ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1071/2021 от 29.06.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2а-1071/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным бездействия Генерального прокурора Российской Федерации по организации и контролю за рассмотрением обращений граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В. и просит: признать незаконным бездействие Генерального прокурора Российской Федерации, выраженного в неисполнении возложенных на него на законных основаниях полномочий и обязанностей по руководству Генеральной прокуратурой, по организации и контролю за рассмотрением обращений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; обязании Генерального прокурора Российской Федерации повторно разрешить заявления №23/12/20-ГП РФ и №24/12/20-ГП РФ об ознакомлении с указанными в них надзорными производствами.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что 07.12.2020 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены заявления №23/12/20-ГП РФ и №24/12/20-ГП РФ об ознакомлении с указанными в них надзорными производствами. 15.12.2020 указанные заявления вручены (РПО №14221454003666). С 15.12.2020 заявителям не направлены решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по указанным заявлениям.

В силу ч.3 ст.12, ч.4 ст.17 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 ответчик несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Одной из задач, возложенных на органы прокуратуры является рассмотрение и разрешение в том числе заявлений.

Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений предусмотрена ст.15 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, п.17 Инструкции №45 Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Административный истец ссылается ч.4 ст.5 Федерального закона №2202-1, пункты 4.15, 4.16 Инструкции №45, указывает, что для разрешения заявлений, подобных заявлениям №23/12/20-ГП РФ и №24/12/20-ГП РФ устанолвен 10-дневный срок со дня подачи обращения, в связи с чем 24.12.2020 Генеральная прокуратура Российской Федерации обязана была отправить решения по указанным заявлениям, чего сделано не было.

По мнению административного истца бездействие ответчика заключается в неисполнении возложенных на него на законных основаниях полномочий и обязанностей по руководству Генеральной прокуратурой Российской Федерации, по организации и контролю за рассмотрением обращений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Административный истец полагает, что оспариваемым бездействием нарушено его право на надлежащее исполнение ответчиком Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, получения в законные сроки решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, принятых в 10-дневный срок по вышеуказанным заявлениям.

Административный истец указывает, что оспариваемое бездействие административного ответчика противоречат ст.ст. 2, 15 - 19, 24 (ч.2), 33, 45, 46 Конституции РФ; ст.ст. ч.4 ст.5 ст.ст.10, 12 (ч.3), 17 (ч.4) ФЗ № 2202-1; п.3 ст.8, ст.ст. 10, 12, 14, 15 ФЗ № 59; п.п. 1.7, 4.15, 4.16 Инструкции Генеральной прокуратуры РФ №45; иных.

Определением суда от 18.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика – Генеральной прокуратуры Российской Федерации, административный ответчик - Генеральный прокурор Российской Федерации Краснов И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В суд представлены письменные возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации на административное исковое заявление, в которых административный ответчик просит рассмотреть дело без его участия; полагает, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45.

В силу ст.12 Федерального закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3 ст.10 Федерального закона 59-ФЗ).

Названные требования при рассмотрении спорных заявлений соблюдены.

ФИО1 в составе инициативной группы (бывших потерпевших от действий ФИО2) 07.12.2020 направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации пять обращений (№№20-24), которые зарегистрированы 17.12.2020 за вх. ОГР-387157-20. По результатам 18.01.2021 ФИО1 дан ответ разъяснительного характера, в части доводов копия обращения на основании п.3.2, 3.4 Инструкции направлена для разрешения в прокуратуру г.Москвы с предложением уведомить заявителя о результатах.

Фактически ответ получен ФИО1 03.02.2021, что подтверждается информацией, размещенной на сайте Почта России (ШПИ <номер>).

Таким образом, спорное обращение административного истца рассмотрено, о результатах он проинформирован. Требования инструкции соблюдены (л.д.40-41)

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, в соответствии с положениями ст.150 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, с уведомление гражданина направившего обращение (часть 3 статьи 8 названного Федерального закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года №45 (далее - Инструкция от 30 января 2013 года №45).

