ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-102/2021 от 25.06.2021 Сладковского районного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0017-01-2021-000261-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года с. Сладково

Сладковский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего Бутакова А.Г.,

при секретаре Шевелёвой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-102/2021 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советника юстиции Верёвкиной Т.М., поданному в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области и к заинтересованному лицу к МКУ « Управление ЖКХ » о признании незаконным бездействия администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, выразившегося в не обустройстве пешеходных ограждений перильного типа у нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного на участке автодороги, проходящей вдоль территории МАУДО « Сладковский детский сад « Сказка » », расположенного по адресу: с. Сладково ул. Ленина, 104 Сладковского района Тюменской области и о возложении обязанности устранит указанные нарушения в срок 6 ( шесть ) месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

1.06.2021 года и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советник юстиции Верёвкиной Т.М. обратилась в Сладковский районный суд Тюменской области, в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением, с учетом уточнения административных исковых требований от 3.06.2021 года к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области и к заинтересованному лицу к МКУ « Управление ЖКХ » о признании незаконным бездействия администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, выразившегося в не обустройстве пешеходных ограждений перильного типа у нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного на участке автодороги, проходящей вдоль территории МАУДО « Сладковский детский сад « Сказка » », расположенного по адресу: с. Сладково ул. Ленина, 104 Сладковского района Тюменской области и о возложении обязанности устранит указанные нарушения в срок 6 ( шесть ) месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу ( л.д. 2-6, 34-35 ).

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что прокуратурой Сладковского района Тюменской области, во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области от 19.11.2020 года за № 21-12-2020, была проведена оценка деятельности районных органов местного самоуправления по предупреждению детского травматизма вблизи образовательных учреждений, в ходе которой в деятельности администрации Сладковского муниципального района Тюменской области выявлено нарушение требований документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 6.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения муниципальных районов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест ), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 8.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Исходя из положений пунктов 6, 12 ст. 3 указанного закона - дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу ч. 2 ст. 12 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года « О безопасности дорожного движения » обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Статьей 4 ФЗ РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » определено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрощения основных гарантий прав и законных интересов детей. Таким образом, из вышеперечисленных норм законодательства следует, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах сельских поседений Сладковского муниципального района Тюменской области, является полномочием муниципального района. Согласно ч. 10 ст. 6 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 8.11.2007 года к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Согласно статье 5 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов. Приказом Госстандарта от 20.12.2019 года № 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Согласно п. 1 ГОСТа Р 52289-2019 данный гост устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений. Подпунктом « б » пункта 8.1.29 указанного ГОСТа определено, что перильные ограничивающие пешеходные ограждения применяют на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара ( при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТу Р 52766 ), или тротуарах - на протяжении не менее 50м в каждую сторону, в том числе от нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, в том числе проходящих вдоль детских учреждений. Однако у нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории МАУДО « Сладковский детский сад « Сказка » », расположенного по адресу: с. Сладково ул. Ленина, 104 Сладковского района Тюменской области, отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа. Данное нарушение отражено в представлении об устранении нарушений закона, внесенном 16.12.2020 года в адрес главы Сладковского муниципального района Тюменской области. В информации, подготовленной по результатам рассмотрения названного представления от 14.01.2021 года № 80, администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области указано на то, что при имеющейся планировке застроек и интенсивности движения транспорта и пешеходов отсутствует смысл в установке пешеходных ограждений перильного типа; для обеспечения безопасности дорожного движения на данном участке дороги приняты достаточные меры. Администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области, до настоящего времени не приняты меры по обустройству пешеходных ограждений перильного типа у нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного на указанном участке автодороги, что не соответствует требованиям нормативных правовых актов и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 27, 28 ФЗ РФ № 2202-1 от 17.01.1992 года « О прокуратуре Российской Федерации », ст. 39 КАС РФ, административный истец - и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советник юстиции Верёвкиной Т.М, просила суд требования искового заявления удовлетворить.

