ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1054/2021 от 06.09.2021 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,

при секретаре Куликовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца ФИО1, дело по административному иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района», Отделу архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района, начальнику Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2 о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района» в котором просил признать незаконным ответ Администрации Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть по существу, в соответствии с действующим законодательством, заявление о согласовании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации объекта капитального строительства с номером , площадь участка <данные изъяты> кв.м., категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенного по адресу: <адрес>, утвердить схему расположения образуемого земельного участка, поставить указанный образуемый земельный участок на кадастровый учет и зарезервировать право собственности на образованный земельный участок.

В основание требований указал, что ему на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства (Банно-оздоровительный комплекс) с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Степень готовности указанного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>, площадь застройки <данные изъяты> кв.м. Объект не предназначен для нужд лесопользования и не связан с использованием лесов. После завершения строительства он будет использоваться в личных целях для круглогодичного отдыха его семьи. Строительство указанного объекта было начато Челябинским автомеханическим заводом до ДД.ММ.ГГГГ, на отведенном для этих целей земельном участке. Земельный участок был предоставлен Челябинскому автомеханическому заводу под строительство базы отдыха с получением разрешительной документации. Решением исполнительного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка под строительство банно-оздоровительного комплекса на строящейся базе отдыха, выдано архитектурно-планировочное задание на строительство банно-оздоровительного комплекса на базе отдыха, на основании распоряжения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом Территориального агентства госимущества Российской Федерации база отдыха передана в муниципальную собственность Чебаркульского района, в составе имущественного комплекса, в состав которого входил и объект капитального строительства (Банно-оздоровительный комплекс). ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением «О предварительном согласовании схемы образуемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости» в Администрацию Чебаркульского муниципального района и в соответствии со ст. 39.15 и ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ, просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый квартал , Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов, территориальная зона: СН-1 «Рекреационные земли» или Р-1 «Зона парков, скверов», вид разрешенного использования: «Рекреация» или «для лечебно-оздоровительного назначения», расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в его адрес было направлено письмо , содержащее отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта капитального строительства, принадлежащего ему на праве собственности. В качестве причины отказа указано, что в процессе согласования указанной схемы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений в челябинской области (Главное Управление лесами <адрес>) был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует согласование схемы образуемого участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. Ответ Главного Управление лесами <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, был приложен к отказу Администрации, но в тексте отказа Управления нет ни слова о согласовании или невозможности согласования схемы образуемого участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. В ответе Управления идет речь о невозможности согласовать схему земельного участка с номером площадью <данные изъяты> га. Данный отказ нарушает его права и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Отдел архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района и начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям изложенным в иске, указал на то, что отказ Администрации является незаконным и необоснованным, поскольку не содержит указания на конкретный пункт, на основании которого принято решение об отказе в удовлетворении заявления.

Представители административных ответчиков Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района», Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района, административный ответчик начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2 при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения административного истца ФИО1, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и ч. 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства (Банно-оздоровительный комплекс) площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Степень готовности <данные изъяты>. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» с заявлением «О предварительном согласовании схемы образуемого земельного участка, согласовании предоставления земельного участка на котором расположен объект недвижимости». В заявлении он просил в соответствии со ст. 39.15 и ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый квартал , Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов, территориальная зона: СН-1 «Рекреационные земли» или Р-1 «Зона парков, скверов», вид разрешенного использования: «Рекреация» или «для лечебно-оздоровительного назначения», расположенного по адресу: <адрес><данные изъяты> К указанному заявлению была приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории <данные изъяты>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2 ФИО1 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В качестве причины отказа указано на то, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовлена с наложением на участок с кадастровым номером , имеющий категорию «Земли лесного фонда», вид разрешенного использования «Ведение сельского хозяйства (пчеловодство)», адрес: <адрес> В ответе Главного управления лесами <адрес> на направленный запрос, отсутствует согласование схемы образуемого земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты>

Полагая указанный отказ незаконным, ФИО1 обратился данным с административным исковым заявлением в суд.

В п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из положений п. 3 и п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Предусмотренный п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является закрытым.

Решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Как было указано ранее, отказывая ФИО1 в согласовании схемы расположения земельного участка начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2 указал на то, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовлена с наложением на участок с кадастровым номером , имеющий категорию «Земли лесного фонда», вид разрешенного использования «Ведение сельского хозяйства (пчеловодство)», адрес: <адрес> при этом Главное управление лесами <адрес> не согласовало схему образуемого земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, из положений земельного законодательства, указанного основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка не имеется.

Кроме того, отказ не содержит ссылки на конкретный подпункт п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, на основании которого ФИО1 отказано в удовлетворении заявления.

Административными ответчиками доказательств законности отказа в согласовании схемы расположения земельного участка не представлено, доводы административного истца о незаконности оспариваемого отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не опровергнуты.

При указанных обстоятельствах отказ Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать соответствующим нормативным правовым актам.

В силу положений ст.ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.

В связи с тем, что оспариваемый отказ не соответствует нормативным правовым актам, нарушает право административного истца на получение земельного участка для завершения строительства объекта капитального строительства, суд считает необходимым признать его незаконным.

В то же время, решая вопрос об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд, исходя из того, что суд не вправе принимать решение, входящее в полномочия иного органа, в частности органа местного самоуправления и обязывать административного ответчика принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, считает возможным возложить на Муниципальное учреждение «Администрация Чебаркульского муниципального района» и Отдел архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Чебаркульского муниципального района», Отделу архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района, начальнику Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района ФИО2 о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством удовлетворить.

Признать незаконным отказ Отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района в согласовании ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Муниципальное учреждение «Администрация Чебаркульского муниципального района» и Отдел архитектуры и градостроительства администрации Чебаркульского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1, о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.С. Устьянцев