ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1066/17 от 21.12.2017 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района

Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,

с участием административного истца прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Манакова Е.А.,

представителя административного ответчика администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области Главы Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Усть-Таркского района Новосибирской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления в виде неисполнения соглашения и отмене правового акта, суд,

установил:

прокурор Усть-Таркского района Новосибирской области обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления в виде неисполнения соглашения и отмене правового акта, в обоснование требований указал следующее, прокуратурой района в декабре 2017 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при передаче администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с решением Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашения о передаче полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Порядок заключения соглашений в уставе Щербаковского сельсовета не определен, иной нормативный правовой акт представительного органа, устанавливающий такой порядок не принят.

В соответствии с решением Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области «администрации Усть-Таркского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год переданы полномочия по решению вопросов местного значения: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, в части передачи полномочий по организации и обеспечению населения культурно-досуговыми мероприятиями». Указанные полномочия переданы администрации Усть- Таркского района Новосибирской области на основании соглашения, являющегося приложением к решению Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями указанного соглашения передача администрации Усть-Таркского района полномочий Администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области по решению вопросов местного значения производится за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В ходе изучения указанного соглашения установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в нем отсутствует такое обязательное положение как финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в части законности соглашения, являющегося приложением к данному решению, противоречит требованиям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года.

В соответствии с пунктами 3.1 - 3.4 Соглашения Администрация Усть- Таркского района осуществляет переданные полномочия, распоряжается переданными ей межбюджетными трансфертами по целевому назначению, предоставляет ежемесячный, ежеквартальный и годовой отчет об исполнении переданных полномочий в рамках предоставленных межбюджетных трансфертов, также документы и иную информацию, связанную с выполнением переданных полномочий.

В соответствии с информацией администрации Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Таркского района обязанность по предоставлению ежемесячных, ежеквартальных и годового отчета об исполнении переданных полномочий в рамках предоставленных межбюджетных трансфертов не исполняется, иная информация, связанная с выполнением переданных полномочий также не предоставляется.

В нарушение пунктов 2.1 - 2.5 Соглашения администрация Щербаковского сельсовета отчеты об использовании межбюджетных трансфертов и информация об осуществлении полномочий не получала; контроль за осуществлением администрацией Усть-Таркского района полномочий предусмотренных в разделе 1 Соглашения, а также за целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств не осуществляет; отчеты о деятельности культурнодосугового учреждения не заслушивает.

Администрацией Щербаковского сельсовета в 2017 году межбюджетные трансферты на осуществление переданных администрации Усть- Таркского района полномочий не перечислялись, в то время как пунктом 5.5 Соглашения установлено ежемесячное перечисление межбюджетных трансфертов в соответствии с утвержденным кассовым планом.

В соответствии с пунктом 6.1 стороны несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предусмотренных настоящим соглашением обязанностей в соответствии с законодательством и настоящим Соглашением.

Прокурор Усть-Таркского района просит суд: признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным бездействие администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Совет депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области отменить решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения, установив срок для совершения указанных действий.

Истец прокурор Усть-Таркского района Манаков Е.А. в судебном заседании изменил исковые требования просил суд: признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным бездействие администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения».

Ответчик администрация Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, представитель администрации Глава Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ФИО1 в судебном заседании признала измененные исковые требования истца, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. ФИО1 пояснила, что администрация Щербаковского сельсовета передала часть полномочий по организации культурно-досуговой деятельности и библиотечного обслуживания на уровень района, за счет межбюджетных трансфертов, в 2016 году межбюджетный трансферты передавались по соглашению, сумма была определена в соглашении. Данные соглашения и решение сессии было принято, в связи с тем, что вся культура перешла на районный уровень, чтобы функционировало одно учреждение культуры. В результате полномочия передали, а как осуществляли культурно-досуговую деятельность, вся организация осталась в поселении, все здания, оборудование, костюмы, все праздники организует и отвечает поселение. Администрация признает своё бездействие в нарушение пунктов 2.1 - 2.5 соглашения администрация Щербаковского сельсовета отчеты об использовании межбюджетных трансфертов и информацию об осуществлении полномочий не получала; контроль за осуществлением администрацией Усть-Таркского района полномочий предусмотренных, в разделе 1 соглашения, а также за целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств не осуществляет; отчеты о деятельности культурно-досугового учреждения не заслушивает. ФИО1 также пояснила, что при формировании бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019годов денежные средства на бюджетную строку расходов «культура субсидии на выполнение муниципального задания» не предоставлялись. Усть-Таркский район при формировании бюджета поселения в соответствии с методикой расчета обязан предоставить был денежные средства на культуру. ФИО1 пояснила, что ей не известно, какая сумма бюджетных средств была затрачена на культуру на основании заключенного соглашения в 2017году. Кроме того при формировании бюджета 2018года, опять данные цифры бюджета отсутствуют, все денежные средства по культуре оставлены в районе, ей не известно, какая сумма в соответствии с заключенным соглашением будет затрачена на культуру в 2018году. ФИО1 признает, что пункт 5.5 соглашения в котором установлено ежемесячное перечисление межбюджетных трансфертов в соответствии с утвержденным кассовым планом, нарушен на протяжении всего 2017года и будет нарушен в 2018году. ФИО1 пояснила, что обжалуемое решение сессии не было опубликовано.