Указанное административное исковое заявление и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советника юстиции Верёвкиной Т.М. отвечает требованиям ст. ст. 39, 124-126, 218, 220 КАС РФ и подано в срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

Административный истец - и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советник юстиции Верёвкина Т.М., в судебном заседании, полностью поддержала обстоятельства и требования, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика - администрации Сладковского муниципального района Тюменской области Гришечко Л.И. и Пятков А.П., действующие на основании прав по доверенностям, а так же представитель заинтересованного лица МКУ « Управление ЖКХ », действующая на основании прав по доверенности Чикунова Е.В., в судебном заседании, полностью поддержали письменные возражения на административное исковое заявление ( л.д. 46-48 ), согласно которых они административные исковые требования не признают, по следующим основаниям. Исходя из особенностей застройки на спорном участке, установить пешеходные ограждения вблизи МАДОУ « Сладковский детский сад « Сказка » » на улице Ленина от улицы Калинина до ул. Мира с. Сладково Сладковского района Тюменской области, по нечетной стороне, с соблюдением требований ГОСТа Р 52289-2019 не представляется возможным. Согласно пункта 8.1.29, вышеуказанного ГОСТа, на который ссылается прокуратура района, предусмотрены перильные ограждения на протяженности не менее 50м в каждую сторону, при этом допускается уменьшать протяженность до начала остановки маршрутных транспортных средств и прерывать эти ограждения на ширину въездов ( выездов ) на прилегающие территории. На данном участке улицы расположены 7 въездов на прилегающие территории, 3 пешеходных перехода, 1 остановочный павильон общественного транспорта, 1 торговая точка, всего 12 съездов, на ширину которых возможные ограждения должны прерываться. При имеющейся планировке застроек и интенсивности движения, как транспорта, так и пешеходов, отсутствует целесообразность ограждений на указанном выше участке дороги, определенный в п. 3.14 ГОСТа Р 52289-2019, а именно упорядочение движения пешеходов, что и принималось во внимание при разработке Проекта организации дорожного движения ( далее - ПОДД ). Администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области, утверждена Комплексная схема организации дорожного движения ( далее - КСОДД ) Сладковского муниципального района Тюменской области ( постановление № 842 от 24.08.2018 года ). Для реализации КСОДД разработан ПОДД. ПОДД разработан на основании п. 2 ст. 12 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года « О безопасности дорожного движения », письма МВД РФ 13/6-3853 от 2.08.2006 года « О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах », подпункта « б » п. 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр-637-ГС от 11.04.2016 года. КСОДД и ПОДД разрабатывались специализированной, лицензированной организацией - ООО « АгроНефтеХимПроект » по муниципальному контракту № 0167300007817000080-0070889-01/89 по объекту: на выполнение работ по разработке комплексных схем организации дорожного движения по Сладковскому муниципальному району Тюменской области. При разработке проекта организации дорожного движения, руководствовались законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правилами, стандартами, техническими нормами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Разработанными КСОДД и ПОДД, в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, за счет установки ограждений перильного типа, а также строительство пешеходных ограждений на конкретном участке ул. Ленина с. Сладково Сладковского муниципального района Тюменской области, проходящей вдоль территории МАДОУ « Сладковский детский сад « Сказка » », не предусмотрено. Администрацией Сладковского муниципального района Тюменской области, для обеспечения безопасности дорожного движения на этом участке, приняты все меры по обустройству дороги: проезжая часть оборудована 2 искусственными дорожными неровностями; установлены транспортные светофоры Т7, предназначенные для повышения безопасности на пешеходном переходе; нанесена дорожная разметка, с повышенными эксплуатационными качествами; установлены необходимые предварительные и основные дорожные знаки на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой - 1.23 « Дети », 3.24 « Ограничение максимальной скорости », 1.17 « Искусственная неровность », 5.19.1, 5.19.2 « Пешеходный переход ». На основании изложенного, считают административные исковые требования и.о. прокуратура Сладковского района Тюменской области советника юстиции Верёвкиной Т.М. несостоятельными и необоснованными. Просят суд в удовлетворении требований административного искового заявления - отказать в полном объеме.

