сайте администрации Джубгского городского поселения <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СКУ Пансионат «Джубга», действующий по доверенности Ш, требования административного иска поддержал, пояснил, что у административного ответчика отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута в отношении принадлежащего на праве собственности субъекту РФ - <адрес> земельного участка, в силу ст.16(1) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>", такими полномочиями наделен уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, ранее публичный сервитут был установлен правовым актом органа местного самоуправления муниципального района, установленный оспариваемым постановлением публичный сервитут ограничивает использование земельного участка по его назначению. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ООО ДСОК «Мечта», действующий по доверенности К, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила что протяженность оспариваемого публичного сервитута составляет 450м, необходим для доступа к водному объекту детей, машин специальной техники для уборки территории пляжа, ранее установленный сервитут составляет пешеходный маршрут протяженностью 1500м, проходит по труднодоступной лесной местности и вдоль федеральной дороги, где невозможен проезд специальной техники. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено материалами дела, по результатам публичных слушаний постановлением администрации Джубгского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут для прохода к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, проезда пожарного, ассенизаторского, спасательного и иного транспорта санатория, обслуживающих прилегающую территорию, (береговую полосу) на часть земельного участка площадью 2 970 кв.м., входящего в границы земельного участка общей площадью 144 891 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности субъекту РФ - <адрес>, на праве аренды ООО «СКУ Пансионат «Джубга».

В соответствии со ст.23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

В силу статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута.

Согласно ст.16(1) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>" публичные сервитуты в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, устанавливаются решениями органов исполнительной власти <адрес> в целях: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя, использования земельного участка в целях охоты - органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на участие в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, использования земельного участка в целях рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) - органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах установленной компетенции разработку и реализацию государственной аграрной политики.

Публичные сервитуты устанавливаются решениями органов исполнительной власти <адрес> в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения - органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства; размещения линий и сооружений связи, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения - органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в области связи; устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения либо устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях - органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции в сфере дорожной деятельности; реконструкции объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных нужд <адрес> - органом исполнительной власти <адрес>, принявшим решение об изъятии земельных участков для государственных нужд <адрес>.

Согласно возражениям заинтересованного лица департамента имущественных отношений <адрес> в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный орган является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, который в порядке п.13 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>" в пределах полномочий, установленных высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>, устанавливает и прекращает публичные сервитуты в целях размещения на земельных участках, находящихся в государственной собственности <адрес>, межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, не наделен полномочиями по установлению данного вида публичного сервитута.

На основании ст.ст. 304, 305 ГК РФ, разъяснений Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, изложенных в п.45 постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

По смыслу приведенных положений, условием удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иное лицо, владеющее имуществом на законном основании, претерпевает нарушение своего права.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Особенности распределения обязанности доказывания по настоящему административному иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на законном основании и совершения административным ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества, административный ответчик должен доказать правомерность своего поведения. При недоказанности хотя бы одного из названных обстоятельств административный иск удовлетворению не подлежит.

В силу частей 9,11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено и допустимыми доказательствами не опровергнуто, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует требованиям закона, принято им в пределах предоставленных законом полномочий, доказательств нарушения прав административного истца, как арендатора земельного участка, не представлено, при этом суд учитывает отсутствие возражений уполномоченного органа государственной власти, который в своих возражениях указал на отсутствие нарушения требований закона, прав и законных интересов собственника земельного участка субъекта РФ – <адрес>, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий

Судья: