ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1064/2021 от 31.03.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1064/2021

39RS0004-01-2021-000413-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.

При секретаре Токарской А. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации ГО «Город Калининград» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Управлению Росреестра по Калининградской области) об оспаривании решения, понуждении к устранению допущенных нарушений

УСТАНОВИЛ:

Администрация ГО «Город Калининград» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Росреестра по Калининградской области, мотивируя свои требования с учетом уточнений (л.дю. 6) тем, что 17 августа 2020 года Администрацией городского округа «Город Калининград» в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра у картографии по Калининградской области представлены документы с заявлением № КУВД-001/2020-11877060 на государственную регистрацию права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером , от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее - Соглашение о перераспределении).

Уведомлением от 25.08.2020 № КУВД-001/2020-11877060/1 Управление Росреестра по Калининградской области сообщило о приостановлении государственной регистрации прав сроком до 25 ноября 2020 года, начиная с 25.08.2020. Основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав указано несоблюдение нотариальной формы Соглашения о перераспределении, нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уведомлением от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-11877060/3 Управление Росреестра по Калининградской области сообщило об отказе в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала, (смежных кадастровых кварталов) , документы на которую были предоставлены вместе с заявлением от 17.08.2020 КУВД-001/2020-11877060 по указанному выше основанию.

Приводя положения ч. 2 ст. 54 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, ст.ст. 11.6., 11.7 ЗК РФ, указывает, что согласно п. 1 Соглашения о перераспределении, предоставленного для осуществления государственной регистрации прав, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> разрешенным использованием «под существующий жилой дом» принадлежит на праве общей собственности: ФИО8 - 51/100 доли в праве общей долевой собственности; ФИО1- 49/300 доли в праве обшей долевой собственности; несовершеннолетней ФИО2 - 49/300 доля в праве обшей долевой собственности; несовершеннолетней ФИО9 - 49/300 доли в праве общей долевой собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о перераспределении, в результате перераспределения образован один земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 895 кв.м., разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», цель использования – под существующий индивидуальный жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>.

В силу п. 2.3. Соглашения о перераспределении, земельный участок с кадастровым номером передается в общую долевую собственность ФИО3, ФИО11, ФИО4

Указывают, что в результате заключения Соглашения о перераспределении, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 не утрачивают право долевой собственности на недвижимое имущество - земельный участок с кадастровым номером , не отчуждают данное недвижимое имущество, а, наоборот, приобретают (увеличивают) права на больший земельный участок, в связи с чем положения ч.2 ст. 54 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не регулируют спорные правоотношения.

Отказ регистрирующего органа от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-11877060/3 лишает стороны Соглашения № 44-П от 16.07.2020 о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с кадастровым номером возможности надлежащим образом сформировать земельный участок () в соответствии с проектом планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> - железная дорога - территория СНГ «Медик» - <адрес><адрес> (микрорайон Южный), утвержденным Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» от 20.01.2020 .

Также оспариваемый отказ в государственной регистрации от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-11877060/3 препятствует исполнению сторонами Соглашения № 44-П от 16.07.2020 своих обязательств по соглашению в части завершения процедуры перераспределения земельных участков, препятствует Администрации в выполнении возложенной именно на нее в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязанности направления документов для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с КН

Незавершение оформления процедуры перераспределения в соответствии с условиями Соглашения -П от ДД.ММ.ГГГГ по причине отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прав влечет недополучение бюджетом городского округа «Город Калининград» соответствующих доходов в виде платы за перераспределение, поскольку в результате оспариваемого отказа у администрации возникает обязанность по возврату из бюджета уплаченных по Соглашению № 44-П денежных средств в размере 127 270,52 рублей.

С учетом уточнений исковых требования, просит:

Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 25.11.2020 года № КУВД-001/2020-11877060/3 об отказе в государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером на основании заявления от 17 августа 2020 № КУВД-001/2020-11877060 и представленных документов.

Представитель административного истца Администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования в уточненном виде. Пояснила, что Соглашение № 44-П от 16.07.2020 представляет собой не отчуждение, а перераспределение имущества, соответственно нотариальное удостоверение сделки не требуется. Перераспределение это действие уполномоченного органа по приведению земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания и градостроительной документации. В рассматриваемом случае в результате перераспределения происходит увеличение земельного участка, следовательно, доля несовершеннолетних также увеличивается. Поскольку отчуждение или уменьшение имущества несовершеннолетних не происходит, нотариальное удостоверение не требуется. Как следует из содержания соглашения о перераспределении, площадь земельного участка, принадлежащего заинтересованным лицам, увеличилась с 600 кв.м. до 895 кв.м. Из системного толкования положений Гражданского кодекса РФ следует, что нотариальное удостоверение и согласие органов опеки требуется в случае со сделками, влекущими отчуждение либо уменьшение долей несовершеннолетних. Поскольку размер доли несовершеннолетних увеличился, отказ в регистрации права в отношении земельного участка является незаконным. Ссылки на иные основания не могут быть приняты во внимание, не являлись основанием оспариваемого отказа.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что 25.08.2020 была приостановлена государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок , образованный при перераспределении земельного участка и земель неразграниченной государственной собственности. Приостановка была осуществлена со ссылкой п.7 ч.1 ст.26 ФЗ-№ 218 «О государственной регистрации недвижимости», на том основании, что в нарушение ч.2 ст. 54 ФЗ № 218 отсутствовало нотариальное удостоверение. Соглашение о перераспределении подлежало нотариальному удостоверению в связи с тем, что участниками долевой собственности при разделении земельного участка являются несовершеннолетние. Согласно ч.2 ст. 54 ФЗ № 218 нотариальному удостоверению подлежат сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину. В рассматриваемом случае имеет место распоряжение имуществом несовершеннолетних, поэтому соглашение о перераспределении подлежит нотариальному удостоверению. В силу ч.3 ст.163 ГК РФ данное соглашение, не удостоверенное нотариусом, является недействительной, ничтожной сделкой. Кроме того, родители как законные представители несовершеннолетних не вправе без разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по распоряжению имуществом, в связи с чем, необходимо заключение органа опеки. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, перераспределение подразумевает взаимность перераспределения земельных участков. При этом право на принадлежащие несовершеннолетним 49/300 доли земельного участка прекращается и возникает право на новый земельный участок. То есть происходят определенные действия по прекращению права на земельный участок с кадастровым номером Кроме того, заявитель просит зарегистрировать право общей долевой собственности муниципального образования ГО г. Калининграда на земельный участок , что также препятствует регистрации права собственности С-вых на данный участок. Также в соглашении указано об оплате, документы об оплате не представлены. Считает, что уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 25.08.2020 и дальнейший отказ в регистрации прав от 25.11.2020 законны и обоснованы, основаны на требовании законодательства, в частности требований ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Гражданского кодекса РФ. Просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Заинтересованное лицо и представитель несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 – ФИО4, заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании поддержали административные исковые требования, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Регистрация образуемых земельных участков происходит в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") (ст. 11.2 ЗК РФ и ст. 41 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

При перераспределении земельных участков их целевое назначение и разрешенное использование не меняется, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены гл. V.4 ЗК РФ.

Случаи, в которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником 51/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, КН , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под существующий индивидуальный жилой дом, для индивидуальной застройки. ФИО4, несовершеннолетние ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются собственниками по 49/300 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.114-119).

Матерью ФИО1 и ФИО2 является ФИО4 (л.д. 45, 46).

Проектом планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> дорога – территория СНТ «Медик» - <адрес><адрес> (микрорайон Южный) в <адрес> (л.д.89), утвержденным Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от 20.01.2020 № 35 (л.д. 150), предусмотрено образование земельного участка площадью 895 кв.м с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, путем перераспределения земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка (л.д.97).

Согласно схеме расположения земельных участков, земельный участок образуется путем перераспределения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , посредством присоединения к нему земли неразграниченной государственной собственности с увеличением площади (л.д.88, 146, 148).

Вновь образованный земельный участок, площадью 895 кв.м. поставлен на кадастровый учет 27.05.2020 с присвоением кадастрового номера . Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2574172,15 рублей (л.д.125).

На основании заявления ФИО4 и ФИО3, 16.07.2020 между Администрацией городского округа «Город Калининград» и ФИО3, ФИО4, и ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя матери ФИО9 (л.д. 45, 46), заключено Соглашение № 44-П (далее по тексту – Соглашение), согласно пункту 2 которого стороны достигли соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с кадастровым номером (л.д. 175).

Согласно пункту 2.1. Соглашения в результате перераспределения образовался один земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 895 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства». Цель использования: под существующий индивидуальный жилой <адрес>.

Согласно пункту 2.4. Соглашения плата за увеличение площади земельного участка 295 кв.м. составляет 127 270,52 рублей исходя из кадастровой стоимости 2574172,15 руб.

Факт осуществления выплаты сторонами Соглашения № 44-П не оспаривался.

В силу положений ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, либо по заявлению представителя указанных лиц при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).

Соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости ) (пп. 6 п. 8 ст. 41 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Государственный регистратор прав отказывает в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

При этом ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 5, 7 ч. 1 указанной статьи).

В связи с заключением Соглашения № 44П от 16.07.2020 Администрация ГО «Город Калининград» в лице представителя по доверенности Филиппе Н.И. 17.08.2020 обратилась в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением № КУВД-001/2020-11877060 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с КН , приложив к заявлению Соглашение о перераспределении земель № 44-П от 16.07.2020.

