ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1098/18 от 13.04.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-1098/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» апреля 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Барыгиной Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное исковое заявление ФИО2, ОАО «Воронежагропромстройкомплект» к Администрации городского округа город Воронеж о признании отказа №8974921 от 15.12.2017г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес> незаконным, нарушающим требования ст.55 ГрК РФ, обзании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи в течении 10 дней со дня вступления в силу судебного решения по делу разрешения на ввод с эксплуатацию построенного объекта по <адрес> суд

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «Воронежагропромстройкомплект» обратилось в суд с иском и указывает, что постановлением администрации города Воронежа от 12.03.2004г. №353 «О разрешении Главному управлению внутренних дел проектирования и строительства жилого дома со встроенными помещениями поликлиники по адресу <адрес> и внесении дополнений в постановление администрации г.Воронежа №943 от 29.11.1994г.», постановлением исполкома администрации г.Воронежа от 16.06.2000г. №437, изменений к нему постановлением администрации г.Воронежа №1654 от 12.09.2002г. «О разрешении Управлению ФСР РФ по Воронежской области проектирования и строительства жилого дома по <адрес>», предоставлен в бессрочное пользование земельный участок и разрешено проектирование, строительство жилого дома со встроенными помещениями поликлиники и реконструкции (сохранение центрального фасада) существующих аварийных памятников архитектуры «<данные изъяты>» и «<данные изъяты> по <адрес>

05.03.2001г. заключен договор подряда№1 и 17.05.2004г. договор генерального подряда на строительство управлением ФСБ Воронежской области и ГУВД Воронежской области было поручено АО «ВАПСК» проектирование и строительство жилого дома со встроенными помещениями поликлиники по <адрес>

На сегодняшний день все общестроительные работы по объекту завершены. ОАО «Воронежагропромстройкомплект» обратилось в администрацию городского округа город Воронеж за получением разрешения на ввод объекта по <адрес> в эксплуатацию и предоставили все необходимые документы, предусмотренные ч.3 ст.55 ГрК РФ. Однако, Администрацией городского округа город Воронеж было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по <адрес> письмом №8974921 от 15.12.2017г. на основании п.1 ч.6 ст.55 ГрК РФ, п.2.8 постановления администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012г. №623 «Об утверждении административного регламента администрации по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», в связи с несоответствием параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в части изменения монтажа внутреннего водоснабжения. Указанный отказ ОАО «Воронежагропромстройкомплект» считает незаконным, так как построенный строительный объект соответствует всем необходимым требованиям, позволяющим возложить на уполномоченный орган обязанность на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с тем, что объект не представляет угрозу жизни и здоровью граждан и готов к эксплуатации, указанные изменения носят несущественный характер, не влияют на конструкцию здания, не ухудшают, а улучшают его технические показатели и не препятствуют эксплуатации системы водоснабжения.

ФИО2 так же обратился в суд как второй истец, при этом указал, что является инвестором по договору №52/Д6 о сотрудничестве, инвестициях в строительстве жилого дома от 25.01.2016г., принял по промежуточному акту под внутреннюю отделку трехкомнатную и однокомнатные квартиры в <адрес>, произвел внутреннюю отделку квартир, однако, не может в установленном порядке зарегистрировать свое право собственности на объекты недвижимости, в связи с отказом администрации городского округа город Воронеж ОАО «Воронежагропромстройкомплект» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес>, 6.

Административные истцы просят суд признать отказ №8974921 от 15.12.2017г. администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес> незаконным, нарушающим требования ст.55 ГрК РФ, обязать администрацию городского округа город Воронеж устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи в течении 10 дней со дня вступления в силу судебного решения по делу разрешения на ввод с эксплуатацию построенного объекта по <адрес>

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 административное исковое заявление поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного истца ОАО «Воронежагропромстройкомплект» по доверенности ФИО4 просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, поддержала представленные суду пояснения в виде обоснования правовой позиции.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица УФСБ России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности ФИО5 просил иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области по доверенности ФИО6 просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО7 представил возражения, просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления культуры администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; 13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства…

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Согласно частей 8, 9, 10,11 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

На основании представленных суду доказательств установлено, что 12.09.2017г. ОАО «ВАПСК» обратилось к и.о. заместителя главы администрации по градостроительству городского округа город Воронеж ФИО1 (л.д.240 т.1) с заявлением на основании ст.45 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта – жилого дома со встроенными помещениями поликлиники, расположенного по адресу: <адрес> приложением документов согласно описи. Разрешение на строительство №RU-36302000-12 от 18.02.2009г.

15.12.2017г. заместителем главы администрации по градостроительству администрации городского округа город Воронеж за №8974921 ФИО1 генеральному директору ОАО «ВАПСК» был направлен отказ в выдаче разрешения на основании п.1 ч.6 ст.55 ГрК РФ, п.2.8 постановления администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012г. №623 «Об утверждении административного регламента администрации по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», в связи с несоответствием параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в части переустройства системы внутреннего водоснабжения (л.д.173 т.1).

