ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/2022 от 25.04.2022 Брасовского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-110/2022

32RS0002-01-2021-001042-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года п. Локоть

Брасовского района

Брянской области

Брасовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Самкова А.Н., при секретаре Павловой Т.В., с участием старшего помощника Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области ФИО4, представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Брянской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области ФИО3, ссылаясь на то, что он в настоящий момент отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. 26 июля 2021 года ему стало известно, что администрация исправительного учреждения поставила его на профилактический учет, как склонного к суициду и членовредительству, в связи с тем, что 17 февраля 2021 года, 20 апреля 2021 года, 19 мая 2021 года им совершались акты членовредительства. Вместе с тем, по мнению административного истца, акты членовредительства совершаются осужденными в целях смягчения режимных требований, однако он совершал попытки самоубийства.

Протокольным определением Брасовского районного суда Брянской области от 07 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Прокуратура Брянской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области.

ФИО1 просил суд признать незаконными действия административных ответчиков в части формулировки его действий «членовредительство», постановки его на профилактический учет, как склонного к совершению актов членовредительства и суицида.

Административный истец, представитель УФСИН России по Брянской области, начальник федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела их отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

ФИО1 в письменном заявлении требования поддержал в полном объеме.

Старший помощник Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области ФИО4 в судебном заседании полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области (ФИО9) в судебном заседании полагала возможным отказать в удовлетворении заявленных административных требований, по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее - УИК РФ).

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 82 УИК РФ регламентирован режим в исправительных учреждениях и его основные требования.

Согласно части 1 указанной статьи, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Частью 3 определено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации №295 от 16 декабря 2016 года.

В силу пункта 17 вышеуказанных Правил, осужденным запрещается причинять умышленный вред своему здоровью.

В силу положений Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" исправительные учреждения обязаны принимать меры по недопущению правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

Согласно пункта 5 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (п. 8 Инструкции).

На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к совершению суицида и членовредительству.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п. 26 Инструкции).

В судебном заседании было установлено, что ФИО1 до 13 апреля 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.

Из спецсообщения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 17 февраля 2021 года следует, что 17 февраля 2021 года, в 16 часов 55 минут, осужденный ФИО1, находясь в камере ШИЗО, совершил акт членовредительства, а именно, осколком от кафельной плитки нанес себе повреждение кожных покровов левой руки.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Навлинского МСО СУ СК РФ по Брянской области ФИО5 было отказано в возбуждении уголовного дела по факту совершения осужденным ФИО1 членовредительства 17 февраля 2021 года, в связи с отсутствие событий преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 110, п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Из содержания данного постановления следует, что в порядке доследственной проверки следователем был опрошен осужденный ФИО1, который пояснил, что он совершил акт членовредительства в связи с несогласием с режимными требованиями администрации исправительного учреждение и желая оказать давление на администрацию, цели покончить жизнь самоубийством он не преследовал, совершить попытку суицида не пытался.

Следствием было установлено, что осужденный самостоятельно совершил акт членовредительства, решив таким образом протестовать против установленного режима содержания, оказать давление на администрацию, цели покончить жизнь самоубийством не преследовал.

Из спецсообщения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 20 апреля 2021 года следует, что 20 апреля 2021 года, в 15 часов 20 минут, осужденный ФИО1, находясь в камере ШИЗО, совершил акт членовредительства, а именно, осколком от кафельной плитки нанес себе повреждение кожных покровов левой руки, а также утверждал, что проглотил инородное тело.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Навлинского МСО СУ СК РФ по Брянской области ФИО5 было отказано в возбуждении уголовного дела по факту совершения осужденным ФИО1 членовредительства 20 апреля 2021 года, в связи с отсутствие событий преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 110, п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Из содержания данного постановления следует, что в порядке доследственной проверки следователем был опрошен осужденный ФИО1, который пояснил, что он совершил акт членовредительства в связи с тем, что больше не хотел находиться в штрафном изоляторе, цели покончить жизнь самоубийством он не преследовал, совершить попытку суицида не пытался.

Следствием было установлено, что осужденный самостоятельно совершил акт членовредительства, решив таким образом протестовать против установленного режима содержания, оказать давление на администрацию, цели покончить жизнь самоубийством не преследовал.

Из спецсообщения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 19 мая 2021 года следует, что 19 мая 2021 года, в 15 часов 45 минут, осужденный ФИО1, находясь в камере ПКТ, совершил акт членовредительства, а именно, проглотил инородное тело.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя Навлинского МСО СУ СК РФ по Брянской области ФИО5 было отказано в возбуждении уголовного дела по факту совершения осужденным ФИО1 членовредительства 19 мая 2021 года, в связи с отсутствие событий преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 110, п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Из содержания данного постановления следует, что в порядке доследственной проверки следователем был опрошен осужденный ФИО1, который пояснил, что он совершил акт членовредительства в связи с тем, что хотел привлечь внимание администрации исправительного учреждения к проблеме получения им почтовых отправлений, цели покончить жизнь самоубийством он не преследовал, совершить попытку суицида не пытался.

Следствием было установлено, что осужденный самостоятельно совершил акт членовредительства, решив таким образом протестовать против установленного режима содержания, оказать давление на администрацию, цели покончить жизнь самоубийством не преследовал.

19 февраля 2021 года старший психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-4 ФИО6 обратилась к начальнику исправительного учреждения с рапортом о необходимости постановки осужденного ФИО1 на профилактический учет, как склонного к совершению суицида и членовредительства.

В обосновании постановки на профилактический учет психолог сослалась на факт совершения осужденным акта членовредительства 17 февраля 2021 года.

Совет воспитателей отряда , рассмотрев факт членовредительства, осужденного ФИО1 17 февраля 2021 года, также ходатайствовал о необходимости постановки на соответствующий профилактический учет осужденного.

18 марта 2021 года решением комиссии ФКУ ИК-4 осужденный ФИО1 был поставлен на профилактический учет, как склонный к совершению суицида и членовредительства.

Опрошенный в судебном заседании начальник отдела безопасности исправительного учреждения ФИО7 (член вышеуказанный комиссии) показал, что на заседании комиссии присутствовал ФИО1

Заседание комиссии было проведено в соответствии с требованиями п. 32 Инструкции, в присутствии осужденного, начальника исправительного учреждения (ФИО3), другие должностные лица исправительного учреждения, имеющие возможность охарактеризовать ФИО1, при этом основанием для постановки на профилактический учет осужденного явился установленный факт совершения им акта членовредительства 17 февраля 2021 года.

При таких обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования ФИО1 о признании действий (бездействия) административных ответчиков незаконными.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Прокуратуре Брянской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» УФСИН России по Брянской области ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-судья: А.Н. Самков

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