ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1055/2023 от 28.09.2023 Псковского районного суда (Псковская область)

Производство № 2а-1055/2023

УИД 60RS0020-01-2023-001567-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года г. Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Савкина Д.А.,

при секретаре Шиповой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова Сергея Ивановича к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Правительству Псковской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению надлежащим образом ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, обязании рассмотреть ходатайство, подготовить и утвердить изменения в генеральный план, внести изменения в Правила землепользования и застройки,

УСТАНОВИЛ:

Степанов С.И. обратился в суд с административным исковым к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Правительству Псковской области о признании бездействия Правительства Псковской области по не рассмотрению надлежащим образом ходатайства о переводе земель из одной категории в другую от 23.01.2020 незаконным; об обязании Правительство Псковской области в срок не позднее 30 календарных дней после вступления судебного акта в законную силу рассмотреть в установленном порядке ходатайство о переводе земель из одной категории в другую от 23.01.2020 и издать соответствующее постановление о переводе земельных участков с кадастровыми номерами: в категорию земель населенных пунктов с установлением разрешенного вида использования «индивидуальное жилищное строительство»; об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в срок не позднее 30 календарных дней после вступления судебного акта в законную силу подготовить изменения в генеральный план сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области», в котором отразить включение в границу населенного пункта - д. Жидилов Бор сельского поселения «Ершовская волость Псковского района Псковской области земельных участков с кадастровыми номерами: , с установлением для них разрешенного вида использования - «индивидуальное жилищное строительство»; об обязании Правительства Псковской области в срок не позднее 30 календарных дней после вступления судебного акта в законную силу в установленном порядке утвердить изменения в Генеральный план сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области», разработанные Комитетом в соответствии с пунктом 3 просительной части настоящего административного искового заявления; об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области в срок не позднее 30 календарных дней после вступления судебного акта в законную силу в установленном порядке внести соответствующие изменения в П33 сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в границы населенного пункта д. Жидилов Бор сельского поселения «Ершовская волость Псковского района Псковской области и установления им разрешенного вида использования «индивидуальное жилищное строительство».

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: площадью 1 119 кв.м.; площадью 605 кв.м.; площадью 2 538 кв.м.; площадью 749 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

23.01.2020 в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (в настоящее время - Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области) административным истцом было подано ходатайство о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию «земли населенных пунктов» с установлением разрешенного вида использования «для индивидуального жилищного строительства», путём включения земельных участков в границы населенного пункта Жидилов Бор. В ходе проведения 09.11.2021 публичных слушаний каких-либо замечаний, возражений по поводу включения земельных участков административного истца в границы указанного населенного пункта не имелось. Однако по результатам проведённых 09.11.2021 публичных слушаний административному истцу Комитетом по управлению государственным имуществом было направлено письмо, в котором по решению межведомственной комиссии было рекомендовано отклонить включение в границы населенного пункта Жидилов Бор принадлежащие ему земельные участки. На основании полученного письма административному истцу стало известно о предоставлении неверных сведений межведомственной комиссией в Управление Росреестра по Псковской области, что послужило для отказа о включении спорных земельных участков в границы населённого пункта Жидилов Бор.

Административный истец полагает, что принадлежащие ему земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями; предусмотренные законодательством основания для отказа в удовлетворении его ходатайства отсутствуют. Какого-либо постановления Правительства Псковской области по результатам рассмотрения ходатайства в соответствии с утвержденным регламентом он не получал, в связи с чем считает, что соответствующее решение по его ходатайству не принято.

20.11.2022 Правительством Псковской области было издано постановление «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Ершовская волость», в соответствии с которым была изменена функциональная зона, в результате чего все земельные участки административного истца с разрешенным видом использования «для дачного строительства» были отнесены к функциональной зоне «сельскохозяйственные угодья».

23.05.2023 Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области были внесены изменения в ПЗЗ, тем самым, по мнению Степанова С.И., противозаконно были ограничены его права на использование принадлежащих ему земельных участков.