Представитель ответчика Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области председатель совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ФИО3 извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление в письменной форме, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения требований прокурора.

Представитель ответчика администрации Усть-Таркского района по доверенности ФИО2 признал измененные требования прокурора в полном объеме, пояснил, что администрация Усть- Таркского района в нарушение пунктов 3.1 - 3.4 соглашения не предоставляла ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении переданных полномочий в рамках предоставленных межбюджетных трансфертов, также документы и иную информацию, связанную с выполнением переданных полномочий. Администрация создано учреждение МБУК «Усть-Таркский культурно-досуговый центр» для осуществления переданных полномочий поселений, администрация распоряжается переданными ей межбюджетными трансфертами по целевому назначению. ФИО2 подтвердил, что при формировании бюджетов поселений на 2017 год и плановый период 2018-2019годов денежные средства на расходы по бюджетной росписи «культура субсидии на выполнение муниципального задания» в бюджеты поселений не предоставлялись, в соответствии с бюджетным кодексом денежные средства должны утверждаться в бюджете поселения, а затем передаваться отдельным решением сессии ежегодно и перечисляться в бюджет района согласно пункта 5.5 соглашения ежемесячно в соответствии с утвержденным кассовым планом. Также ФИО2 пояснил, что данное соглашение и решение сессии противоречат нормам действующего законодательства, и требуют пересмотра в связи с принятием Закона Новосибирской области, согласно которому полномочия по библиотечному обслуживанию находятся в ведении муниципального образования района. ФИО2 пояснил, что обжалуемое решение сессии не было опубликовано.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности находит заявленные требования прокурора Усть-Таркского района законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям: согласно п.2 ч.1ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой На оснований ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Из предмета административного иска и измененных в судебном заседании требований следует, что прокурор Усть-Таркского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, а также признать незаконным решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения».

Поскольку прокурор просит признать бездействия органов местного самоуправления незаконными, решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» не является нормативным правовым актом, поданный иск подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 22 КАС РФ (ст. 218 КАС РФ), и, на основании статей 19, 20, 22, 24 КАС РФ, подсуден Татарскому районному суду Новосибирской области.

Согласно пункта 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Устава Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области (далее –Устав), принятого решением сессии Совета депутатов Усть-Таркского района от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальным правовым актам относятся - решения Совета депутатов.

Статья 19 Устава Щербаковского сельсовета регламентирует полномочия Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района, к которым относится принятие решения о передаче органам местного самоуправления Усть-Таркского района части полномочий органов местного самоуправления установление Щербаковского сельсовета за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местного бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" раскрывает признаки нормативного правового акта, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно частей 3, 4 стать 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Вопросы местного значения сельского поселения Новосибирской области закреплены в статье 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-ОЗ (ред. от 31.01.2017) "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Новосибирской области вопросы местного значения по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Реализуя предоставленные ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия, а также исполняя решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» по передаче полномочий по решению вопросов местного значения: - организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов поселения; создание условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организации культуры, в части передачи полномочий по организации и обеспечению населения культурно-досуговыми мероприятиями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ заключила с администрацией Усть-Таркского района соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения администрации Усть-Таркского района за счет межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района. Администрация Щербаковского сельсовета на основании вышеуказанного соглашения передала полномочия по решению вопросов местного значения: - организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов поселения; создание условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организации культуры, в части передачи полномочий по организации и обеспечению населения культурно-досуговыми мероприятиями.

Судом установлено, что обжалуемое решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» принято на заседании седьмой внеочередной сессии Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что обжалуемое решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» не опубликовано после его подписания в официальном печатном издании. Согласно Устава Щербаковского сельсовета официальными источником опубликования является периодическое печатное издание «Бюллетень органов местного самоуправления Усть-Таркского района», газета «Знамя труда».

Согласно абзацу третьему части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Статьи 5 Устава Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района регламентирует вопросы местного значения поселения, статья 32 полномочия местной администрации в вышеуказанных статьях отсутствуют полномочия органов местного самоуправления Щербаковского сельсовета, входящего в состав Усть-Таркского района, право заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что порядок заключения соглашений о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в Уставе Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района отсутствует, не принят и нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования определяющий данный порядок.