Административный ответчик администрация городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился и не представил суду доказательств соответствия решения администрации городского округа город Воронеж №8974921 от 15.12.2017г. об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта – жилого дома со встроенными помещениями поликлиники, расположенного по адресу: <адрес>,6, нормативным правовым актам, в то время как законом указанная обязанность возложена именно на административного ответчика.

Как указано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

С учетом указанных норм права административное исковое заявление рассматривается применительно к основаниям отказа, указанным в решении администрации городского округа город Воронеж №8974921 от 15.12.2017г. об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта – жилого дома со встроенными помещениями поликлиники, расположенного по адресу: <адрес> а не относительно решения вопроса о соответствии построенного строительного объекта всем необходимым требованиям, позволяющим возложить на уполномоченный орган обязанность на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с тем, что объект не представляет угрозу жизни и здоровью граждан и готов к эксплуатации, указанные изменения носят несущественный характер, не влияют на конструкцию здания, не ухудшают, а улучшают его технические показатели и не препятствуют эксплуатации системы водоснабжения, так как в отказе административного ответчика указано лишь одно основание отказа – несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в части переустройства системы внутреннего водоснабжения. В связи с указанным, доводы представителя ОАО «ВАПСК» о том, что объект - жилой дом со встроенными помещениями поликлиники, расположенный по адресу: <адрес>, окончен строительством, у застройщика имеются все необходимые документы, предусмотренные ст.55 ГрК РФ для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта, при принятии решения судом, во внимание не принимаются, так как данные вопросы находятся за пределами выданного администрацией городского округа город Воронеж отказа, и судом не анализируются, выводы по указанным вопросам не делаются, иначе суд сошлется на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения, что законом не допускается, в связи с тем, что администрация городского округа, как орган местного самоуправления согласно ст.132 Конституции РФ самостоятельно решает вопросы местного значения, о чем так же указано в ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, исходя из того, что административный ответчик не представил суду доказательств несоответствия параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в части переустройства системы внутреннего водоснабжения по объекту - жилой дом со встроенными помещениями поликлиники, расположенный по адресу: <адрес>, а административный истец ОАО «ВАПСК» не обязан доказывать указанные обстоятельства, административное исковое заявление ОАО «ВАПСК» в части признания незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж №8974921 от 15.12.2017г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес> подлежит удовлетворению.

Согласно ст.227 КАС РФ суд при удовлетворении требований административного истца обязан указать способ восстановления нарушенного права, который в данном случае выражается в возложении на административного ответчика обязати устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца ОАО «Воронежагропромстройкомплект» путем повторного рассмотрения заявления ОАО «Воронежагропромстройкомплект» от 12.09.2017г. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного/реконструированного объекта жилого дома со встроенными помещениями поликлиники, расположенного по адресу <адрес>

При этом, требования ОАО «Воронежагропромстройкомплект» об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи в течении 10 дней со дня вступления в силу судебного решения по делу разрешения на ввод с эксплуатацию построенного объекта по <адрес> не подлежат удовлетворению, так как не являются способом восстановления нарушенного права административного истца ОАО «ВАПСК».

Требования административного истца ФИО2 к Администрации городского округа город Воронеж о признании отказа №8974921 от 15.12.2017г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес> незаконным, нарушающим требования ст.55 ГрК РФ, обзании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи в течении 10 дней со дня вступления в силу судебного решения по делу разрешения на ввод с эксплуатацию построенного объекта по <адрес> не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.38 ч.4 и 5 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

На основании копии договора(л.д.180), копии квитанций судом установлено, что 25.01.2016г. между ОАО «Воронежагропромстройкомплект» и ФИО2 был заключен договор №52/Д6 о сотрудничестве и инвестициях в строительстве жилого дома, предметом которого является участие в строительстве жилого дома <адрес> путем перечисления денежных средств на расчетный счет или в кассу инвестора, которые используются на проведение проектно-изыскательских работ, строительство дома и сопутствующих объектов коммунального назначения. Согласно п.1.2 ОАО «ВАПСК» после завершения строительных работ по договору выделяет ФИО2 по акту для производства внутренних отделочных работ на сумму перечисленного денежного взноса -трехкомнатную квартиру проектной площадью 101 кв.м., расположенную в осях Ж/1-М-4/1-6/1 на 10 этаже в жилом <адрес>; однокомнатную квартиру проектной площадью 48,2 кв.м., расположенную в осях Ж/2-М-1/1-4/1 на 10 этаже в жилом по <адрес>; парковочное место на 1 единицу легкового транспорта , расположенное в подземном паркинге по адресу <адрес> Стоимость работ определена в п.2.1 и составляет 14928000 руб. Согласно п.п.4.10, 4.11 договора ОАО «ВАПСК» обязуется выделить ФИО2 на его финансовый взнос после окончания строительства дома объекты недвижимости согласно п.1.2 договора. Предоставить документы для оформления прав собственности на квартиру и парковочное место, после ввода жилого дома в эксплуатацию.

Свои обязательства по договору ФИО2 выполнил и оплатил финансовый взнос в размере, предусмотренном договором, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам и справкой ОАО «ВАПСК» (л.д. 214 т.1, 238,239 т.1).

Исходя из смысла статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1). При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3).

В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").

