ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1046/2021 от 25.02.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1046/2021

УИД 92RS0002-01-2021-000395-80

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 февраля 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Гавуры О.В.,

при секретаре судебного заседания Нежмединовой Д.С.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго», о признании недействительным решения об отказе в осуществлении регистрации права на жилое строение,

у с т а н о в и л:

В январе 2021 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании недействительным решения об отказе в осуществлении регистрации права на жилое строение.

Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, распложенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе СТ «ФИО7», кадастровый , на котором расположено жилое строение, общей площадью 80,5 кв.м, 2000 года постройки. С целью регистрации права собственности на строение истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя. ДД.ММ.ГГГГ было отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на жилое строение, основанием отказа послужило истечение срока приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и не устранение причин указанных в уведомлении, в том числе непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Полагает, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права является незаконным, создающим препятствия в реализации истом предусмотренного п. 12 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗправа на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления. В силу этого, необходимость выполнения требований положений п. «б» ст. 8 и п. «а» ст. 10 раздела Правил «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не может быть применена к ее земельному участку и расположенному на нему жилому строению, введенному в эксплуатацию в 2000 году.

Согласно ситуационному плану места расположения и границ земельного участка, расположение предоставляемого в частную собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства в границах охранной зоны ЛЕИ 0,4 кв., площадью 0,0015 га, было согласовано в 2000 году Предприятием электрических сетей ВМС ФИО2.

Просит признать недействительными решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права на жилое строение общей площадью 80,5 кв.м, 2000 года постройки, расположенное на земельном участке расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе СТ «ФИО8», кадастровый .

Административный истец, ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении требовании просил отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Севастопольэнерго» в судебное заседание не явился, представил пояснения по административному делу, в удовлетворении требовании просил отказать в полном объеме.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 1; ст. 123).

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия ( бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия );

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Судом установлено, что согласно материалам реестрового дела ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением , 92-0-1-1/3019/2020-1289 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на объект недвижимости - здание, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, в районе СТ «ФИО9». Для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав были представлены Технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции об оплате государственной пошлины.

В соответствии с актуальными записями Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН) ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 91:02:006005:1369, расположенного по адресу: Российская Федерации, г. Севастополь, <адрес>, в районе СТ «ФИО10», вид разрешенного использования: «ведение садоводства».

При проведении правовой экспертизы представленных документов, в том числе Технического плана объекта недвижимости, было установлено, что часть заявленного объекта недвижимости расположена в зоне с особыми условиями использованиями «охранная зона отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-6 кВ oп. 1 ТП-206 - ТП-956 (ВЛ-6кВ ТП-206 - ТП-956)».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета и регистрации права было приостановлено на основании пункта 5, части 1 статьи 26 Закона о регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона о регистрации в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что одним из документов - оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости помимо заявления заинтересованного лица является технический план объекта недвижимости.

Кроме того, частью 10 статьи 40 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Согласно части 11 статьи 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.

Частью 6 статьи 52 ГК РФ предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нрава на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Как следует из материалов, представленных заинтересованным лицом земельный участок 91:02:006005:1369 расположен: в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства - Воздушная линия 6 кВ, ТП-206-ТП-956, инв.№О00003241, год постройки - 1976 года.

С момента введения в эксплуатацию линии электропередачи, установлено право ограниченного пользования чужим земельным участком (публичный сервитут) охранной зоны, признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.

Охранная зона инженерных сетей, построенных в советский период, не требовала кадастрового учета, и, соответственно, ограничения такой зоны действуют без кадастрового учета и в настоящее время (Определение ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВАС-6464/13: по делу N А65-30854/2011).

Таким образом, с момента введения в эксплуатацию высоковольтной линии электропередачи, установлено право ограниченного пользования чужим земельным участком (публичный сервитут) охранной зоны ВЛ, которое в силу п.1 ст.6 Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним» признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.

Пунктом 2 статьи 47 Федерального закона № 221 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был установлен переходный период, в рамках которого Росреестр должен был включить в ЕГРН сведения, об установленных до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (т.е., о зонах с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 2008 г.).

