ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1039/2016 от 08.12.2016 Тункинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело а-1039/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кырен 08 декабря 2016 года

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего: судьи Хархановой М.В., при секретаре Лубсановой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барахтенко ФИО6 к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит признать незаконным отказ Тункинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязав ответчика зарегистрировать право собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> РБ, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Заявление мотивировано тем, что 16 апреля 2014 года ей, на основании постановления Администрации Тункинского района был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, общей площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . При обращении Тункинский отдел Управления Росреестра, с начала была приостановлена государственная регистрация, а 06 октября 2016 года отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с тем, постановление администрации МО «Тункинский район» от 16.04.2014 года № 132 принято в отношении земельного участка, входящего в границы национального парка, без изъятия его из хозяйственной эксплуатации.

В судебное заседание административный истец Барахтенко А.Н. не явилась, надлежащим образом уведомлена о дне и месте слушания по делу, о чем имеется уведомление. Ранее судом откладывалось судебное заседание, назначенное на 30.11.2016 года по ходатайству истца в связи с занятостью ее представителя в другом суде. Суд, с учетом мнения представителя ответчика Бандеевой С.Б. полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие надлежащим образом извещенного административного истца Барахтенко А.Н..

Представитель административного ответчика Тункинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия по должности Бандеева С.Б., настаивала на рассмотрении дела по существу. Исковые требования истца не признала, пояснила, что земельный участок был выделен незаконно Барахтенко, что показала правовая экспертиза документов, в связи с чем, и было отказано в государственной регистрации ее права собственности. Также приобщила к материалам дела отзыв на административное исковое заявление.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, в вышестоящие в порядке подчиненности орган либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

27.05.1991 года постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 г. № 282 образован национальный природный парк «Тункинский», общей площадью 1183662га, в том числе с включением земель государственного лесного фонда, земель государственного запаса, земель колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, земель населенных пунктов, земель других землепользователей. Согласно постановлению Совета министров Бурятской ССР от 31.12.1991 г. № 353 «О создании государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» национальный парк создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.

Согласно свидетельству на право пользования землей, выданного государственному природному национальному парку «Тункинский « решением №8 от 1993 года администрацией Тункинского района для природоохранных мероприятий предоставлено во владение всего земель 1 183662 га, в том числе земли лесфонда, земли сельхозпредприятий, промышленности, транспорта, земли запаса, земли курортов, населенных пунктов, водного запаса, свидетельство выдано 23 марта 1993 года.

Согласно Постановлению Совета министров Бурятской ССР от 31.12.1991 г. № 353 «О создании государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР», Схеме организации и развития Тункинского национального природного парка, государственный природный парк «Тункинский» создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.

Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает оборот находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе земли национальных парков.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона об ООПТ содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности и входит в состав земель, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, исключен из свободного оборота на основании закона. Все вопросы предоставления и пользования указанных участков, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон в обязательном порядке подлежат согласованию с федеральными органами исполнительской власти в области охраны окружающей среды.

Постановление администрации Тункинского района Республики Бурятия от 16.04.2014 г. № 132 «О предоставлении земельного участка в собственность» принято в отношении земельного участка, входящего в границы национального парка, без изъятия его из хозяйственной эксплуатации. Следовательно, орган местного самоуправления не вправе распоряжаться указанным земельным участком - муниципальное образование не является органом, уполномоченным на распоряжение федеральной собственностью.

При таковых установленных обстоятельствах доводы Барахтенко о представлении полного пакета документов на регистрацию, о законности правоустанавливающего документа – постановления, и незаконности отказа регистрирующего органа, являются необоснованными, основаны на неправильном толковании норм права. Отказ регистрирующего органа является правомерным, оснований для удовлетворения исковых требований истца, судом не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Барахтенко ФИО7 к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.В. Харханова