ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1110/2021 от 12.08.2021 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-1110/2021

УИД: 91RS0001-01-2021-002684-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

судьи – Домниковой М.В.,

при секретаре – Остапенко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России по РК , учредители Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» Никифоров Андрей Ростиславович, Затулин Константин Федорович о ликвидации юридического лица, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России по РК , в котором просил: ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Институт стран СНГ в <адрес>» (ОГРН 1149102088728, ИНН/КПП 9102044518/910201001); исключить Автономную некоммерческую организацию «Институт стран СНГ в <адрес>» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Исковое заявление мотивировано тем, ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы г. Симферополю в соответствии с Порядком взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и Севастополю (распоряжение Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ-р), с присвоением основного государственного регистрационного номера 1149102088728; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа организации: 295006, <адрес>. Распоряжением административного истца от ДД.ММ.ГГГГ-р было назначено проведение плановой документарной проверки административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью установления соответствия деятельности административного ответчика, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству РФ, которое было направлено административному ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако отправление возращено в отметкой «Истек срок хранения». Испрашиваемые документы ответчиком не были представлены, ни в установленный в уведомлении срок, ни ко дню окончания проверки – ДД.ММ.ГГГГ. Непредставление ответчиком запрашиваемых документов привели к невозможности осуществления административным истцом надлежащим образом проверки соблюдения ответчиком Устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной ее уставом, и законодательству РФ, в связи с чем, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ: положения устава в части формирования высшего органа управления организации и его компетенция противоречат ФЗ «О Некоммерческих организациях», устав не содержит видов приносящей доход деятельности, кроме того, государственный герб РФ не может использоваться в качестве геральдической основы гербов, эмблем и иных символов органов местного самоуправления и организаций, предусмотренных ст. 7 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с выявленными в рамках плановой документации проверки, в адрес административного ответчика вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований федерального законодательства с возращено в отметкой «Истек срок хранения»; постановлением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу административный ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ из Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в адрес административного истца поступили сведения о том, что административный ответчик не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика вынесено предупреждение, с указанием допущенных нарушений и срока их устранений, однако такие нарушение не устранены и предупреждение возвращено в адрес истца по истечении срока хранения. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступили сведения о смерти Соловьева В.Е., являющегося физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени административного ответчика, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика вынесено предупреждение, с указанием допущенных нарушений и срока их устранений, однако такие нарушение не устранены и предупреждение возвращено в адрес истца по истечении срока хранения. Таким образом, допущенные административным ответчиком нарушения, а именно игнорирование законных предписаний федерального органа, осуществляющего контрольно – надзорные функции в отношении некоммерческих организаций, уклонение от получения таких предписаний, уклонение от проводимых органом проверок, неоднократное неисполнение, возложенных на ответчика обязанностей, свидетельствуют о том, что административный ответчик устойчиво пренебрегает законодательством РФ; осуществление контрольно – надзорной деятельности со стороны общества и государства в отношении административного ответчика не представляется возможным, что свидетельствует о том, что подобные нарушения являются грубыми. Административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения законодательства РФ, указанные нарушения не могут быть устранены законным способом, в связи с чем, административный ответчик подлежит ликвидации в судебном порядке (л.д. 1-11).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» Никифоров Андрей Ростиславович, Соловьев Владимир Евгеньевич (л.д. 148).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» Затулин Константин Федорович (л.д. 236).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из числа заинтересованных лиц по административному делу а-1110/2021 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» о ликвидации юридического лица заинтересованное лицо - Соловьев Владимир Евгеньевич, в связи со смертью.

В судебное заседание стороны, представители сторон не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в адрес суда представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправия сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии требованиями главы 9 КАС РФ.

В связи с чем, суд считает возможным на основании положений ст.150,ст.152 КАС РФ рассмотреть дело отсутствии сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив доводы административного иска, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, обозрев материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение: правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии со ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Из положений ст. 61 КАС РФ следует, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

Статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии с положениями п. 4.1. ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном приказом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований о расходовании некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и ее территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органами государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац пункта 5 Положения).".