По смыслу приведенных правовых норм и акта их толкования, соглашение кредиторов между собой не создает дополнительных обязанностей для должника, который не заключал данного соглашения.

Согласно ст.ст.309, 310,314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Разрешение на строительство объекта расположенного по адресу <адрес> выдано УФСБ по Воронежской области и ГУВД по Воронежской области (л.д.1-2 т.2) сроком действия до 11.11.2018г. на строительство жилого дома и реконструкцию памятника архитектуры XIX века “Дом Харина», реконструкцию памятника историко-культурного наследия «Дом Тер-Паносова» со встроенными помещениями поликлиники.

16.10.2017г. (л.д.178 т.1) ФИО2 обратился к ОАО «ВАПСК» и просит передать ему квартиры и парковочное место по актам приема-передачи для регистрации права собственности. В своем письме ОАО «ВАПСК» от 20.12.2017г. сообщает ФИО2, что квартиры переданы по промежуточному акту под внутреннюю отделку, однако, ОАО «ВАПСК» не имеет возможности вручить акты приема-передачи для регистрации права собственности, так как объект по адресу <адрес> не введен в эксплуатацию, в связи с тем, что администрация городского округа город Воронеж отказывает в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию …

Рассматривая заявленные требования административным истцом ФИО2 суд приходит к выводу о том, что со стороны Администрации городского округа город Воронеж не установлено нарушений прав административного истца, так как никаких правоотношений между Администрацией городского округа город Воронеж и ФИО2 не имеется. В Администрацию городского округа как в орган, наделенный публичными полномочиями ФИО2 не обращался. Участником публичных правоотношений между Администрацией городского округа город Воронеж и ОАО «ВАПСК» ФИО2 не является. Никакого спора между Администрацией городского округа город Воронеж и ФИО2, возникающему из административных или иных публичных правоотношений не существует, в связи с чем, относительно ФИО2 Администрация городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком. Требования ФИО2 могут быть предъявлены только к ОАО «ВАПСК» в рамках заключенного договора от 25.01.2016г. №52/Д6 о сотрудничестве и инвестициях в строительстве жилого дома, с иным способом защиты права в гражданском порядке, а именно, о признании права собственности на объекты недвижимости или возложении обязанности исполнения обязательств по договору, в зависимости от волеизъявления самого ФИО2 Кроме того, срок передачи объекта, указанный в договоре, является обязательством ОАО «ВАПСК», а потому за нарушение срока исполнения этого обязательства ответственность может быть возложена только на лицо, его давшее, а не административного ответчика.

Так же, суд полагает, что на момент обращения ФИО2 в суд и на момент рассмотрения дела по существу, срок исполнения обязательств по договору от 25.01.2016г. №52/Д6 о сотрудничестве и инвестициях в строительстве жилого дома, не наступил. Так как конкретный срок в договоре не указан, то исходя из буквального толкования условий договора, срок исполнения обязательств ОАО «ВАПСК», а не администрации городского округа город Воронеж, перед ФИО2, наступает по окончанию строительства и ввода объекта в эксплуатацию. При этом, срок разрешения на строительство еще не истек.

Применительно к понятию окончание строительства необходимо применить требования нормативных актов, а именно Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 (ред. от 14.07.2015) "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (вместе с "РД-11-04-2006..."), которым утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), который разработан на основании статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006г. N 54. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора,…проверок соответствия выполненных при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - проверки), и оформлению результатов таких проверок, а также требования, предъявляемые к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения.

В данном случае относительно объекта <адрес> осуществляется государственный строительный надзор в силу ст.54 ГрК РФ, однако, извещение об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства, подтверждающее фактическое окончание строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, устранение всех нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оформление документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также применением строительных материалов (изделий) по форме Приложения№9 к указанному Порядку …, суду ОАО «ВАПСК» представлено не было, сведений о подаче такого извещения в орган, осуществляющий государственный строительный надзор так же суду не представлено, в связи с чем, суд полагает, что исходя из понятия нормативных актов, документы, свидетельствующие об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства, отсутствуют, в связи с чем, срок исполнения обязательств по договору между ОАО «ВАПСК» и ФИО2 не наступил. По запросу суда Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области (л.д.229 т.1) сообщено, что ОАО «ВАПСК» с заявлением о выдаче заключения, необходимого для ввода в эксплуатацию построенного объекта по <адрес>, не обращалось.

Исходя из изложенного, требования ФИО2 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Воронеж №8974921 от 15.12.2017г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца ОАО «Воронежагропромстройкомплект» путем повторного рассмотрения заявления ОАО «Воронежагропромстройкомплект» от 12.09.2017г. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного/реконструированного объекта жилого дома со встроенными помещениями поликлиники, расположенного по адресу <адрес>

В удовлетворении административного иска ОАО «Воронежагропромстройкомплект» к Администрации городского округа город Воронеж в остальной части отказать.

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации городского округа город Воронеж о признании отказа №8974921 от 15.12.2017г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта по <адрес> незаконным, нарушающим требования ст.55 ГрК РФ, обзании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи в течении 10 дней со дня вступления в силу судебного решения по делу разрешения на ввод с эксплуатацию построенного объекта по <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: