ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10/2021 от 27.01.2021 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-10 /2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Советск 27 января 2021 года

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Советское городское поселение о признании незаконным бездействия и устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования,

у с т а н о в и л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации МО Советское городское поселение Советского района Кировской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере лесопользования, указав, что прокуратурой района Кировской области проведён мониторинг исполнения администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области законодательства об использовании, защите и воспроизводстве лесов. По результатам мониторинга выявлено, что требования законодательства в указанной сфере соблюдаются не в полном объёме. В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом РФ. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего кодекса. Согласно ст. 111 Федерального закона от 27.12.2018 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. С учётом особенностей правового режима защитных лесов определяются, в том числе городские леса. В силу ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения. Частью 1 ст. 84 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объёма древесины, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учёт древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную систему учёту древесины и сделок с ней. В силу ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В нарушение действующих требований законодательства администрацией Советского городского поселения лесоустройство городского леса, не проведено, лесохозяйственный регламент в отношении данных лесов не разработан и не утверждён. Права на данные участки в ЕГРН не зарегистрированы. Право собственности на данные лесные участки, расположенные на территории Советского городского поселения, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учёт данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утверждён. Столь долгое уклонение администрации Советского городского поселения от выполнения предусмотренных лесным законодательством и законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создаёт предпосылки для потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц, как жителей гор. Советска, так и других граждан на благоприятную окружающую среду. Администрация гор. Советска должных мер по устранению имеющихся нарушений законодательства в сфере лесопользования до настоящего момента не принято, средства на проведение вышеуказанных работ в бюджете на 2020 и последующие годы не запланированы. Бездействие администрации гор. Советска ведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Советска Кировской области, утвержденным решением Думы города Советска от 25.09.2012 №58, на территории муниципального образования Советское городское поселение имеются городские леса, в отношении которых мероприятия по лесоустройству не выполнены. Просят с учетом уточнений признать незаконным бездействие муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских защитных в части: установления границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области; постановки на кадастровый учёт земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципальное образование Советское городское поселение Советского района Кировской области; разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области. Обязать муниципальное образование Советское городское поселение Советского района Кировской области: установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области; поставить указанные земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области на государственный кадастровый учёт; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО измененные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – администрации МО Советское городское поселение ФИО с измененным иском не согласна, представила письменный отзыв (л.д.47), пояснила, что в инвентаризации 1997 года, ПЗЗ, текстовой части генерального плана городские леса отсутствуют, т.е. надлежащих доказательств наличия лесов прокуратурой не представлено, графическая часть генерального плана, к таковым отнесена быть не может, сведений из Росреестра о наличии лесов, также нет. В Лесном реестре имеются сведения о лесах, но они находятся в федеральной собственности, предоставлены в аренду, и на них разработаны лесохозяйственные регламенты. Отмечает, что администрация не может провести кадастровый учет земельных участков, не находящихся в муниципальной собственности. Из измененных требований не понятно, где находятся городские леса. В случае удовлетворения исковых требований просит учесть, что необходимо будет установить границы городских лесов, проведя для это лесоустроительные работы, согласно предварительной информации Рослесинфо для это потребуется не менее 2 лет, также необходимо провести кадастровые работы, межевание, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, изыскать денежные средства, внести изменения в бюджет, все вышеуказанные мероприятия требуют больших финансовых и временных затрат, в связи с чем, просит предоставить отсрочку на 3 года.

Представитель заинтересованного лица – министерства лесного хозяйства Кировской области в лице лесного отдела Суводского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО исковые требования поддержал частично, представил письменные пояснения, считает, что действующее законодательство не содержит требований о постановке на кадастровый учет, в ЕГРН вносятся сведения о границах лесничеств, границы лесничеств утверждаются Рослесхозом, лесные участки формируются в пределах лесничеств с целью их предоставления для дальнейшего использования, в конце 2018 года в ЛК РФ внесены изменения, в том числе в ст.122 ЛК РФ, согласно которой на землях населенных пунктов могут располагаться не только городские, но и иные защитные леса.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился, направив отзыв о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что в связи с отсутствием в исковом заявлении кадастровых номеров спорных объектов, а также учитывая существо заявленных требований, однозначно идентифицировать в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, не представляется возможным. Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что в отношении спорных объектов государственный кадастровый учёт не осуществлён. В случае удовлетворения исковых требований осуществление кадастрового учёта земельных участков, занятых городскими лесами, будет осуществляться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании заявления заинтересованного лица с приложением всех необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта документов, в частности, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером по итогам проведения кадастровых работ.

Представитель заинтересованного лица министерство имущества и инвестиционной политики Кировской области в судебное заседание не явился, направив отзыв о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что из уточненных требований от 20.01.2021 не вытекает причин, по которым права и обязанности министерства могут быть затронуты, так как невозможно однозначно определить предмет искового заявления.

Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Удмурской Республике и Кировской области в судебное заседание не явился, направили отзыв о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что в связи с отсутствием доводов сторон, которые могут повлиять на права и обязанности МТУ, невозможность однозначного определения предмета административного искового заявления с учетом его уточнений от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным представить позицию по данному делу.

Заинтересованное лицо – ФИО. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица – министерства лесного хозяйства Кировской области в лице лесного отдела Суводского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Исходя из понятия о лесе как об экологической системе и как о природном ресурсе, закрепленном в ст.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.