Как усматривается из материалов дела, в Генеральную прокуратуру РФ, поступило пять коллективных заявлений от имени потерпевших, гражданских истцов по уголовному делу №1-22/07, в том числе ФИО1, в данных заявлениях в числе прочих вопросов содержатся просьбы разрешить ознакомление, с изготовлением копий материалов НП №73/1-714-16, 72/1-259-15 (заявления №23/12/20-ГП РФ и №24/12/20-ГП РФ соответственно) (л.д. 43-49).

Из представленного паспорта документа следует, что вышеуказанные заявления зарегистрированы 17.12.2020 за № ОГР-387157-20 (л.д. 50-51).

18.01.2021 ФИО1 (для уведомления других заявителей) начальником отдела управления Главного гражданско-судебного управления А.Д. Жога сообщено, что коллективное обращение за № ОГР-387157-20 рассмотрено; даны разъяснения относительно вопросов, касающихся отсутствия в надзорном производстве судебных актов; сообщено, что для рассмотрения остальных доводов копия обращения направлена в прокуратуру г.Москвы. Данное сообщение получено ФИО1 03.02.2021 (л.д. 52, 55-56 ).

18.01.2021 копия коллективного обращения ФИО1 и других, поступившего в Генеральную прокуратуру Российской Федерации 17.12.2020 (вх. №ОГР-387157-20) направлена в прокуратуру г.Москвы, для рассмотрения в части доводов, относящихся к компетенции (л.д. 53).

13.04.2021 ФИО1 (для уведомления других заявителей) начальником кассационного отдела гражданско-судебного управления прокуратуры г.Москвы ФИО3 дан ответ на коллективное обращение, поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации (вх. № ОГР-387157-20) (л.д.54).

В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Из системного толкования и совокупного анализа статей 9-10, 15 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что на государственный орган, орган местного самоуправления и их должностных лиц возложена обязанность по организации принятия и рассмотрения обращений, в том числе даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

При этом по смыслу части 1 статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу пункта 3.1 Инструкции № 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно п. 3.2. Инструкции № 45 обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются соответствующему прокурору для проверки доводов с установлением контроля либо без такового с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Пункт 4 статьи 5 Закона о прокуратуре предусматривает, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Конкретизация положений Федерального закона № 59-ФЗ применительно к органам прокуратуры, а также Закона о прокуратуре нашла свое отражение в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 45, где в пунктах 4.15 и 4.16 закреплены аналогичные положения.

В соответствии с п.4.15 Инструкции № 45 заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно положениям п.4.16 приказа Инструкции № 45 письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители.

При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.

Из представленных материалов дела следует, что коллективные заявления ФИО1 и других заявителей поступившие в Генеральную прокуратуру РФ 17.12.2020, рассмотрены, дан соответствующий ответ, сообщено о перенаправлении обращения в прокуратуру г.Москвы, для рассмотрения в части вопросов, относящихся к компетенции прокуратуры г.Москвы.

Как видно из материалов дела указанные действия Генеральной Прокуратуры РФ в полной мере согласуются с вышеуказанными требованиями закона.

Поскольку ответ заявителю дан уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий в установленные законом сроки по результатам фактически проведенной по обращению заявителя проверки, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия Генерального прокурора Российской Федерации, выразившееся в не ненадлежащем исполнении обязанностей по организации и контролю за рассмотрением обращений.

Решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом истцом не представлено суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемым бездействием Генерального прокурора Российской Федерации при несвоевременном направлении ответа на обращение.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), бремя доказывания данного обстоятельства лежит на истце.

Суд учитывает, что административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

При этом суд принимает во внимание, что решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела установлена не была.

Представленные административным ответчиком доказательства подтверждают соответствие обжалуемых действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и, соответственно, соблюдение прав административного истца

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 о признании незаконным бездействия Генерального прокурора Российской Федерации, выраженного в неисполнении возложенных на него на законных основаниях полномочий и обязанностей по руководству Генеральной прокуратурой, по организации и контролю за рассмотрением обращений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; обязании Генерального прокурора Российской Федерации повторно разрешить заявления №23/12/20-ГП РФ и №24/12/20-ГП РФ об ознакомлении с указанными в них надзорными производствами – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2021.