Суд проанализировал, соглашение ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по решению вопросов местного значения администрации Усть-Таркского района за счет межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района, установил, что соглашение заключено на определенный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения объема межбюджетных трансфертов только на 2016год, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, в нарушение требований действующего законодательства в нем отсутствует обязательное положение о финансовых санкциях за неисполнение соглашения.

Кроме того, положения о финансовых санкциях за неисполнение соглашения отсутствуют и в решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения».

При таких обстоятельствах суд находит решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» и соглашение ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по решению вопросов местного значения администрации Усть-Таркского района за счет межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района не соответствующим требованиям, изложенным в части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В соответствии с п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. ст. 142.4, 142.5 Бюджетного кодекса РФ.

Судом из раздела 5 соглашения установлено, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий производится администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района в пределах средств бюджета поселения, в соответствии с утверждаемым решением сессии о бюджете поселения на очередной финансовый год, ежегодный объем межбюджетных транстфертов перечисляется ежемесячно в соответствии с утвержденным кассовым планом.

Согласно выписки из бюджета Усть-Таркского района на 2017год по расходным обязательствам на финансирование мероприятий софинансирование которых осущевляется за счет субсидий областного бюджета по строке расходов «Культура Субсидии на выполнение муниципального задания» сумма составила 15 215 500 рублей, на 2018 год сумма составляет 22 973 300 рублей, что подтверждается выпиской из бюджета района.

Судом из анализа оспариваемого решения и соглашения о передаче полномочий установлено, что администрация Щербаковского сельсовета передала полномочия по решению вопросов местного значения: - организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов поселения; создание условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организации культуры, в части передачи полномочий по организации и обеспечению населения культурно-досуговыми мероприятиями. Из вышеизложенного следует, что администрация Щербаковского сельсовета передала полностью полномочия по библиотечному обслуживанию и полномочий лишь в части организации и обеспечения населения культурно-досуговыми мероприятиями, в соглашении не регламентирована часть полномочий, которая осталась у поселения по созданию условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организации культуры, и финансовое обеспечение необходимое для реализации данной части полномочий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что финансовое обеспечение по разделу «Культура» расходная часть бюджета Щербаковского сельсовета на 2017год и плановый период 2018-2019года, принятого и утвержденного решением Совета депутатов Щербаковского сельсовета сформирована без учета обязательств Щербаковского сельсовета по предоставлению межбюджетных трансфертов на финансирование осуществления отдельных полномочий, переданных Усть-Таркскому району, в связи, с чем сторонами соглашения нарушен раздел 5 соглашения в 2017году, а именно нарушен порядок определения ежегодного объема части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, в судебном заседании ответчики подтвердили данные обстоятельства.

Судом установлено, что администрация Усть- Таркского района в нарушение пунктов 3.1 - 3.4 соглашения не предоставляла ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении переданных полномочий в рамках предоставленных межбюджетных трансфертов, также документы и иную информацию, связанную с выполнением переданных полномочий, а администрация Щербаковского сельсовета не требовала от администрации района отчетов о целевом расходовании переданных межбюджетных трансфертов в 2016году. Администрация Щербаковского сельсовета при утверждении бюджета поселения на 2017год и плановый период 2018-2019года не обратилась в администрацию Усть-Таркского района по вопросам бюджетной обеспеченности по расходной части бюджета, которая сформирована и утверждена без учета обязательств Щербаковского сельсовета по предоставлению межбюджетных трансфертов на финансирование осуществления отдельных полномочий, переданных Усть-Таркскому району.

Доводы административного истца о допущенном бездействии органов местного самоуправления Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района и Усть-Таркского района в решении вопросов местного значения переданных на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по решению вопросов местного значения администрации Усть-Таркского района за счет межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района, подтверждены в судебном заседании исследованными обстоятельствами, и подтверждаются письменным материалами дела: ответом администрации Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, информацией администрации Усть-Таркского района от 20.12.2017г. и свидетельствуют о неисполнении соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного оспариваемым решением Совета депутатов Щербаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения», а само решение и соглашение ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по решению вопросов местного значения администрации Усть-Таркского района за счет межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Щербаковского сельсовета в бюджет Усть-Таркского района приняты с нарушением положения части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Усть-Таркского района законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению, признание ответчиками иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть положено в основу решения по настоящему делу.

Поскольку стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179, ст. 227 КАС РФ, суд,

решил:

заявленные требования прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления в виде неисполнения соглашения и признании незаконным правового акта удовлетворить.

Признать бездействие администрации Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Признать бездействие администрации Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, выразившееся в не исполнении обязанностей, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Признать решение Совета депутатов Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрацией Щербаковского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области администрации Усть-Таркского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения» незаконным.

Настоящее решение суда подлежит официальному опубликованию в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления Усть-Таркского района» в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда путём подачи жалобы через Татарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Полтинникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.