ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10556/2022 от 11.10.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело№2а-10556/2022

50RS0031-01-2022-013375-51

Решение

Именем Российской Федерации

«11» октября 2022 года г.Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Васиной Д.К.,

при секретаре с/з Тюпиной Ю.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левхина Андрея Владимировича, Черванюка Игоря Константиновича к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Левхин А.В. и Черванюк И.К. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области с требованием о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1496 кв.м по адресу: АДРЕС, изложенном в уведомлении от 27.07.2022 года ; обязании Управления устранить допущенные нарушения, рассмотрев вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности Левхина А.В. и Черванюка И.К. на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1496 кв.м. по адресу: АДРЕС в установленный законом срок.

В обоснование заявленных требований Левхин А.В. и Черванюк И.К. указали, что являются собственниками 100 процентов жилых помещений многоквартирного дома с кадастровым номером общей площадью 840,5 кв.м., расположенного в границах земельного участка общей площадью 1496 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: АДРЕС. Другие объекты, как принадлежащие истцу, так и третьим лицам, на указанном земельном участке отсутствуют. Земельный участок был предоставлен на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для строительства жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ Левхин А.В. и Черванюк И.К. через представителя обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома: земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1496 кв.м., по адресу: АДРЕС.

Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ уведомил Левхина А.В. и Черванюка И.К. о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. В качестве причины приостановки указано: отсутствие документов-оснований для государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок с К. Государственная регистрация приостанавливалась сроком на 3 месяца по ДД.ММ.ГГГГ (Уведомление № КУВД-001/2022-16094288/1).

На основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, по истечении срока, на который государственная регистрация приостанавливалась, ДД.ММ.ГГГГ Административный истец был уведомлен об отказе в государственной регистрации собственности на земельный участок с кадастровым (Уведомление ).

С указанным решением Административные истцы не согласны, полагают, что оно является необоснованным и нарушающим их права и интересы, в связи с чем вынуждены обратиться в суд.

Административный истец Левхин А.В. в судебное заседание не явился, направив своего представителя, который в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный истец Черванюк И.К. в судебное заседание не явился, направив своего представителя, который в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик – Росреестр по Московской области в лице представителя в судебном заседании в удовлетворении требований возражала, представила письменные возражения по существу заявленных требований, обратила внимание, что оспариваемое истцами решение вынесено в строгом соответствии действующему законодательству, при этом права и законные интересы истцов действиями Управления Росреестра по Московской области нарушены не были.

Заинтересованное лицо, Администрация Одинцовского городского округа Московской области, представителя не направило, извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно п. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, при производстве по делу по административному исковому заявлению подлежат доказыванию следующие обстоятельства, а именно соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ ). При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оценивая правовую основу исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Так, основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 вышеуказанного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 27 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Левхин А.В. и Черванюк И.К. являются собственниками 100 процентов жилых помещений многоквартирного дома с кадастровым номером общей площадью 840,5 кв.м., расположенного в границах земельного участка общей площадью 1496 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: АДРЕС. что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д. 12-17).

Другие объекты, как принадлежащие истцам, так и третьим лицам, на указанном земельном участке отсутствуют.

Участок был предоставлен на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для строительства жилого дома (л.д. 18-24).

ДД.ММ.ГГГГ Левхин А.В. и Черванюк И.К. через представителя обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1496 кв.м. по адресу: АДРЕС

Управление ДД.ММ.ГГГГ уведомило Левхина А.В. и Черванюка И.К. о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. В качестве причины приостановки указано: отсутствие документов-оснований для государственной регистрации права собственности заявителей на земельный участок с К. Государственная регистрация приостанавливалась сроком на 3 месяца по ДД.ММ.ГГГГ (Уведомление ).

По истечении срока, на который государственная регистрация приостанавливалась, ДД.ММ.ГГГГ Административный истцы были уведомлены об отказе в государственной регистрации собственности на земельный участок с кадастровым (Уведомление № ).

Оценивая установленные по делу обстоятельства и разрешая заявленные административные исковые заявления по существу, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим обстоятельствам.

Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно новой редакции этой же нормы земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Пунктом 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено следующее: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие названного кодекса (часть 2 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 этого же Федерального закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 указанного Федерального закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Таким образом, приведенными положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлен момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на сформированный под таким домом земельный участок, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.

