ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1047/2016 от 19.07.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2016 года.

Дело № 2а-1047/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июля 2016 года г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Тайбарей А.И.,

с участием прокурора Воронина Е.В.,

представителя административного ответчика Алексеева А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой территории,

У С Т Н О В И Л :

первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой территории.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что административный ответчик до настоящего времени в нарушение действующих норм права не предоставил в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории традиционного природопользования «Колгуев», для постановки на государственный кадастровый учет ее границ.

Определением от 05 июля 2016 года настоящее административное дело соединено в одно производство с административными делами 2А-1048/2016, 2А-1049/2016, 2А-1050/2016, 2А-1051/2016, 2А-1052/2016, 2А-1053/2016, 2А-1054/2016.

С учетом объединения административных дел прокурор просит обязать административного ответчика установить и описать границы особо охраняемой территории – территории традиционного природопользования «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территорий традиционного природопользования «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера», для постановки на государственный кадастровый учет их границ.

В судебном заседании прокурор Воронин Е.В. требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Алексеев А.Е. с требованиями не согласился, полагая, что в соответствии с Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ) указанная обязанность возложена на Правительство Российской Федерации. Также указывает, что на дату образования территорий традиционного природопользования Управление не существовало. Также ссылается на то, что управление особо охраняемыми территориями осуществляет Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО. Также с ссылкой на ЗК РФ полагает, что постановка на кадастровый учет подлежит осуществлению землепользователями.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

В силу ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, определены основные принципы охраны окружающей среды, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к одному из основных принципов земельного законодательства относится приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

В силу ст.1 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» определено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно ст. 5 указанного закона с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Статьи 6-8 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусматривают создание территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения.

Образование территорий традиционного природопользования регионального значения, определение их размера, границы, правового режима осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз.1 ст.7 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ).

В силу ст.9 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.1 постановления администрации НАО от 29.12.2001 № 1025 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе» образование территорий традиционного природопользования окружного значения осуществляется принятием постановления администрации Ненецкого автономного округа на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, осуществляющих традиционное природопользование в Ненецком автономном округе, общин малочисленных народов, зарегистрированных в Ненецком автономном округе, а также их уполномоченных представителей.

Согласно п. 3.1. указанного Постановления территории традиционного природопользования малочисленных народов в Ненецком автономном округе, признанные таковыми исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа, являются особо охраняемыми территориями окружного значения.

В соответствии с п. 3.2., 3.4 указанного Постановления использование земельных участков в границах территорий традиционного природопользования лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов (в том числе размещение объектов, определение маршрутов выпаса стад оленей и т.п.) осуществляется в соответствии с обычаями и традициям малочисленных народов, проживающих на данной территории, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Изъятие и предоставление земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования окружного значения, для иных нужд производится в соответствии с законодательством с предварительным уведомлением, консультациями и с согласия лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных лиц, пользующихся указанными территориями традиционного природопользования окружного значения при условии полного возмещения убытков землепользователями.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и территории традиционного природопользования. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен в ст. 10 Закона № 221-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 указанного Закона установлена обязанность органа государственной власти в срок не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условия использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

В силу ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (ст.97 ЗК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено, что постановлениями администрации Ненецкого автономного округа от 21 января 2002 года №27, №25, №28, №31, №32, №26, №29 и №30 на территории Ненецкого автономного округа образованы территории традиционного природопользования «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера». Указанные территории традиционного природопользования организованы в границах существующего землеотвода колхозов в целях защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, сохранения их культуры, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. Приоритетными являются традиционные отрасли хозяйствования. Вся промышленная деятельность осуществляется с согласия лиц и общин коренных малочисленных народов Севера или их представителей, не нарушая прав и законных интересов вышеназванных.

Из информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 03.06.2016 № 03-06/5458 следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения о границах зон с особыми условиями использования ТТП «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера», а также информация об ограничениях использования земельных участков, в связи с образованием данной территории, отсутствуют.

В соответствии с Положением об Управлении имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации НАО от 25.08.2015 № 275-п (далее – Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Ненецкого автономного округа (далее - окружное имущество) и земельных отношений.

На основании пп. 1, 6 п. 14 Положения Управление осуществляет в установленном земельным законодательством порядке управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ненецкого автономного округа, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление в орган кадастрового учета копий документов о принятии решений, в связи с которыми требуется внесение изменений в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неисполнении административным ответчиком обязанностей в части установления и описания границ особо охраняемой территории – территории традиционного природопользования «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территорий традиционного природопользования «Колгуев», «Дружба Народов», «Красный Октябрь», «Путь Ильича», «им.Выучейского», «Ерв», «Восход», «Рассвет Севера», для постановки на государственный кадастровый учет их границ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности устранить указанные нарушения.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии у Управления указанной обязанности суд находит несостоятельными.

В силу прямого указания ст.9 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа указанная обязанность возлагается именно на административного ответчика.

В свою очередь пп.5 п.1 ст.39.14 ЗК РФ на указанные отношения не распространяется.

Ссылка ответчика на обязанность Правительства Российской Федерации установить границы территорий традиционного природопользования основана на неправильном толковании норм материального права.

Из системного толкования норм ст.97 ЗК РФ, ст.6-9 Федерального закона 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» следует, что границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в зависимости от уровня территории традиционного природопользования. В свою очередь, поскольку как установлено выше указанные территории являются территориями традиционного природопользования регионального значения, обязанность определить границы возлагается на соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Несостоятельной является также ссылка на образование территорий до образования Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, поскольку к административному ответчику как универсальному правопреемнику перешли все права и обязанности ликвидированного юридического лица, в том числе неисполненные обязанности по определению и описанию границ территорий традиционного природопользования.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой территории удовлетворить.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа установить и описать границы особо охраняемой территории – территории традиционного природопользования «Колгуев», территории традиционного природопользования «Дружба Народов», территории традиционного природопользования «Красный Октябрь», территории традиционного природопользования «Путь Ильича», территории традиционного природопользования «им.Выучейского», территории традиционного природопользования «Ерв», территории традиционного природопользования «Восход», территории традиционного природопользования «Рассвет Севера», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территорий традиционного природопользования «Колгуев», территории традиционного природопользования «Дружба Народов», территории традиционного природопользования «Красный Октябрь», территории традиционного природопользования «Путь Ильича», территории традиционного природопользования «им.Выучейского», территории традиционного природопользования «Ерв», территории традиционного природопользования «Восход», территории традиционного природопользования «Рассвет Севера», для постановки на государственный кадастровый учет их границ.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин

Копия верна, судья В.В.Распопин