№2а-108/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос.Усть-Мая 06 сентября 2022 года
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при помощнике судьи Вако Л.Р., с участием
прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) Смирникова А.Г.,
представителя заинтересованного лица - главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) Суздалова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
к администрации городского поселения «Поселок Усть-Мая» о признании незаконным бездействия по не исполнению законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в установленные сроки,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Усть-Майского района Винокуров И.М., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации ГП «Поселок Усть-Мая» о признании незаконным бездействия по не исполнению законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения на территории п.Усть-Мая Усть-Майского района Республики Саха (Якутия), с учетом уточнения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о пожарной безопасности в лесах. Так, из акта осмотра (обследования) от 18 мая 2021 года, составленного главным государственным инспектором Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по РС(Я) установлено, что на территории п.Усть-Мая выявлены нарушения ч.1 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.10.4, 10.8 Свода Правил 8.13130, а именно территории п.Усть-Мая не обеспечена достаточным количеством источников противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. По поручению прокуратуры района от 07 февраля 2022 года начальником ОНД и ПР по Усть-Майскому району ГУ МЧС России по РС(Я) проведено дополнительное обследование населенных пунктов, по результатам которого отсутствие достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения зафиксированы в план-схеме. По данному факту в адрес главы ГП «Поселок Усть-Мая» 11 апреля 2022 года внесено представление №72-11-2021/Прдп171-22-20980031 об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Заместитель прокурора района просит суд признать незаконным бездействие администрации ГП «Поселок Усть-Мая» по не исполнению законодательства о пожарной безопасности и обязать их в течение месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности.
В соответствии с ч.7 ст.96 КАС РФ информация о времени и месте судебного заседания была размещена в установленном порядке на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании прокурор Смирников А.Г. административный иск полностью поддержал по изложенным доводам, с учетом уточнения срока исполнения.
Представитель заинтересованного лица - главный государственный инспектор Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по РС(Я) Суздалов А.Д., административные исковые требования заместителя прокурора, с учетом уточнений по срокам исполнения, поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика –администрации ГП «Поселок Усть-Мая», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1, 2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом из представленных материалов дела, территория п.Усть-Мая не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, расположенных на удалении 200 метров, что подтверждаются актами осмотра (обследования) территории п.Усть-Мая от 18 мая 2021 года, составленного главным государственным инспектором Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по РС(Я), объяснением заместителя главы администрации ГП «Поселок Усть-Мая» Кутузовой С.А. от 18 мая 2021 года, протоколом об административном правонарушении №29/3 от 18 мая 2021 года, составленным главным государственным инспектором Усть-Майского района по пожарному надзору, постановлением №29/16 по делу об административном правонарушении от 24 мая 2021 года, согласно которого заместитель главы утузова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 руб., представлением главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24 мая 2021 года, ответом заместителя главы ГП «Поселок Усть-Мая» на представление от 24 июня 2021 года и 03 сентября 2021 года, поручением заместителя прокурора Усть-Майского района от 07 февраля 2022 года о проведении повторного обследования муниципальных образований на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности с составлением соответствующих схем, результатами обследования населенного пункта органами пожарного надзора с составлением плана-схемы поселения от 15 февраля 2022 года, представлением заместителя прокурора от 11 апреля 2022 года за исх.№72-11-2021/Прдн171-22-20980031 о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и недопущению впредь аналогичных нарушений, ответом главы администрации ГП «Поселок Усть-Мая» от 11 мая 2022 года о принятых мерах по устранению нарушений..
По результатам проведенной проверки прокуратурой района установлено, что нарушения закона органом местного самоуправления не устранены, что негативно влияет на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта. Изучив представленные прокурором доказательства, суд считает доказанным факт нарушения административным ответчиком законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).
В соответствии со ст.68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч.1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; 3) противопожарные резервуары (ч.2). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (ч.4).
При таких обстоятельствах, исходя из того, что администрация ГП «Поселок Усть-Мая» как орган местного самоуправления отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях. То обстоятельство, что администрация муниципального образования не принимает мер для обеспечения нормального функционирования источников наружного противопожарного водоснабжения, что относится к первичным мерам пожарной безопасности, находящихся в компетенции органа местного самоуправления. При надлежащем и своевременном исполнении администрацией своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границе населенного пункта, указанного нарушения требований пожарной безопасности не было бы допущено.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз.5 ст.21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О пожарной безопасности» установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности. Поэтому ввиду несоблюдения администрацией вышеуказанных требований и не обеспечения исполнения мероприятий, являющихся первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления.
Обращаясь в суд с административным иском, заместитель прокурора указал, что административным ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона не принимается, что расценено заместителем прокурора как неправомерное бездействие.
Также в силу п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, требования заместителя прокурора об обязании устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности являются законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены недостатки, принимая во внимание характер спора, существо права неопределенного круга лиц, подлежащих защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок предложенный при уточнении прокурором в судебном заседании, в течение которого решение суда административным ответчиком должно быть исполнено, месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Кроме этого, исходя из разъяснений, содержащихся в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.
Опубликования решения суда в официальном печатном издании судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Поселок Усть-Мая» о признании незаконным бездействия по не исполнению законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в установленные сроки - удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации ГП «Поселок Усть-Мая» по неисполнению законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию городского поселения «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), (ОГРН 1051401314447, ИНН 1428003897), адрес местонахождения: 678620, Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, п.Усть-Мая, ул.Горького, д.29,
в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения на территории п.Усть-Мая Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)
Обязать администрацию ГП «Поселок Усть-Мая» известить в течение одного месяца об исполнении решения суда, прокурора и суд.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий К.А. Семенов