Как следует из материалов административного дела, истцу на праве собственности принадлежат жилые помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном на спорном земельном участке, следовательно, они с момента государственной регистрации права собственности на данный объект приобретает в силу закона и право общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен указанный дом.

В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а с 1 января 2017 года - в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно действовавшему до 1 января 2017 года пункту 2 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Аналогичная норма закреплена в части 5 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 1 января 2017 года.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2013 года № 765 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации, действовавшие до 1 января 2017 года Разделом XIX данных Правил были предусмотрены особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, удостоверения проведения государственной регистрации права на такие объекты недвижимого имущества.

Пункт 158 указанных Правил предусматривал, что если правообладатель обращается за государственной регистрацией права общей долевой собственности на объект недвижимости после проведенной ранее государственной регистрации права на жилое помещение в многоквартирном доме, номер государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности на объект (объекты) недвижимости формируется и вносится в подраздел II-1 в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, отдельная запись подраздела II-1 Единого государственного реестра прав вносится в отношении собственника помещения в многоквартирном доме. Если помещение в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности, в отношении участников общей долевой собственности на него и, соответственно, на общее имущество в многоквартирном доме, записи в подраздел II-1 Единого государственного реестра прав вносятся отдельно (пункт 159 этих же Правил).

В соответствии с пунктом 163 Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права и выписку из Единого государственного реестра прав, удостоверяющую проведение государственной регистрации выдаваемые собственнику помещения в многоквартирном доме, содержащие сведения о зарегистрированном праве на такое помещение, посредством внесения в них описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него согласно соответствующей записи в Едином государственном реестре прав. Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в подраздел II-1 может быть выдано новое свидетельство о государственной регистрации права.

Из изложенного следует, что на момент обращения Левхина А.В. и Черванюка И.К. с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок под многоквартирным домом нормативными правовыми актами определялся порядок внесения и состав соответствующих сведений в Едином государственном реестре прав, а также правила удостоверения проведенной государственной регистрации права на такие объекты недвижимого имущества.

Ранее действовавшей Инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 года № 29, также предусматривалась регистрация права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом.

При таких обстоятельствах для приобретения права собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, не требуется государственная регистрация права, возникшего в силу специального указания в законе. Вместе с тем право собственности на земельный участок как на любой объект недвижимости, подлежит государственной регистрации, которая проводится в заявительном порядке.

Пунктом 136 Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним было установлено следующее если земельный участок принадлежит на праве собственности иному лицу (не застройщику), в том числе публичному образованию, и используется застройщиком на праве аренды (субаренды, безвозмездного пользования), то запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, предусмотренном разделом VI настоящих Правил. Одновременно в подраздел II-1 раздела Единого государственного реестра прав, открытого на земельный участок, вносится запись о государственной регистрации права общей долевой собственности участника долевого строительства и прежнего собственника земельного участка. Если собственность на земельный участок не разграничена, в Единый государственный реестр прав запись о государственной регистрации права общей долевой собственности прежнего собственника не вносится.

Аналогичная норма содержится в пункте 139 вступившего в силу с 1 января 2017 года Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года № 943.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок. Возможные споры между прежним собственником земельного участка (арендодателем) и застройщиком (арендатором) не могут затрагивать права собственников помещений в многоквартирном жилом доме на соответствующий земельный участок.

Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что федеральным законодательством и административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предусмотрена возможность регистрации права истиц на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, является ошибочной по следующим основаниям.

Указанный Административный регламент определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении государственной услуги (пункт 1 этого Административного регламента). Отсутствие в административном регламенте специальной процедуры регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом не может служить основанием для отказа в проведении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в силу особого указания закона.

Ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, учитывая, что при рассмотрении заявления истцов государственный орган был обязан рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности на испрашиваемый земельный участок, однако от указанной обязанности уклонился, чем в свою очередь затронуты интересы истцов, суд считает необходимым удовлетворить требования Левхина А.В. и Черванюка И.К. признав незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: АДРЕС, изложенный в уведомлении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, и обязав Управление рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности на испрашиваемый земельный участок.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: АДРЕС, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Росреестра по Московской области устранить допущенные нарушения, рассмотрев вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности Левхина Андрея Владимировича, Черванюка Игоря Константиновича на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1496 кв.м, по адресу: АДРЕС входящий в состав общего имущества в многоквартирном доме, в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Д.К. Васина

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2022г.