Кроме того, представитель административного ответчика Гришечко Л.И., в судебном заседании, так же заявила суду, что с учетом объема и характера работ, необходимых для устранения нарушений требований ГОСТа, срок в 6 ( шесть ) месяцев, не является разумным, в том числе с учетом формирования бюджета, подготовки проектно-сметной документации, заключения муниципальных контрактов.

Выслушав и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советника юстиции Верёвкину Т.М., представителей ответчика Гришечко Л.И. и Пяткова А.П., представителя третьего лица Чикунову Е.В., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункта 2 подпункта « б » п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденных и введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1425-ст от 20.12.2019 года - ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара ( при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766 ), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений.

Нерегулируемый наземный пешеходный переход, расположенный на улице Ленина с. Сладково Сладковского района Тюменской области, проходящий вдоль МАДОУ « Сладковский детский сад « Сказка » », в нарушение указанных требований ГОСТ не оборудован ограничивающим пешеходными ограждением перильного типа на протяжении не менее 50 м в каждую сторону, при этом сплошная посадка кустарника по ГОСТ Р 52766 - отсутствует, ширина газона отделяющего проезжую часть от тротуара менее 1 м, местами газон отсутствует вообще.

Указанные нарушения требований ГОСТ, были так же выявлены прокуратурой Сладковского района Тюменской области и ОГИБДД МО МВД России « Ишимский », в рамках проведенных проверок, которыми вносились представления об устранении нарушений требований ГОСТ, однако представления оставлены административным ответчиком без удовлетворения, поскольку административный ответчик считает нецелесообразным устройство ограничивающего пешеходного ограждения перильного типа на этом нерегулируемом наземном пешеходном переходе, исходя из особенностей застройки, указанных в возражениях на административное исковое заявление, интенсивности движения транспорта и пешеходов ( л.д. 46-48 ).

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Выше указанные обстоятельства, установленные судом, полностью подтверждены всей совокупностью доказательств, по административному делу, исследованных судом в ходе судебного разбирательства: письмом ОГИБДД МО МВД России « Ишимский » ( л.д. 7-8 ); представлением прокурора ( л.д. 9-14 ); ответом на представление прокурора ( л.д. 15-17 ); представлением ОГИБДД МО МВД России « Ишимский » ( л.д. 18-22 ); ответом на представление ОГИБДД МО МВД России « Ишимский » ( л.д. 23-24 ); фото таблицами ( л.д. 39-42; 71-84); постановлением администрации Сладковского муниципального района Тюменской области № 842 от 24.0/8.2018 года с приложениями ( л.д. 59-70 ), которые сторонами не оспаривались, в полной мере отвечают требованиям КАС РФ.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего ( далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями ), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 « О безопасности дорожного движения » задачами настоящего федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 12 указанного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность порожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

По смыслу ст. ст. 2, 4, 5 указанного закона, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, которое достигается в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также путем осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 14 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 8.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и опенки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В соответствии со ст. 17 указанного Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Одним из стандартов, подлежащих применению в целях обеспечения безопасного дорожного движения и является ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1425-ст от 20.12.2019 года.

В силу подпункта 2 подпункта « б » п. 8.1.29 указанного ГОСТ - ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара ( при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766 ), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений.

Участок улицы Ленина с. Сладково Сладковского района Тюменской области, проходящий вдоль МАДОУ « Сладковский детский сад « Сказка » », где расположен нерегулируемым наземный пешеходный переход, не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа, в нарушение указанных требований ГОСТ.