Административный истец Степанов С.И. в судебном заседании поддержал доводы и требования административного искового заявления в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Псковской области - Пчелкина С.В., действующая на основании соответствующей доверенности, в суде возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях, из которых следует, что уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств о переводе земель из одной категории в другую является Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области. 23.01.2020 административным истцом в адрес Комитета было подано ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, по итогам рассмотрения которого в адрес административного истца было направлено письмо от 20.02.2020. Проект акта Правительства Псковской области о переводе земель из одной категории в другую Комитетом подготовлен не был и в Правительство Псковской области на согласование и принятие не направлялся, ввиду чего заявленное административным истцом требование о бездействии Правительства Псковской области является неправомерным. Также полагала, что административным истцом пропущен трёхмесячный срок на подачу административного иска, поскольку ходатайство административным истцом в адрес Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области было направлено 23.01.2020.

Представитель ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области - Кулик Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Генеральный план утверждён с учетом всех поступивших замечаний и ходатайств. Решение по утверждению Генерального плана было обоснованным, на заседание межведомственной комиссии были представлены все необходимые документы.

Представитель заинтересованного лица Администрации Псковского района - Голдобина А.Ю. в суде возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию представителя административного ответчика Правительства Псковской области.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения «Ершовская волость» в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области Карузская Н.А. в судебное заседание не явилась, ранее в суде поясняла, что земельные участки, принадлежащие истцу, образованы из земельных участков с КН , которые, в свою очередь, образованы путем выдела в счет земельной доли из земель ТОО «Ершовское». Таким образом, земельные участки с КН расположены на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения. Документы, подтверждающие выбытие данных земельных участков из сельскохозяйственных угодий и утрату ими ценности в качестве таковых, отсутствуют. Изменение вида разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство» не выводит сельскохозяйственные угодья из состава земельных участков. Полагала, что с учетом картографических материалов, имеющихся в Государственном фонде данных Управления Росреестра по Псковской области, оснований для изменений вида разрешенного использования земельных участков на «дачное строительство» не имелось.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Судом установлено, что Степанову С.И. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером площадью 1 119 кв.м.; с кадастровым номером площадью 605 кв.м.; с кадастровым номером площадью 2 538 кв.м.; с кадастровым номером площадью 749 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 149-168).

Согласно действующим Правилам землепользования и застройки «Ершовская волость» Псковского района Псковской области данные земельные участки находятся в зоне СХ-3 «Зона объектов сельскохозяйственного использования» за границами населенного пункта.

23.01.2020 Степанов С.И. обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением об изменении категории земель и вида разрешенного использования на принадлежащих ему земельных участках из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли населенных пунктов» с установлением вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», путём включения в границы населенного пункта дер. Жидилов Бор СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области (л.д. 28). Данное обращение было подано им в связи подготовкой проекта генерального плана и внесений изменений в Правила землепользования и застройки СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области согласно Приказу Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 10.12.2019 № 6188.

В ответ на данное обращение 20.02.2020 Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области разъяснил административному истцу, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (ст. 84 ЗК РФ). В отношении сельского поселения «Ершовская волость» генеральный план не утверждён, однако Комитетом заключен государственный контракт на разработку генерального плана. Вместе с тем вышеуказанное предложение подлежит рассмотрению на заседании комиссии по подготовке проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования городских, сельских, межселенных территорий на приграничных территориях (л.д. 32-33).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Псковской области органом исполнительным власти, уполномоченным на рассмотрение вопросов о переводе земель из одной категории в другую, является Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 17 августа 2009 года № 306 (п. 3.2.4).

На момент обращения административного истца с заявлением о переводе земельных участков из одной категории в другую действовал Административного регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области государственной услуги по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденный Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 27.02.2012 № 110.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление было направлено в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, и рассмотрение ходатайств о переводе земель из одной категории в другую не относится к полномочиям Правительства Псковской области, требования административного истца о признании бездействий данного административного ответчика по не рассмотрению надлежащим образом его ходатайства от 23.01.2020, обязании рассмотреть ходатайство и издать постановление о переводе земельных участков в категорию земель населенных пунктов с установлением вида разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» является незаконным и не подлежит удовлетворению.