25 августа 2020 года Уведомлением № КУВД-001/2020-11877060/1 Управлением Росреестра по Калининградской области осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 25 ноября 2020 года на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со ссылкой на ч. 2 ст. 54 Закона, ст. 8.1. ГК РФ, ч. 3 ст. 163 ГК РФ, с указанием что в нарушение вышеназванной нормы представленное Соглашение № 44-П от 16.07.2020 составлено в простой письменной форме.

Администрацией ГО «Город Калининград» подана информация на указанное Уведомление (л.д. 55), с указанием, что перераспределение земельного участка в рассматриваемом случае представляет собой увеличение площади исходного земельного участка с , находящегося в частной собственности.

Вследствие поступившей информации Управлением Росреестра по Калининградской области повторно принято Уведомление № КУВД-001/2020-11877060/2 от 08 октября 2020 года о приостановлении до 25 ноября 2020 года осуществления действий по государственной регистрации прав, с указанием аналогичных оснований.

25.11.2020 года Управлением Росреестра по Калининградской области принято Уведомление № КУВД-001/2020-11877060/3, которым с приведением статьи 27 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Администрации ГО «Город Калининград отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в переделах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) ), в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 08.10.2020, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права. При этом в отказе приведены основания, аналогичные основаниям приостановления государственной регистрации, изложенные выше.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате или нотариальной деятельности (п. 1 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Законными представителями детей являются их родители, которые выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий (статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила пунктов 2 и 3 статьи 37 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 37 ГК РФ установлено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что нотариальное удостоверение сделки в целях выполнения требования части 2 статьи 54 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предполагается только в отношении тех сделок, где стороной договора являются несовершеннолетние лица, отчуждающие свои доли в недвижимом имуществе, или при совершении сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, где к законным представителям относятся требования п. 2 ст. 37 ГК РФ.

Вместе с тем, на основании Соглашения № 44-П от 16.07.2020, отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2, не произошло, из текста Соглашения не следует, что его предметом является отчуждение имущества несовершеннолетних, в том числе обмен или дарение имущества подопечного, сдача его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Напротив, как следует из текста Соглашения, в результате перераспределения произошло увеличение площади земельного участка с 600 кв.м. до 895 кв.м., при этом размер долей в праве общей долевой собственности на земельный участок между его собственниками оставлены без изменения, и вследствие образования нового земельного участка большей площади доля каждого увеличилась, что следует из пункта 2.4. Соглашения, где определена плата за увеличение площади соразмерно долям, в частности доля ФИО1 и ФИО2 увеличена на 48,18 кв.м. у каждого.

Таким образом, Соглашение П не относится к сделкам по отчуждению имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, и не относится к иным сделкам, влекущим уменьшение имущества несовершеннолетнего.

В результате заключенного Соглашения -П от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 не утратили право на недвижимое имущество, напротив, вследствие его заключения их законными представителем – матерью ФИО9, действующей в интересах несовершеннолетних, площадь доли каждого из несовершеннолетних увеличена на 48,18 кв. м. Соглашение соответствует интересам несовершеннолетних и не ухудшает их имущественные права, в связи с чем положения части 2 статьи 54 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" спорные правоотношения не регулируют, и Соглашение -П не нуждается в нотариальном удостоверении, а следовательно оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует закону.

Доводы административного ответчика о том, что основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка послужило то, что при заключении Соглашения -П от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 2 ст. 37 ГК РФ не были привлечены органы опеки и попечительства, не поступили документы об оплате, и о неверной форме заявления от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-11877060 не могут быть приняты во внимание, поскольку такое обстоятельство не являлось основанием приостановления регистратором Управления Росреестра по Калининградской области государственной регистрации, о чем отсутствует указание в уведомлении от 08.10.2020 и не указано как основание для отказа в государственной регистрации.

Уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом. Следовательно, в дальнейшем при проверке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.

В абзаце 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, т.е. при совокупности указанных оснований.

Учитывая, что отказ в осуществлении государственной регистрации нарушает права участников Соглашения -П, в том числе органа местного самоуправления на распоряжение имуществом, в данном случае имеется совокупность оснований, предусмотренная выше.

На основании изложенного, с учетом положений части 9 статьи 227 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Калининградской области об отказе государственной регистрации прав от 25.11.2020 № КУВД-001/2020-И 87060/3 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, требования которого подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Поскольку полномочия по государственной регистрации прав на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-11877060 принадлежат Управлению Росреестра по Калининградской области, суд полагает, что надлежащим способом устранения нарушения прав является возложение на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления от 17.08.2021 года № КУВД-001/2020-11877060 с установлением срока такого рассмотрения, а не обязанности осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Управления Росреестра по Калининградской области) от 25.11.2020 года № КУВД-001/2020-1187060/3 об отказе в государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером , и обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления от 17.08.2021 года № КУВД-001/2020-11877060 в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2021 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.