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документ за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные мер предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения также подпункты 1,4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельное некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ ДД.ММ.ГГГГ N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп.3,5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, усыновленных Федеральным законом некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупрежден (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушен указанных требований.

Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и Севастополю реорганизовано в форме разделения на Управление Министерства юстиции Российской Федерации Республике Крым и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю.

Согласно пп.65 п.6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГУправление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурны подразделениям политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием деятельности положениям, целями задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельностьтерритории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранныхнекоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документа) и законодательству Российской Федерации.

Так, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> и <адрес> осуществлена государственная регистрация Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», о чем издано распоряжение -р (л.д. 14).

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и согласно пункта 34 Плана проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2019 года, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» проведена документарная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой у Организации запрошены документы и сведения, необходимые для достижения целей и зада проверки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: документы, подтверждающие место нахождения Организации (правоустанавливающие документы), с указанием контактных телефонов, электронной почты, сайта, по которым возможно осуществление связи с Организацией», а также сведений о достоверности указанного в Едином государственном реестре юридических лиц адресе; протоколы о назначении/избрании руководящих, контрольных органов, протоколы об избрании единоличного исполнительного органа и иных выборных органов и должностных лиц Организации; протоколы заседаний, а также решения и иные распорядительные документы (положения, справки и другие) высшего органа управления Организации; протоколы заседаний, а также решения и иные распорядительные документы (положения, справки и другие) других органов управления и надзора Организации; протоколы соответствующего органа Организации об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса, бухгалтерской (финансовой) отчетности, с предоставлением копий соответствующих документов; решения контрольно-ревизионного органа Организации (протоколы заседаний, акты проверок и другие); копии приказов и распоряжений единоличного исполнительного органа по утверждению штатного расписания (численность и состав работников, размер оплаты их труда), а также по основной деятельности Организации предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчетов о деятельности Организации; сведения о мероприятиях (периодичность, форма проведения, место проведения и т.п.), проводимых Организацией; копии штатных расписаний организации; документы, содержащие сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, а также о поступлении денежных средств; информация об осуществлении приносящей доход деятельности; документы о расходовании денежных средств за проверяемый период, в том числе приобретение имущества; оборотно-садьдовые ведомости по счетам Организации-документы, содержащие сведения о банковских счетах Организации; документы, содержащие сведения об учреждении Организации средств массовой информации (с приложением печатных образцов), об учреждении некоммерческих и коммерческих организаций; документы, содержащие сведения об учреждении Организацией хозяйственных обществ либо об участии в хозяйственных обществах; публикации в средствах массовой информации материалов о деятельности Организации; образцы собственной символики, бланков, образцы оттисков печатей, штампов; локальные акты Организации; сведения об участниках (членах) организации, их списки; сведения о структурных подразделениях Организации (филиалах и представительствах), в том числе за рубежом, с указанием их полного наименования, местонахождения, ФИО их руководителей, контактных телефонов; документы, свидетельствующие об осуществлении деятельности, предусмотренной Уставом Организации (с приложением документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий); документы, содержащие сведения об участии Организации в союзах (ассоциациях) юридических лиц; документы, содержащие сведения о взаимодействии Организации с органами государственной власти; журнал учета проверок (при наличии); акты проверок деятельности Организации, проведенных контрольно-ревизионным органом, акты аудиторских проверок (при наличии); иные документы, подтверждающие осуществление деятельности по выполнению целей, предусмотренных учредительными документами (Т. 1 л.д. 23-27).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» направлено указанное распоряжение и уведомление о проведении проверки (Т. 1 л.д. 28-29)

Согласно данным об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 29500041235324 (Т. 1 л.д. 32-33), указанное отправление Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» не получено, ДД.ММ.ГГГГ возвращено за истечением срока хранения.