Сроки в указанном Приказе изменены не были. Предполагается, что сведения обо всех зонах с особыми условиями использования территории, которые были установлены до 2008 года, теперь имеются в кадастре недвижимости.

Порядок внесения сведений об охранных зонах в ЕГРН устанавливается Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

В силу статьи 4 ГК РФ относительно правоотношений возникших до дня вступления в силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после дня вступления в силу данного нормативного акта.

До ДД.ММ.ГГГГ ПAO «ЭК «Севастопольэнерго» являлось сетевой организацией на территории города Севастополя.

Собственником высоковольтной линии 6 кВ, ТП-206-ТП-956 охранные зоны не устанавливались.

С ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, территориальной сетевой организацией, определено ООО «Севастопольэнерго».

Из представленных истцом в материалы дела копий документов следует, что ? доля земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, СТ «ФИО11», оформлена в собственность истца в 2010 году на основании договора купли-продажи, кадастровый номер земельного участка .

Вступив добровольно во владение данным земельным участком, истец согласился на явное (не скрытое) расположение воздушной ЛЭП-6кВ на этом земельном участке.

Отсутствие согласования с сетевой организацией, на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 91:02:006005:1369, под линиями электропередачи является нарушением Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 10 «а», действующих в настоящее время.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 указано, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.

Поскольку правоотношения, связанные с приобретением ответчиком земельного участка возникли: в 2010 году, т.е., до ДД.ММ.ГГГГ, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего на территории города Севастополя и Республики Крым законодательства ФИО2.

Пунктом 9 Правил охраны электрических сетей, утвержденных. Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено получение письменного разрешения на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений у собственника электрических сетей или организации эксплуатирующей электрические сети.

Пунктом 5 Правил охраны электрических сетей, утвержденных Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль - воздушных линий электропередачи - в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных - вертикальными плоскостями, которые отдалены по обе стороны линии от крайних проводов при условии не отклоненного их положения на расстояние для воздушных линий напряжением 6 кВ - 10 метра.

Вместе с тем, п.п.1 п.1 Государственных строительных норм ФИО2, инженерное оборудование сооружений, внешних сетей «Об определение размеров земельных участков для объектов электрических сетей» ДБН В.2.5-16-99, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики ФИО2 (Госстроя) от ДД.ММ.ГГГГ и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, владельцу и застройщику объекта электрических сетей предоставляются в постоянное пользование земельные участки, которые являются составной частью территории охранной зоны электрических сетей, установленной Правилами охраны электрических сетей», утвержденных постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила охраны).

Истцом в подтверждение своей позиции в материалы не представлены документы, свидетельствующие о наличии такого согласования.

Существенным в данном случае является то, что согласование строительства в охранной зоне, то есть получение разрешения на строительство в охранной зоне от сетевой организации должно быть получено до начала строительства.

Процедура согласования строительства в охранных зонах носит самостоятельный характер, отличный от процедуры: выдачи технических условий на подключение к электрическим сетям и заключения договора об осуществлении технологического подключения.

Земельный участок, имеющий обременение в виде охранной зоны ЛЭП, приобретен истцом после осуществления на нем строительства ЛЭП. При этом собственник, до приобретения в собственность земельного участка, обязан проявить должную осмотрительность, осуществив визуальный осмотр приобретаемого им земельного участка, что позволило бы ему установить нахождение на нем строения под проводами ЛЭП, то есть в охранной зоне.

В настоящее время действуют Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных, в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условии использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 1, 2 раздела I, настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования, земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Сведения о регистрации охранной зоны внесены в государственный фонд данных Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в установленном порядке.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их, границах может быть введет особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Положения статей 56, 89 ЗК РФ, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1915-0).

Однако заявителем не было представлено решение о согласовании строительства сетевой организацией.

Учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании недействительным решения об отказе в осуществлении регистрации права на жилое строение – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя /подпись/ О.В. Гавура

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя О.В. Гавура