ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10534/2016 от 19.12.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-10534/2016

19 декабря 2016 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске дело по административному исковому заявлению муниципального учреждения муниципального образования «город Архангельск» «Информационно-расчетный центр»

к заместителю прокурора города Архангельска Стрекину С. Н., прокуратуре города Архангельска, прокуратуре Архангельской области,

об оспаривании представления от 18 октября 2016 года № 8106ж-2016,

при участии в судебном заседании: представителя административного истца ФИО2, помощника прокурора города Архангельска Здрецовой А.А., представителя нотариальной палаты Архангельской области (ассоциация нотариусов) ФИО3,

в судебное заседание не явились заместитель прокурора города Архангельска Стрекин С.Н., представитель администрации муниципального образования «город Архангельск» (извещены),

установил:

муниципальное учреждение муниципального образования «город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» (далее также МУ «ИРЦ», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора города Архангельска Стрекину С. Н., прокуратуре города Архангельска, прокуратуре Архангельской области об оспаривании представления от 18.10.2016 № 8106ж-2016.

В обоснование иска указывает, что оспариваемым представлением МУ «ИРЦ предложено принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, путем предоставления по запросам нотариусов сведений о лицах, сохраняющих право пользования жилым помещением. Данное представление считает незаконным. Так, МУ «ИРЦ» не оказывает государственную услугу по регистрации граждан по месту пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, не является органом регистрационного учета, осуществляет деятельность по приему от граждан и передачи в органы регистрационного учета документов в целях регистрационного учета в пределах территории города Архангельска на основании распоряжения мэра города от 16.08.2004 № 978. В связи с чем не обязано предоставлять нотариусам по их запросам поквартирные карточки бесплатно. Оспариваемым предостережением допущено грубое вмешательство в хозяйственную деятельность учреждения.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.

Помощник прокурора города Архангельска Здрецова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель нотариальной палаты Архангельской области (ассоциации нотариусов) по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил заявленные требования оставить без удовлетворения.

Стрекин С.Н., администрация муниципального образования «город Архангельск» о месте и времени проведения судебного заседания извещены, представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ …организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

В силу указания ч. 1, 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании положений ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1 от 11.02.1993 (далее по тексту - Основы законодательства о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Согласно требованиями ст. 16 Основ законодательства о нотариате нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Положениями ст. 35 Основ законодательства о нотариате к числу нотариальных действий отнесено удостоверение сделки.

В силу указания ч. 1 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

В силу указания ч. 1 ст. 558 ГК РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства (по месту пребывания) в жилом помещении в конкретный период, отношение их к нанимателю (владельцу), содержатся в поквартирной карточке, форма которой утверждена Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288. Данные сведения позволяют в том числе нотариусу судить о лицах, сохраняющих право постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением.

Право нотариуса истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий закреплено положениями ст. 15 Основ законодательства о нотариате.

Как усматривается из материалов дела, письмом исх. № 114№ от 25.02.2016 нотариальная палата Архангельской области просила МУ «ИРЦ» оказать содействие в своевременной подготовке и направлении ответов на запросы нотариусов о лицах, сохраняющих право постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением (предоставлении копий поквартирных карточек) во избежание нарушения прав граждан, а также проинформировать о сроках исполнения запросов нотариусов.

Письмом № 2944 от 15.03.2016 Учреждение предложило нотариальной палате Архангельской области предоставлять испрашиваемые сведения на основании возмездного договора, заключенного между нотариусом и МУ «ИРЦ». К данному письму приложен разработанный бланк договора, п. 3.1 которого стоимость услуги по предоставлению копии поквартирной карточки определена в сумме 20 руб.

Письмом от 31.03.2016 № 292 на имя начальника МУ «ИРЦ» нотариальная палата Архангельской области указала, что предложенный к заключению договор является ничтожной сделкой в силу указания п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям закона. По мнению нотариальной палаты Архангельской области предоставление испрашиваемых сведений относится к числу муниципальных услуг, которые должны оказываться заявителям бесплатно. Аналогичная позиция выражена в письме №353 от 21.04.2016.

Письмом от 18.05.2016 № 5600 МУ «ИРЦ» проинформировало, что регистрация граждан по месту жительства не входит в перечень муниципальных услуг. Учреждение к числу территориальных органов регистрационного учета не относится, в связи с чем не обязано предоставлять по запросу нотариусов испрашиваемые сведения.

Письмом от 08.07.2016 № 6/13069 Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проинформировало нотариальную палату Архангельской области о том, что не ведет поквартирный (домовой) учет.

Прокуратура города Архангельска по обращению нотариальной палаты Архангельской области (ассоциации нотариусов) (вх. № 8106ж-2016 от 22.09.2016) провела проверку, по результатам которой заместитель прокурора города Архангельска Стрекин С.Н. 18.10.2016 вынес представление № 810ж-2016.