По результатам проведенной проверки, Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 34-41), согласно которого в ходе проведения проверки изучены документ, содержащиеся в регистрационном и контрольном делах Организации и установлено, что положения Устава в части формирования высшего органа управления Организации и его компетенция противоречат положениям ст. 123.25 ГК РФ; устав не содержит видов приносящей доход деятельности; документы, содержащие сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, а также поступления денежных средств, информация об осуществлении приносящей доход деятельности, документы о расходовании денежных средств за проверяемый период, в том числе приобретение имущества, оборотно – сальдовые ведомости по счетам организации, документы, содержащие сведения о банковских счетах Организации в период проведения проверки не представлены.

По результатам проведенной проверки, установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, п. 9 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» в период проверки не представлены запрашиваемые документы, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» вынесено предупреждение об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 76-78), о чем направлены извещения как в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», так и в адрес ее учредителя и исполняющего директора.

Вместе с тем, указанные отправления возвращены в адрес Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> в связи с истечением срока хранения, о чем свидетельствуют сведения об отслеживании почтовых отправлений (Т. 1 л.д. 87-92).

Постановлением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Автономная некоммерческая организация «Институт стран СНГ в <адрес>» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства).

Указанное постановление не обжаловано, ступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» направлено предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> за , согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления из УФНС по <адрес> поступила информация Управления Федеральной службы государственной статистики в <адрес>, в соответствии с которой Автономная некоммерческая организация «Институт стран СНГ в <адрес>» не находится по юридическому адресу, в связи с чем, Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» необходимо предоставить документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 103-104).

Указанное предупреждение было направлено в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», а также ее исполняющему директору, вместе с тем почтовые отправления были возращены за истечением срока хранения (Т. 1 л.д. 115-119).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», ее учредителя, Министерством юстиции РФ по <адрес> было направлено предупреждение , согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в Управление из УФНС по <адрес> поступили сведения о смерти Соловьева Владимира Евгеньевича (ИНН 312320918599), являющегося физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», в связи с чем, Организации необходимо предоставить соответствующие документы для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о физическом лице, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Направленные почтовые отправления бы также возращены за истечением срока хранения (Т. 1 л.д. 130,132).

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В свою очередь, исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Так, из материалов рассматриваемого административного дела следует и судом установлено, что Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» неоднократно выносились предупреждения об устранении выявленных нарушений, вместе с тем, такие предупреждения исполнены не были.

Кроме того, суд обращает внимание, что вынесенные предупреждения не обжаловались административным ответчиком.

На момент обращения административного истца с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были, доказательств обратного суду не представлено.

Судом неоднократно административному ответчику разъяснено право на предоставление суду доказательств осуществления деятельности в качестве юридического лица, о чем свидетельствуют определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копии которых были направлены в адрес административного ответчика, а также заинтересованных лиц учредителей Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>», вместе с тем, такие доказательства суду не предоставлены, кроме того, почтовая корреспонденция, направляемая судом в адрес Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» и ее учредителей возвращается в адрес суда по истечении срока хранения.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, юридическое лицо обязано иметь по месту регистрации постоянно действующий исполнительный орган или лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности для исполнения обязанностей перед государством и третьими лицами.

Учитывая изложенное, административный ответчик имел возможность при должной степени заботы и осмотрительности своевременно получить почтовую корреспонденцию, направленную по адресу его места нахождения, а также предоставить суду доказательства, осуществления деятельности в качестве юридического лица.

Кроме того, согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, судом не установлено объективных, не зависящих от Автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ в <адрес>» обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению обязанности по устранению выявленных нарушений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанности, возложенные на некоммерческую организацию не исполняются, ответчиком доказательств обратного суду не представлено, допущенные нарушения носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного периода, в связи с чем, являются грубыми нарушениями.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежа удовлетворению в полном объеме заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 180, 262 КАС Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Институт стран СНГ в <адрес>» (ОГРН 1149102088728, ИНН/КПП 9102044518/910201001).

Исключить Автономную некоммерческую организацию «Институт стран СНГ в <адрес>» (ОГРН 1149102088728, ИНН/КПП 9102044518/910201001) из Единого государственного реестра юридически лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья М.В. Домникова

Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2021 года.

Судья М.В. Домникова