РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цыбыковой А.И.,
с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 380S0000-01-2020-000067-07 (2а-1030/2021) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Меркурий» обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из ЕГРН.
Определением судьи Иркутского областного суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», в качестве заинтересованных лиц администрация г. Иркутска, Межрайонная ИФНС России №20 по Иркутской области (л.д. 2-8 том 1).
В основание административного иска административный истец указал, что ООО «Меркурий» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый <Номер обезличен>, общей площадью 4 589,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> (далее – земельный участок).
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп» и составляет по состоянию на <Дата обезличена> 11 352 543,54 рублей.
В апреле 2019 года административному истцу стало известно об исправлении технической ошибки, допущенной Управлением Росреестра по Иркутской области при внесении сведений в ЕГРН (далее - ЕГРН), согласно выписке из которого в сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены изменения, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <Дата обезличена> была определена в размере 63 341 829,33 рублей.
Административный истец полагает свои права нарушенными, так как он в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и увеличенная кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка повышает размер подлежащего уплате земельного налога.
Административный истец считает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») исправление описок производится только по решению суда, в связи с чем исправления, осуществленные административным ответчиком, приведшие к увеличению кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, подлежат отмене.
С целью защиты своих нарушенных прав ООО «Меркурий» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из ЕГРН.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> производство по делу <Номер обезличен> прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В связи с чем ООО «Меркурий» в соответствии со статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» просит суд признать незаконными действия Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, произведенные <Дата обезличена>, обязать Управление Росреестра по Иркутской области исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости данного земельного участка, внесенные <Дата обезличена>.
Определением суда от <Дата обезличена> принят отказ административного истца ООО «Меркурий» от административных исковых требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительству Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из ЕГРН, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Меркурий» ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, повторив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснениях к нему, также просит суд восстановить срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать полностью, повторив доводы, изложенные в отзыве на административный иск, дополнениях к нему (л.д.104-108, 172-173 том 1, л.д.172-177 том 2).
В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО3, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать, повторив доводы, изложенные в возражениях на административный иск (л.д.49-54 том 1, л.д.211-215 том 2).
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области, представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области, администрации г. Иркутска, заинтересованное лицо государственный регистратор Управления Росреестра по Иркутской области ФИО4 не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), представитель Правительства Иркутской области просит о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд, рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении срока на обращение в суд, приходит к выводу, что имеются основания для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 статьи 219 КАС предусмотрено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу в апреле 2019 года стало известно о совершении Управлением Росреестра по Иркутской области оспариваемых действий (исправлении кадастровой ошибки в записях ЕГРН), после чего административным истцом была получена выписка из ЕГРН от <Дата обезличена>, из которой ему стало известно о размере установленной административным ответчиком кадастровой стоимости земельного участка, после чего <Дата обезличена> административный истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании данных действий незаконными (дело №<Номер обезличен>).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> (вступившим в законную силу <Дата обезличена>) производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в котором административному истцу разъяснена подсудность спора и указано на норму КАС РФ о сроках обращения в суд с требованиям об оспаривании действий (решений) государственного органа или должностного лица (л.д. 18-19 том 1).
Апелляционным определением Четвертого апелляционного арбитражного суда от <Дата обезличена> определение Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> оставлено без изменения, частная жалоба ООО «Меркурий» - без удовлетворения.
<Дата обезличена> ООО «Меркурий» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о пересмотре определения суда от <Дата обезличена> по вновь открывшимся обстоятельствам, которое определением от <Дата обезличена> было возвращено заявителю.
<Дата обезличена> ООО «Меркурий» повторно обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о пересмотре определения суда от <Дата обезличена> по вновь открывшимся обстоятельствам, в удовлетворении которого определением от <Дата обезличена> было отказано, после чего <Дата обезличена> административный истец обратился в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть за пределами срока, установленного частью 1 статьёй 219 КАС РФ.
В связи с чем суд, оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, полагает, что срок на обращение в суд административным истцом, который первоначально обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий, выразившихся в исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о кадастровой стоимости земельного участка незаконными, в пределах срока, установленного частью 1 статьёй 219 КАС РФ, пропущен по уважительным причинам, в связи с чем подлежит восстановлению в соответствии со статьями 92, 93, 95 КАС РФ.