Данным документом МУ «ИРЦ» предложено незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города, известив прокурора города о времени и месте его рассмотрения. Принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе путем предоставления по запросам нотариусов сведений о лицах, сохраняющих право постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением, в том числе путем предоставления поквартирных карточек на жилые помещения. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, не предоставивших вышеуказанную информацию по запросам нотариусов. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона (с приложением копий подтверждающих документов), а также лицах, привлеченных к дисциплинарной ответственности, с приложением приказа о наказании сообщить в прокуратуру города в письменном виде в установленный законом месячный срок.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) урегулированы Федеральным законом 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).

В силу указания ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Положениями ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ к числу заявителей отнесены физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в ч.2 и 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в п. 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

На основании положений ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.07.1995 № 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Также данным Постановлением утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, в число которых включены: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации ; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами; уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержден приказом Федеральной миграционной службы России № 288 от 11.09.2012 (Дале по тексту - Административный регламент).

В силу указания п. 15 Административного регламента регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения.

Согласно п. 17 Административного регламента лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, являются: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами; уполномоченные должностные лица многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

На основании требований п. 84 Административного поквартирные карточки по форме № 10 (приложение № 7 к Административному регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Устав муниципального учреждения муниципального образования «город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» утвержден распоряжением мэра города Архангельска от 21.12.2011 № 34112р (далее по тесту - Устав).

В силу указания п. 2.1 Устава, с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии города Архангельска от 26.06.2015 № 562, целями деятельности Учреждения являются в том числе выполнение функций, связанных с регистрационным учетом граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах муниципального образования «город Архангельск».

Для достижения уставных целей учреждение осуществляет основные виды деятельности за счет средств городского бюджета, в том числе ведение первичного регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах муниципального образования «город Архангельск» (п. 2.4 Устава).

Распоряжением мэра города Архангельска от 16.08.2004 № 978р для обеспечения выполнения функций по регистрации и учету граждан по месту пребывания и месту жительства МУ «ИРЦ» до 01.09.2004 предписано принять от иных муниципальных унитарных предприятий (МУРЭП, МЖКП, МКП) документацию, в том числе архивную, по учету и регистрации граждан; заключить договор на выполнение МУ «ИРЦ» функций по учету и регистрации граждан.

Таким образом, Учреждение не является органом, предоставляющим государственную услугу по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, но является организацией, участвующей в предоставлении данной государственной услуги, в том числе ведущей поквартирные карточки на территории муниципального образования «город Архангельск».

Соответственно, испрашиваемая нотариусами информация имеется в распоряжении Учреждения. Доводы представителя Учреждения об обратном, опровергаются материалами дела и судом не принимаются.

Согласно ч. 1, 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Исходя из п. 74 Перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестры муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р, к муниципальной услуге относится выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов (перечень не исчерпывающий) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения.

В п. 50 Приложения № 1 «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р указано, что к муниципальным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными учреждениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) и установлен заключительный 4-й этап первоочередного предоставления данной услуги в электронном виде до 01.01.2012.

Мэрия города Архангельска постановлением № 182 от 04.07.2012 в перечень услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в архангельский региональный реестр государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме включила услуги по выдаче документов (копий финансово-лицевого счета, поквартирных карточек, справок и иных документов) на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Ссылку административного истца на постановление мэрии города Архангельска от 21.02.2012 № 90, которым в перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальным учреждением муниципального образования «город Архангельск», находящимся в ведении департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска, для граждан и юридических лиц за плату включена в том числе услуга по изготовлению справок и иных документов, копий финансово-лицевого счета и поквартирных карточек, суд не принимает. Наличие данного постановления не освобождает МУ «ИРЦ» об обязанности предоставлять нотариусам по их запросам копии поквартирных карточек и не свидетельствует о возможности предоставления соответствующих копий на платной основе.

Тот факт, что в настоящее время аналогичные функции помимо Учреждения выполняют также многофункциональные центры, иные лица, не освобождает МУ «ИРЦ» об обязанности предоставить по запросам нотариусов имеющуюся у него информацию.

Доводы административного истца о том, что предоставление нотариусам испрашиваемой информации будет противоречить положениями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ), основаны на неверном толковании правовых норм и судом не принимаются.

Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 указанного Закона (в том числе если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей).

Таким образом, праву нотариусов истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий (копий поквартирных карточек) корреспондирует обязанность МУ «ИРЦ» представить испрашиваемые сведения (оказать муниципальную услугу) на безвозмездной основе.

Осуществление нотариусами полномочий в целях защиты прав и законных интересов граждан не может быть постановлено в зависимость от исполнения органами местного самоуправления обязанности включить данную услугу в реестр муниципальных услуг города Архангельска и разработки ими административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт оказания данной услуги. Соответствующая муниципальная услуга должна оказываться бесплатно.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом, и права либо свободы административного истца не были нарушены.

Таким образом, оспариваемое представление заместителя прокурора г. Архангельска является законным, права и законные интересы административного истца не нарушает, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление муниципального учреждения муниципального образования «город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» к заместителю прокурора города Архангельска Стрекину С. Н., прокуратуре города Архангельска, прокуратуре Архангельской области, об оспаривании представления от 18 октября 2016 года № 8106ж-2016 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2016 года.

Судья Е. А. Саблина