ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/20 от 18.03.2020 Крапивинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-105/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Крапивинский 18 марта 2020 года

Крапивинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Быковой Н.И.,

при секретаре Тихонове А.А.,

с участием помощника прокурора Крапивинского района Купцовой Т.А., представителя ответчика Голошумовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Крапивинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального округа о признании незаконным решения от.. г. №.. (в ред. от.. г. №.. ),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Крапивинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального округа о признании незаконным решения от.. г. №.. (в ред. от.. г. №.. ).

Требования мотивированны тем, что Прокуратурой района в.. года во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса был проведен мониторинг муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которого был установлен нормативно-правовой акт, положения которого не соответствовали действующему жилищному законодательству, а именно было установлено, что пункт 1 решения Совета народных депутатов «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления» от … № …, в редакции решения №.. от.. (далее - Решение) и приложение к данному решению, противоречат действующему законодательству в части установления органами местного самоуправления размера платы за коммунальные услуги для населения.

Так, в соответствие с пунктом 1 Решения предусмотрено установить меру социальной поддержки гражданам, являющимся собственниками и (или) нанимателями жилых домов, а также гражданам, которым собственник предоставил право пользования жилым домом в установленном законодательством порядке, при оплате за коммунальные услуги путем установления размера платы за коммунальные услуги для населения Крапивинского муниципального района, согласно приложению к решению.

Согласно приложению установлен размер платы за коммунальные услуги, отличающийся от размеров действующих тарифов на услуги для населения в сфере теплоснабжения, установленных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области ресурсоснабжающим организациям, оказывающим соответствующие коммунальные услуги населению Крапивинского муниципального района.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений оспариваемого решения, меры социальной поддержки населению предусмотрены данным решением в форме установления размера платы за коммунальные услуги.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает полномочия органов местного самоуправления по установлению размера платы за коммунальные услуги для населения.

В силу абзаца 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Однако в соответствие с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно пункту 1.2 положения региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО), утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от.. №.. , данный орган является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.

Иные органы на территории Кемеровской области полномочиями по установлению тарифов не наделены.

Механизм осуществления бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, предусмотрен статьей 74.1 БК РФ.

Частью 2 статьи 74.1 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Меры социальной поддержки в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставление которых возможно организовать органам местного самоуправления, предусмотрены статьями 159 и 160 ЖК РФ.

Так, в силу части 11 статьи 159 ЖК РФ орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

В соответствие с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Возможность предоставления органами местного самоуправления мер социальной поддержки путем установления размера платы за коммунальные услуги населения, не предусмотрена действующим законодательством.

Следовательно, бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки населению (если иное не установлено законом) должны адресно поступать гражданам именно в виде социальных выплат, в том числе, компенсационного или иного характера, а не в форме установления органами местного самоуправления размера платы за коммунальные услуги.

Установив размер платы за коммунальные услуги для населения Крапивинского района, представительный орган местного самоуправления превысил свои полномочия, а также не учел положения статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей порядок начисления размера платы за коммунальные услуги исходя из тарифов коммунальных организаций и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым нарушив установленный федеральным законодательством принцип расчета размера платы за коммунальные услуги. По вышеизложенным фактам прокуратурой Крапивинского района.. в адрес председателя Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района был внесен протест.

Протест был рассмотрен на Совете народных депутатов Крапивинского муниципального района.. и решением от.. №.. была создана рабочая группа по подготовке проекта решения «О внесении изменений в решение от.. №.. «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления», о чем.. в прокуратуру Крапивинского района был направлен ответ.

Однако.. от председателя Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа в прокуратуру Крапивинского района поступила информация об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры Крапивинского района от.. №..

На основании статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Прокурору о принятии Советом народных депутатов Крапивинского муниципального округа решения об отказе в удовлетворении протеста стало известно.. 0, при поступлении в прокуратуру Крапивинского района соответствующей информации.

Таким образом, срок на подачу административного искового заявления прокурором Крапивинского района не пропущен.

Просит признать незаконным решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от.. №.. «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления» в редакции решения №.. от.. . Решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от.. №.. «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления» (в редакции решения №.. от.. ) привести в соответствие с действующим жилищным законодательством, путем внесения соответствующих изменений или его отмены.

В судебном заседании помощник прокурора Крапивинского района Купцова Т.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Голошумова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, добровольно заявила о признании иска, понимает значение указанных действий, и ее письменное заявление приобщено к материальным дела.

Согласно ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 157, 304 КАС РФ.

Суд считает, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 218-220, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Крапивинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального округа о признании незаконным решения от.. г. №.. (в ред. от.. г. №.. .) - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от.. №.. «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления» в редакции решения №.. от..

Решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от.. №.. «Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги «поставка твердого топлива при наличии печного отопления» (в редакции решения №.. от.. ) привести в соответствие с действующим жилищным законодательством, путем внесения соответствующих изменений или его отмены.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Крапивинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий: Быкова Н.И.