Оценивая требования административного истца об обязании Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области подготовить изменения в генеральный план сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области, в котором отразить включение в границу населенного пункта - д. Жидилов Бор Псковского района Псковской области принадлежащих ему земельные участки, с установлением для них вида разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», и внести соответствующие изменения в ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района и обязании Правительство Псковской области в установленном порядке утвердить изменения в Генеральный план СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области, суд исходит из следующего.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).

Градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-Ф3 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

На основании части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - 3К РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляются в соответствии с требованиями статей 9, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В силу п. 2 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» подготовка генеральных планов приграничных поселений и изменений в них относится к полномочиям исполнительного органа Псковской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности (территориального планирования, градостроительного зонирования).

На основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 17 августа 2009 года № 306, Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере градостроительной деятельности (развития территорий на основе территориального планирования, градостроительного зонирования), включающих подготовку генеральных планов поселений и изменений в них в случаях, установленных законами области, в том числе обеспечивает согласование проектов таких генеральных планов в случаях, установленных федеральным законодательством, и представляет их для утверждения в Правительство Псковской области (п.п. 1.1, 3.10.3).

Утверждение же генеральных планов приграничных поселений, внесение в них измененийотносится к полномочиям Правительства Псковской области (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ).

22.09.2021 Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области в рамках предоставленных ему полномочий вынесен приказ № 4568 о проведении публичных слушаний по проектам генерального плана и внесения изменений в ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области, в который внесены изменения Приказом Комитета от 26.10.2021 № 5157, назначены дата, время и место проведения публичных слушаний (л.д. 56-63).

Согласно протоколу Комиссии по подготовке проектов ПЗЗ городских, сельских поселений, межселенных территорий, Псковской области, расположенных на приграничных территориях, публичных слушаний от 09.11.2021 рассматривался проект генерального плана и проект внесения изменений в ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области, подготовленный на основании государственного контракта от 11.11.2019, разъяснен порядок проведения процедур по утверждению проектов, озвучено краткое содержание проектов, сообщено о внесенных предложениях, в том числе Степанова С.И. (л.д. 123-124). Согласно представленному проекту генерального плана и проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки территория, на которой расположены земельные участки истца, включена в границы населенных пунктов д. Жидилов Бор.

В соответствии с ч.ч. 7, 9, 10, 11 ст. 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана, изменений в утвержденный генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, муниципальный округ или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, муниципальным округом или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации муниципального округа, глава местной администрации городского округа в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.

По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации муниципального округа, главе местной администрации городского округа:

1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопроса

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

В соответствии с Указом Губернатора Псковской области от 21.03.2012 № 9-УГ на основании Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "Об исполнительных органах Псковской области", в целях обеспечения исполнения земельного законодательства на территории области создана межведомственная комиссия при Правительстве Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии при Правительстве Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области, утвержденным Указом Губернатора Псковской области от 21.03.2012 N 9-УГ, Межведомственная комиссия при Правительстве Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области (далее - Комиссия) вправе, помимо прочего, рассматривать проекты схем территориального планирования муниципальных районов, проекты генеральных планов городских, сельских поселений, межселенных территорий Псковской области, расположенных на приграничных территориях, и проекты документов о внесении изменений в них (далее - проекты документов территориального планирования приграничных территорий); рассматривать предложения органов местного самоуправления приграничных территорий области, физических и юридических лиц, поступающие в процессе подготовки проектов документов территориального планирования приграничных территорий, и проектов документов о внесении изменений в них в части установления новых функциональных зон, а также изменения или уточнения границ функциональных зон, отображаемых в документах территориального планирования приграничных территорий.

27.05.2022 было проведено заседание межведомственной комиссии при Администрации Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области, на которой рекомендовано, в том числе, отклонить включение 4 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с КН , принадлежащих административному истцу, в границы населенного пункта дер. Жидилов Бор СП «Ершовская волость» Псковского района, о чем указано в п. 18 протокола заседания (л.д. 111-114).

Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области Степанову С.И. в дополнение к письму от 20.02.2020 были направлены письменные сообщения от 24.11.2022, 18.01.2023, в которых ему разъяснено о том, что его предложение о включении земельных участков в границы населенного пункта отклонено (л.д. 70-72, 105-106).