В соответствии с пунктами 5 и 7 ст. 14 Закона РФ № 131-ФЗ от 6.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 года дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Полоса движения - это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года « О безопасности дорожного движения » - безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с ПДД РФ, участники дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 96-ФЗ от 10.12.1995 год « О безопасности дорожного движения » основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 6 ст. 3 ФЗ РФ № 257 от 8.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 4 ст. 6 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года « О безопасности дорожного движения » установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22, частью 2 статьи 46 указанного закона объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. На основании вышеуказанного закона элементами обустройства автомобильных дорог являются: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Действия ( бездействие ) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Согласно пунктам 1, 10, 11, 12 ст. 13 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 8.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Из приведенных выше положений нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

Доказательств невозможности принятия должных мер для соблюдения требований ГОСТ, административным ответчиком не представлено.

Доводы административного ответчика, о нецелесообразности исполнения требований ГОСТ, с учетом имеющихся особенностей застройки, интенсивности движения транспорта и пешеходов - несостоятельны, в том числе противоречат требованиям законодательства, указанным выше.

Невыполнение указанных требований ГОСТ, является в том числе нарушением п. 1 ст. 12 ФЗ РФ « О безопасности дорожного движения », согласно которого содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Суду административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер к исправлению сложившейся ситуации или намерении исправить ее.

Указанное бездействие административного ответчика, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на обеспечение безопасности дорожного движения, что предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Бездействие административного ответчика, выражающееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, создает реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних участников дорожного движения, других лиц, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленному в ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года « О безопасности дорожного движения » - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Доводы представителя административного ответчика Гришечко Л.И. о недостаточности срока в 6 ( шесть ) месяцев, для устранения нарушений законодательства, суд отвергает.

Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о том, что на участке улицы Ленина с. Сладково Сладковского района Тюменской области, проходящем вдоль МАДОУ « Сладковский детский сад « Сказка » », нерегулируемый наземный пешеходный переход, организован с нарушением требований ГОСТ, что не отвечает требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. Непринятие своевременных мер по устранению выявленного нарушения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Более того, КАС РФ не ограничивает права административного ответчика, в рамках исполнения судебного решения, решать вопросы об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, отсрочки или рассрочки его исполнения, а так же иные вопросы, возникающие в ходе исполнения судебного решения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ - суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление..

Из положений статьи 46 Конституции РФ, ст. ст. 218, 227 КАС РФ - следует, что предъявление иска об оспаривании решений, действий ( бездействия ) организации, наделенной публичными полномочиями должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Соответственно, иск об оспаривании незаконных действий ( бездействия ) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод лица с указанием на способ восстановления такого права.

Определенная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого бездействия, при рассмотрении настоящего административного дела, установлена судом.

Разрешая спор, суд, анализируя вышеизложенное в совокупности, приходит к убеждению, что требуемое прокурором обустройство нерегулируемого наземного пешеходного перехода основано на нормах действующего законодательства, направлено на защиту прав и интересов всех участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, а потому подлежит безусловному удовлетворению в сроки, запрашиваемые прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294, 218-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советника юстиции Верёвкиной Т.М. - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Сладковского муниципального района Тюменской области, выразившееся в не оборудовании нерегулируемого наземного пешеходного перехода ограждениями перильного типа, расположенного на участке улицы Ленина с. Сладково Сладковского района Тюменской области, напротив территории МАУДО « Сладковский детский сад « Сказка » » по адресу: с. Сладково ул. Ленина, 104 Сладковского района Тюменской области и возложить обязанность на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области - устранить указанное нарушение требований ГОСТ в срок 6 ( шесть ) месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, путем обустройства указанного нерегулируемого наземного пешеходного перехода ограждениями перильного типа в соответствии с требованиями подпункта 2 подпункта « б » п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденных и введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1425-ст от 20.12.2019 года.

Решение может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в судебную коллегию по административным делам Тюменского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сладковский районный суд Тюменской области.

Оригинал решения изготовлен на принтере « HP Laser Jet 1018 » 26 июня 2021 года.

Председательствующий Бутаков А.Г.