Согласно ст.116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В городских лесах запрещаются: использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Согласно ст.111 ЛК РФ выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Судом установлено, что согласно Генеральному плану Советского городского поселения Советского района Кировской области, утвержденному Решением Думы города Советска от 25.09.2012 №58, а также статистической отчетности (формы №22-2 и 22-5) в границах МО Советское городское поселение Советского района Кировской области имеются городские леса.

Вопреки доводам ответчика сведения о городских лесах содержатся как в графической, так и в текстовой части Генерального плана Советского городского поселения Советского района Кировской области. Отсутствие сведений о городских лесах в ПЗЗ при содержащихся в них сведениях о рекреационных зонах не свидетельствуют об отсутствии городских лесов в границах МО Советское городское поселение Советского района Кировской области.

Согласно п.19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;

6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;

8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с Уставом МО Советское городское поселение Советского района к компетенции администрации города относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города (п.21 ч.5 ст.34 Устава).

Согласно ч.1 ст. 23 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Лесничества создаются на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (п.3 ч.2 ст.23 ЛК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.23 ЛК РФ создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.68.1 ЛК РФ проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При проектировании лесничеств осуществляются: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств.

Проектирование лесничеств является элементом лесоустройства (п.1 ч.1 ст.68 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Минприроды от 29.03.2018 года № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

Согласно пункту 5 Лесостроительной инструкции проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с ч.3 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ч. 5 и ч.7 ст.87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (ч.1 ст.70.1 ЛК РФ).

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (ч.5 ст.70.1 ЛК РФ).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч.7 ст.70.1 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст.8 ЛК РФ).

Согласно ст.10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Согласно ст.92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона; в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ч.5 с.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод, что на органах местного самоуправления лежит обязанность инициировать проведение работ по лесоустройству с целью установления границ лесничеств, расположенных на землях муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, на которых расположены городские леса, направить материалы лесоустройства в уполномоченный федеральный орган для создания и утверждения границ лесничеств, с последующей разработкой и утверждением для созданных лесничеств лесохозяйственных регламентов и формированию в границах лесничеств лесных участков (находящиеся в муниципальной собственности, либо собственность на которые не разграничена) с целью их дальнейшего использования.

Вопреки доводам заинтересованного лица и ответчика государственный кадастровый учёт земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области и находящиеся в муниципальной собственности, либо собственность на которые не разграничена, предусмотрен действующим законодательством и необходим в целях реализации городским поселением прав собственника, в том числе полномочий по охране, защите, воспроизводству городских лесов.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, включающие информацию о категории земель, к которой отнесен земельный участок.

Как следует из п. 11 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.

В соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона о переводе земель в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Исходя из содержания ч. 14 ст. 14 Закона о переводе земель, отнесение участка, в отношении которого в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него не указана категория земель, а также отнесение к землям населенных пунктов осуществляется по той же процедуре, что и перевод земель, т.е в соответствии с положениями ст. ст. 2, 3, 4, 5, 15 Закона о переводе земель.

В нарушении ч.2 ст.62 КАС РФ административным ответчиком доказательств законности действий (бездействий) в сфере лесопользования не предоставлено.

При рассмотрении дела судом установлено, что административным ответчиком границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, на которых расположены городские леса, не разработаны и не утверждены, государственный кадастровый учёт земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области и находящиеся в муниципальной собственности, либо собственность на которые не разграничена, не проведен.

Указанные нарушения приводят к отсутствую возможности организовать эффективные мероприятия по охране, защите, воспроизводству городских лесов.

Бездействие административного ответчика в сфере лесопользования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

Учитывая вышеизложенное, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Оценивая доводы представителя ответчика об отсутствии в уточненных требованиях указания на конкретные земельные участки, занятые городскими лесами, суд учитывает, по границы земельных участков устанавливаются по результатам лесоустроительных, геодезических и картографических работ, в результате которых и определяются местоположение и площади земельных участков.

Тот факт, что лесные участки, на которых расположены городские леса в границах территории Советского городского поселения на кадастровый учет не поставлены, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, лесоустроительная документация на них не разработана, свидетельствует о допущенном бездействии со стороны административного ответчика в части исполнения требований законодательства в сфере лесопользования, то есть о законности требований прокурора.

Иные доводы административного ответчика и заинтересованного лица также не могут повлиять на выводы суда по рассматриваемому делу.

Руководствуясь ст.ст. 178 и 227 КАС РФ, принимая во внимание очередность, объемы и сроки выполнения работ по исполнению данного решения, проведение их в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также учитывая необходимость их финансирования при отсутствии в бюджете муниципального образования на 2021 год денежных средств на их исполнение, суд полагает возможным установить срок исполнения решения до 31.12.2023, находя указанный срок разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении городских лесов, в части: установления границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области; постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области и находящихся в муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена; разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента лесничеств, расположенных на землях муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, на которых расположены городские леса.

Обязать администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области в срок до 31.12.2023:

установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области,

поставить на государственный кадастровый учёт земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области и находящиеся в муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена;

разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничеств, расположенных на землях муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, на которых расположены городские леса.

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Советский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено 01.02.2021.

Судья Л.А.Ефимова