ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11127/18 от 18.01.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой Л.Н.

при секретаре Николаевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, группы лиц на основании ст. 42 КАС РФ к Совету депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района Московской области о признании несостоявшимися публичные слушания, признании незаконным решения, и административное дело № 2а-921/2019 по иску ФИО2 к Совету депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1, группа лиц на основании ст. 42 КАС РФ обратились в суд с иском к административному ответчику Совету депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района Московской области о признании несостоявшимися публичные слушания, проведенные 13 ноября 2018 г. на территории сельского поселения АДРЕС по вопросу объединения территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование и о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения АДРЕС «Об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование» от 14 ноября 2018 г. №

В обоснование требований указал, что 04 октября 2018 г. Советом депутатов сельского поселения АДРЕС было принято решение № «Об инициативе об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной док, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование и о проведении публичных слушаний» опубликовано в газете «Одинцовская неделя» от 12 октября 2018 года № 40 )). Пунктом 2 указанного Решения на территории сельского поселения АДРЕС были назначены публичные слушания по вопросу об объединении территорий городских олений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование.

13 ноября 2018 с 17:05 до 19:27 час. в здании МБУККТ «Успенский муниципальный сельский Дом культуры», по адресу: АДРЕС проведены публичные слушания по вопросу объединения территорий.

14 ноября 2018 г. Советом депутатов сельского поселения АДРЕС было принято решение № «Об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование» опубликовано в газете «Одинцовская неделя» от 16 ноября 2018 года № 45 (787)). Данным решением Административный ответчик поддержал инициативу объединения территорий поселений Одинцовского муниципального района, выдвинутую Советом депутатов АДРЕС сельского поселения.

По мнению административного истца, при проведении публичных слушаний был нарушен порядок проведения публичных слушаний, установленный ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.4, ч. 2, ст. 20 Устава сельского поселения АДРЕС (решение Совета депутатов сельского поселения АДРЕС от 07.12.2005 №1/3), ч. 5, п. 3.1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении АДРЕС, (решение Совета депутатов сельского поселения АДРЕС от 27.05.2014 № 4/47) .

Существенным условием реализации гарантии по заблаговременному ознакомлению граждан с проектом муниципального правового акта является обладание ими полными сведениями о способе преобразования муниципальных образований и правовых последствиях его использования, в данном случае - о правовых последствиях объединения территорий. В итоговый документ по результатам публичных слушаний и не были учтены при принятии решения об объединении коллективное заявление от 2600 человек -категорическом несогласии с объединением. Однако в протоколе публичных слушаний и итоговом документе по результатам публичных слушаний отсутствует мотивированное обоснование решения, принятого на публичных слушаниях. Решение № Совета депутатов сельского поселения АДРЕС принял без учета мнения граждан, выраженного на публичных слушаниях.

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к ответчику о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения АДРЕС «Об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование» от 14 ноября 2018 г. №

В обоснование требований указал, что Согласно ч. 3. ст. 25 Устава численность Совета депутатов сельского поселения АДРЕС составляет 10 депутатов. 14 ноября 2018 г., в день принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта, на заседании Совета депутатов сельского поселения АДРЕС присутствовало 8 депутатов. При голосовании из 8 присутствующих депутатов «за» принятие Решения № проголосовало 5 депутатов, «против» - 1 депутат, издержался» - 1 депутат, отказался от участия в голосовании -1 депутат. Таким образом, решение № было принято 5 депутатами, что не составляет большинства от установленной численности депутатов Совета депутатов сельского поселения АДРЕС.

Определением Одинцовского городского суда Московской области административные дела по иску ФИО1, группы лиц на основании ст. 42 КАС РФ, ФИО2 объединены в одно производство.

В судебное заседание ФИО1, ФИО2 и его представитель явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Совета депутатов сельского поселения АДРЕС в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв.

Представители заинтересованных лиц: Совета депутатов Одинцовского муниципального района, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, указывая, что публичные слушания проведены в строгом соответствии с действующим законодательством и решение принято с соблюдением процедуры.

Суд, выслушав лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно правовой позицией Конституционного Суда РФ публичные слушания, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О).

Таким образом, заявленный спор в соответствии со ст. 1 КАС РФ подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном административным судопроизводством.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), пунктом 3 статьи 20 Устава сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района, Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении АДРЕС Одинцовского муниципального района, утвержденным Решением Совета депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района от 27.05.2014 №4/47 (в редакции от 31.10.2017 №3/42).

Согласно главе 6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении АДРЕС решение о проведении публичных слушаний, назначенных по инициативе депутатов Совета депутатов, принимается Советом депутатов сельского поселения АДРЕС.

6.3. Решением о проведении публичных слушаний устанавливаются:

1) место, дата и время проведения публичных слушаний;

2) формулировка вопросов и (или) наименование проектов правовых актов, выносимых на публичные слушания;

3) порядок принятия предложений от заинтересованных лиц по вопросам публичных слушаний.

6.4. Информация о проведении публичных слушаний и проекты нормативных актов, выносимые на публичные слушания, подлежат опубликованию не позднее чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6.5 настоящего Положения.

В Решении Совета депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района от 04.10.2018 №, в котором предусмотрено назначение и проведение на территории сельского поселения АДРЕС публичных слушаний по вопросу об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование строго соблюдены требования вышеуказанного Положения, а именно:

-сроки публикации (решение о назначении публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации сельского поселения АДРЕС 05.10.2018 года, а также опубликовано в газете «Одинцовская неделя» № 40(782) от 12.10.2018 года в соответствии с пунктом 6.4. Положения);

-дата и время проведения (публичные слушания назначены на рабочий день 13.11.2018 в 17.00ч. в соответствии с пунктом 7.2. Положения);

-место проведения;

-сформирован Оргкомитет, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний;

-предусмотрен порядок внесения предложений и замечаний от заинтересованных лиц. а также порядок принятия заявлений от желающих выступить на публичных слушаниях.

Таким образом, жители сельского поселения АДРЕС были заблаговременно оповещены о публичных слушаниях: в установленном порядке не позднее, чем за 30 дней.

Доводы истцов об отсутствии доступной информации о проведении публичных слушаний, о способе преобразования муниципальных образований и правовых последствиях его использования не нашли подтверждения в судебном заседании.

13 ноября 2018 года проводились публичные слушания, были организованы консультации с экспертами в следующих областях: налоговой политики, землепользования и градостроительства, ЖКХ и благоустройства, образования, здравоохранения.

В протоколе публичных слушаний отражено количество зарегистрированных на публичных слушаниях (при вместимости зала 300 мест, зарегистрировано 345), количество поданных заявлений для выступления (подано - 28, выступили - 27), с указанием обоснования позиции каждого выступающего, а также количество письменных замечаний и предложений, также с указанием позиции заявителя, которые поступили в сроки, предусмотренные Положением и Решением Совета депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района от 04.10.2018 №. Полномочия председательствующего на публичных слушаниях подтверждены Распоряжением от 09 ноября 2018 года № 47-рГл.

Итоговый протокол, а также заключение по результатам публичных слушаний, опубликованы в средствах массовой информации, а именно на официальном сайте администрации сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района Московской области, в газетах «Одинцовская неделя» № 45 (787) от 16.11.2018 года, «Новые рубежи» спецвыпуск № 48 от 16.11.2018 года.

Таким образом, органами местного самоуправления сельского поселения АДРЕС был выполнен весь комплекс мероприятий, направленных на соблюдение требований Закона №131-Ф3, Устава, а также Положения по вопросу организации и проведения публичных слушаний.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Устава сельского поселения АДРЕС, принятого решением Совета депутатов с.п. АДРЕС 07 декабря 2005 года № 1/3, Совет депутатов сельского поселения АДРЕС состоит из 10 депутатов.

Состав Совета депутатов сельского поселения АДРЕС Одинцовского муниципального района Московской области: Г,В,В, - председатель Совета депутатов сельского поселения АДРЕС; Д,М,П,; Ж,С,В,; З,А,Ю,; М,Р.Х.; У,А,В,; З,В,Н, - досрочное прекращение полномочий с 23.06.2015; П,В,В, - досрочное прекращение полномочий с 29.09.2016; К,А,В, - досрочное прекращение полномочий с 14.11.2018; К,А.Н, - досрочное прекращение полномочий с 14.11.2018;

14 ноября 2018 г., в день принятия оспариваемого решения № на заседании Совета депутатов сельского поселения АДРЕС присутствовало 8 депутатов. При голосовании из 8 присутствующих депутатов «за» принятие Решения № проголосовало 5 депутатов, «против» - 1 депутат, «воздержался» - 1 депутат, отказался от участия в голосовании -1 депутат.

Доводы истцов о том, что решение принято в нарушении п. 2 п. 37 Устава судом не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое решение Совета депутатов не носит нормативный характер и для его принятия не требуется большинство голосов от установленной численности депутатов.

Оспариваемое решение являются подготовительной документацией - необходимым элементом для последующего принятия решения об объединении территорий на уровне субъекта Российской Федерации, не затрагивают права административного истца, поскольку указанными актами лишь одобрена инициатива органов местного самоуправления объединяемых поселений на такое объединение и по существу вопрос не разрешался. Решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязательного характера и не порождает непосредственно правовых последствий.

Выраженное в решении от 14.11.2018 N мнение не является обязательным для уполномоченного органа субъекта РФ, который вправе и не поддержать (отклонить) инициативу органов местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований. Правовые последствия для организации местного самоуправления на территории Одинцовского муниципального района Московской области породили не оспариваемые в рамках настоящего административного дела акты.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что публичные слушания в сельском поселении АДРЕС по вопросу объединения территорий в единое муниципальное образование были проведены в полном соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа.

Таким образом, законодателем установлена процедура преобразования муниципального образования, предусматривающая выражение согласия населения поселений опосредованно, а именно - представительным органом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, группы лиц на основании ст. 42 КАС РФ, о признании несостоявшимися публичные слушания, проведенные 13 ноября 2018 г. на территории сельского поселения АДРЕС по вопросу объединения территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование – оставить без удовлетворения.

Исковые требования ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения АДРЕС «Об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование» от 14 ноября 2018 г. № – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.Н. Захарова

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2019 года