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Меркурий» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый <Номер обезличен>, общею площадью 4 589,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена> серии <адрес обезличен> (л.д.12 том), выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> (л.д.43-45 том 1).
Также установлено, что земельный участок, кадастровый <Номер обезличен> (исходный земельный участок), расположенный в <адрес обезличен>, постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (далее - постановление Правительства Иркутской области №517-пп), утвердившим кадастровую стоимость земельных участков на территории Иркутской области по состоянию на <Дата обезличена>, отнесен оценщиком, производившим массовую государственную оценку земельных участков на территории Иркутской области к 9 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с удельным показателем кадастровой стоимости 2473,86 руб./кв.м.
В дальнейшем из земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, с местоположением: <адрес обезличен>, путем его раздела были выделены земельные участки, в том числе земельный участок, кадастровый <Номер обезличен>, который <Дата обезличена> поставлен на государственный кадастровый учет филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 07.05.2013) (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности»), Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (в редакции, действовавшей на 07.05.2013) кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, при его постановке на кадастровый учет была рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (действовавшим до 02.03.2019), согласно которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка, кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, как отнесенного к 9 группе видов разрешенного использования, составил 2 473,86 руб./кв.м.
Таким образом кадастровая стоимость земельного участка была определена по формуле 2 473,86 руб./кв.м, х 4 589,00 кв.м, и составила 11 352 543,50 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена><Номер обезличен> (л.д.13 том 1).
Постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании государственного контракта от <Дата обезличена>, заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и ООО «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от <Дата обезличена><Номер обезличен> (5212-ЭА/12), ООО «ФинГрупп» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с данным государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от <Дата обезличена> заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от <Дата обезличена><Номер обезличен> о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности», федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от <Дата обезличена> отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012 результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп (в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 05.05.2014 №239-пп, от 26.08.2015 № 422-пп, от 11.01.2016 № 4-пп, от 19.09.2016 №588-пп, от 12.12.2016 № 781-пп, от 21.04.2017 № 270-пп).
<Дата обезличена> в министерство имущественных отношений Иркутской области поступило обращение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска об отнесении земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, к 5 группе видов разрешенного использования в связи с фактическим разрешенным использованием.
<Дата обезличена> Правительством Иркутской области издано постановление № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 05.05.2014 №239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп», согласно которому земельный участок, кадастровый <Номер обезличен>, был отнесен к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 13 802,97 руб./кв.м.
На основании постановления Правительства Иркутской области от 12.12.2016 №781-пп государственным регистратором Управления Росреестра по Иркутской области ФИО4 в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» <Дата обезличена> были осуществлены действия по исправлению технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, которое повлекло пересчет кадастровой стоимости данного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13 802,97 руб./кв.м, сведения о новой кадастровой стоимости данного земельного участка стали применяться с <Дата обезличена>, то есть с даты введения в действие постановления Правительства Иркутской области от 12.12.2016 №781-пп.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 №781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп» была определена по формуле 13 802,97 руб./кв.м, х 4 589,00 кв.м. и составила 63 341 829,30 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.14, 42-45 том 1).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 6 статьи 72 которого сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статьей 4 Закона о государственной регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
На территории Иркутской области полномочия по внесению сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости до <Дата обезличена> осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области путём внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости, а с <Дата обезличена> – Управление Росреестра по Иркутской области путём внесения сведений в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае не внесения в ЕГРН таких сведений в установленный 10-дневный срок или в отказе во внесении таких сведений, заинтересованное лицо вправе обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суд, что и было <Дата обезличена> осуществлено администрацией г. Иркутска (л.д.69-72 том 1).
Решением Иркутского областного суда от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> администрации г. Иркутска отказано в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, площадью 4 589,00 кв.м., в размере 51 938 000,00 рублей по состоянию на <Дата обезличена>, в том числе, поскольку сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены <Дата обезличена> в ЕГРН путём исправления ошибки (л.д.180-185 том 1).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку (часть 4 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» своевременно не были внесены в реестр сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 781-пп, которая изначально была правомерно внесена в реестр на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп и рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.17 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222, а с 01.01.2017 полномочия по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости объектов перешли к Управлению Росреестра по Иркутской области.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Из части 3 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, является реестровой ошибкой.
Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности».
Анализ положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности», статьи 61 Федерального закона «о государственной регистрации недвижимости» показывает, что данными требованиями закона не предусмотрена возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости в период, предшествующий исправлению реестровой ошибки, совершенной при определении кадастровой стоимости.
Допущенная при определении государственной кадастровой оценки земель в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области и устраненная постановлением Правительства Иркутской области № 781-пп ошибка в оценке земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, связанная с отнесением земельного участка к группе видов разрешенного использования, не является технической, в связи с чем орган государственной регистрации прав неправомерно указал в качестве основания для внесения в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен>, в размере 63 341 829,30 рублей исправление технической ошибки.
Указание такого основания для определения кадастровой стоимости как исправление технической ошибки влечет для собственников земельного участка неблагоприятные последствия, связанные с ретроспективным действием новой кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности» датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержащих техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности».
Из актов налоговой проверки от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, усматривается, что в отношении ООО «Меркурий» проводится камеральная проверка исполнения налогового законодательства на предмет уплаты земельного налога в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в том числе в данных актах указано об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка, определенной решением Иркутского областного суда по делу <Номер обезличен> (л.д.15-17 том 1, л.д.74-76 том 2, л.д.7-18 том 3).
Согласно статьям 378.2, 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В связи с чем законодательством о налогах и сборах напрямую предусмотрена возможность применения для целей налогообложения сведений об изменённой кадастровой стоимости не только по решению суда, но и в результате исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН. При этом в последнем случае сведения об изменении кадастровой стоимости, содержащиеся в ЕГРН, должны учитываться с даты начала применения сведений об изменении кадастровой стоимости.
Суд, оценивая представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, проверив документы, на основании которых в ЕГРН вносились сведения о кадастровой стоимости земельного участка, приходит к выводу об отсутствии в записях ЕГРН технических ошибок, описок, опечаток, грамматических и арифметических ошибок, допущенных органом регистрации прав, а также каких-либо противоречий между сведениями в ЕГРН и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых они вносились в реестр объектов недвижимости в 2013 году.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что ЕГРН содержалась техническая ошибка о кадастровой стоимости земельного участка, требующая исправления в порядке, предусмотренном статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена> (оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от <Дата обезличена>, кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от <Дата обезличена>) признаны незаконными действия Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности ФИО5 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, произведенные <Дата обезличена>, на Управление Росреестра по Иркутской области возложена обязанность исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости данного земельного участка, внесенные <Дата обезличена>.
В связи с чем суд приходит к выводу, что действия Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки об изменении кадастровой стоимости земельного участка нарушает права, свободы и законные интересы административного истца ООО «Меркурий» как собственника земельного участка <Номер обезличен>, образованного в результате раздела земельного участка <Номер обезличен> (исходный земельный участок), что ранее установлено судебным постановлением, вступившим в законную силу, в отношении собственника земельного участка <Номер обезличен>, который также образован в результате раздела земельного участка 38:36:000034:509, и в силу требований части 2 статьи 64 КАС РФ не подлежит доказыванию вновь в отношении действий Управления Росреестра по Иркутской области, которые не только нарушают права административного истца, а также создают угрозу их нарушения, поскольку обязанность уплачивать налог исходя из измененной кадастровой стоимости земельного участка возникнет с даты её применения, в то время как вина в этом лежит на уполномоченном органе, которым своевременно не были внесены сведения в ЕГРН об изменении кадастровой стоимости земельного участка, что в совокупности с установленным судом фактом незаконности действий административного ответчика по исправлению технической ошибки, в порядке пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, является достаточным основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Таким образом, руководствуясь требованиями статей 64, 92, 93, 95, 218, 219, 226 КАС РФ, статьи 65 ЗК РФ, статей 61, 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», статей 24.17, 24.19, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факт незаконности действий административного ответчика, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем административные исковые требования о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из ЕГРН являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, произведенные <Дата обезличена>.
Возложить на Управление Росреестра по Иркутской области обязанность исключить из ЕГРН сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, произведенные <Дата обезличена>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Р. Латыпов
Решение суда в окончательной форме составлено 15 марта 2021 года.