ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1085/2022 от 30.05.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Наконечного С.И., при ведении протокола помощником судьи ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес>, старшему помощнику прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3 о признании незаконным ответа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к <адрес> о признании незаконным ответа прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3 в части не предоставления запрашиваемых сведений, возложении обязанности предоставить запрашиваемые сведения. В обоснование иска указав, что обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о предоставлении информации. Ответом прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3 от ДАТА, которым ему было отказано в предоставлении адресов органов прокуратуры <адрес>. Истец считает данный ответ незаконным и необоснованным, поскольку он противоречит требованиям п. 6.1, 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений в органах прокуратуры РФ от ДАТА, ст. 4, 19 ФЗ № 8-ФЗ от ДАТА, ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ от ДАТА, п. 3 ч.4 ст. 8 ФЗ-149 от ДАТА. истец считает, что ему не был дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, отказ в предоставлении сведений не мотивирован.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен старший помощник прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении административного иска, пояснив, что информация об адресах территориальных органов ему необходима для розыска родственника.

Представителем административного ответчика <адрес> направлены письменные возражения, из которых следует, что в прокуратуру <адрес>ДАТА поступило обращение ФИО1 от ДАТА с просьбой сообщить почтовые адреса органов территориальных прокуратур <адрес>. В ответ на данное обращение старшим помощником прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3ДАТА направлено сообщение, в котором разъяснено право на обращение в органы прокуратуры, а также адрес прокуратуры <адрес> для переписки. Одновременно с этим начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> предложено разъяснить осужденному положения ст. 12 УИК РФ, включая возможность обращения к администрации учреждения с целью получения интересующей его информации. Данные положения разъяснены в связи с тем, что иным образом лица, отбывающие наказание в виде реального лишения свободы, к числу которых относится заявитель, получить необходимые сведения не могут. На это указывает и тот факт, что в содержании обращения почтовый адрес прокуратуры <адрес> отсутствует, однако обращение поступило в прокуратуру области и рассмотрено в установленном порядке. Приведенные доводы об ущемлении права на получение информации являются несостоятельными, обращение ФИО1 рассмотрено полно, своевременно и всесторонне. Просит в удовлетворении административных исковых требованиях административного истца отказать.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными

Таким образом, законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и другим правовым актам.

Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.

Порядок и условия содержания осужденных к лишению свободы, регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от ДАТА «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Как установлено судом, ФИО1 в прокуратуру <адрес> подано обращение от ДАТА по вопросу направления почтовых адресов территориальных органов прокуратуры <адрес>. Обращение зарегистрировано ДАТА входящий № ВО.

ДАТА за старшим помощником прокурора <адрес>ФИО3 был дан ответ ФИО1, согласно которому сообщено, что для обращения в органы прокуратуры <адрес> он вправе направлять обращения по адресу: пр. К.Маркса, <адрес>, 685000. В ответе также содержится просьба к начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> разъяснить осужденному, что в соответствии со ст. 12 УИК РФ для реализации права на переписку и получение интересующей его информации ему необходимо обратиться непосредственно к администрации учреждения, в котором он отбывает наказание.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДАТА № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального законHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB80EE606FB8C8EDE94380282EEC1784FE469AAD038D8AA"а от ДАТА № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДАТА N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДАТА N 45.

Из содержания ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Между тем осуществление права на получение информации не является безусловным, поскольку связывается с правилами и пределами, установленными законом.

Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от ДАТА N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от ДАТА N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от ДАТА N 8-ФЗ) установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона от ДАТА N 8-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена ч.1 ст. 9, ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ч.4 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч.6 ст. 15 УИК РФ).

Исходя из системного анализа приведенных положений ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB07F18E8EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADCB4C6176E5C9F4F67BB5BEB39" 8 Федерального закона от ДАТА N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807E10AF18C8EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADCB5C51A6E5C9F4F67BB5BEB39" 20 Федерального закона от ДАТА N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» суд приходит к выводу, что обращение ФИО1 должностным лицом прокуратуры <адрес> в установленные законом сроки, по существу поставленных в обращении вопросов рассмотрено, дан ответ, который не ограничивает право административного истца на получение запрашиваемой информации.

В случае необходимости ФИО1 в целях защиты своих прав и законных интересов не лишен возможности направить соответствующее обращение непосредственно в прокуратуру <адрес>, согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДАТА N 45, поступившее обращение подлежит обязательному рассмотрению, в том числе, путем принятия по результатам предварительного рассмотрения решения о передаче обращения на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры либо о направлении в другие органы.

Из содержания ч.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C1196E5C9F4F67BB5BEB39" 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C1196E5C9F4F67BB5BEB39"ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C1196E5C9F4F67BB5BEB39" 218, ч.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C81C6E5C9F4F67BB5BEB39" 2 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C81C6E5C9F4F67BB5BEB39"ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EB97FA11A46C80BC928AC2AE59B963CEB807EB0DF9888EDE94380282EEC1784FF669F2DC3ADDB0C81C6E5C9F4F67BB5BEB39" 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В связи с чем, судом не установлено в действиях административных ответчиков нарушений норм действующего законодательства РФ и возложенных на них обязанностей, совершенных в пределах предоставленной компетенции и не нарушающих права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, суд считает, что основания для признания действий административного ответчика незаконными отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к <адрес>, старшему помощнику прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3 о признании незаконным ответа, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДАТА.

Судья / подпись /

Копия верна: судья С.И. Наконечный

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело , хранится в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь /помощник судьи ______________