При этом основанием для отклонения предложения административного истца послужило то, что в ходе проведения проверки было установлено, что согласно сведениям Управления Росреестра по Псковской области из Государственного фонда данных данные земельные участки заняты сельскохозяйственными угодьями в составе сельскохозяйственного назначения, вся площадь участков занята пашнями. Земельные участки, принадлежащие истцу, образованы из земельных участков, которые, в свою очередь, образованы из земель сельскохозяйственного назначения ТОО «Ершовское» путем выдела в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок. Указаные обстоятельства также подтверждены выкопировкой из проекта перераспределения земель совхоза «Ершовский» Псковского района Псковской области от 1992 года.

Аналогичная позиция изложена в письме Администрации Псковского района.

Также из информации, представленной главой администрации СП «Ершовская волость» Трашковым О.В., включение указанных земельных участков в границы д. Жидилов Бор нецелесообразно, в связи с тем, что на участках с КН: и КН: отсутствуют строения, хозяйственная деятельность не ведется и отсутствует общая граница, а земельные участки с КН: являются часть проездов между участками на территории ДНТ «Степановка», которое в настоящее время не существует.

Согласно действующим ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района земельные участки расположены в зоне СХ3 «Зона объектов сельскохозяйственного использования», градостроительным регламентом которой предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков «Ведение огородничества (код 13.1)», «Садоводство (код 1.13)», а также «Ведение садоводства (код 13.2)» с пометкой, что строительство жилых домов допустимо в границах СНТ.

В настоящее время в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Россреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и в действующих ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района вид разрешенного использования «Для дачного строительства» не содержится.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (п. п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

На основании ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ст. 78 ЗК РФ).

Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Вопреки доводам административного истца, факт того, что земельные участки с КН относятся к сельскохозяйственным угодьям, помимо сведений ЕГРН, также подтверждается Выкопировкой из проекта перераспределения земель совхоза «Ершовский» Псковского района Псковской области 1992 года. Доказательств, подтверждающих выбытие данных земельных участков из сельскохозяйственных угодий, суду не представлено.

Изменение вида разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного использования» на «дачное строительство» не выводит сельскохозяйственные угодья из состава земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятого сельскохозяйственными угодьями.

Постановлением Правительства Псковской области от 29.11.2022 № 306 утвержден Генеральный план СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области.

Оценив в совокупности все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства применительно к вышеуказанным нормам права, суд приходит к выводу о том, что функциональная зона, установленная на территории, к которой относятся земельные участки, принадлежащие истцу, соответствует правовому режиму земель, и подтверждается ответами уполномоченных органов, направленных в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области в период подготовки внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки СП «Ершовская волость».

В связи с изложенным суд также не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области подготовить изменения в генеральный план сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области и внести соответствующие изменения в ПЗЗ СП «Ершовская волость» Псковского района, и, как следствие, об обязании Правительство Псковской области в установленном порядке утвердить изменения в Генеральный план СП «Ершовская волость» Псковского района Псковской области.

Согласно ч. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Кроме того, представителем административного ответчика Правительства Псковской области заявлено о пропуске Степановым С.И. срока на подачу административного искового заявления в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из пояснения административного истца, о том, что принадлежащие ему земельные участки не были включены в границы населенного пункта, ему стало известно 23.05.2023 в связи с изданием Комитетом по Управлению государственным имуществом Псковской области приказа 3 2837 «о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области, в которые земельные участки, находящиеся в собственности истца отнесены к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий.

В связи с этим, учитывая, что настоящее административное исковое заявление направлено в суд 24.07.2023, суд приходит к выводу о том, что трехмесячный срок обращения в суд Степановым С.И. не пропущен.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Степанова Сергея Ивановича к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, Правительству Псковской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению надлежащим образом ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, обязании рассмотреть ходатайство, подготовить и утвердить изменения в генеральный план, внести изменения в Правила землепользования и застройки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Д.А. Савкин

Решение не вступило в законную силу

Решение не вступило в законную силу

Решение не вступило в законную силу