№ 2а-1115/2022
23RS0008-01 -2022-000846-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 15 апреля 2022 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., с участием:
представителя административного истца ООО «АКВАНЕРУД» - ФИО1, В.,
представителя административного ответчика - администрации МО Белореченский район ФИО2,
при секретаре Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «АКВАНЕРУД» к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «АКВАНЕРУД» обратилось в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что Общество с ограниченной ответственностью «АКВАНЕРУД» является владельцем лицензии на право пользование недрами на участке недр Северный-2, расположенном на территории <адрес> серии КРД № вид ТР, срок действия которой установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр имеет статус горного отвода и расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о внесении соответствующих изменений в генеральный план, схему территориального планирования и правила землепользования и застройки, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № с указанием координат участка недр.
Письмом административного ответчика от 14.02.2022 года исх. № 17-15/211 административному истцу было сообщено, что при следующем внесении изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района заявление будет рассмотрено на комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. Таким образом, административному истцу было фактически отказано во внесении соответствующих изменений. До настоящего времени администрацией МО Белореченский район, при наличии на территории Белореченского района участка недр местного значения и заявления административного истца не приведены в соответствие генеральный план, схема территориального планирования и правила землепользования и застройки. Административный истец полагает, что отнесение указанных участков в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки к зонам сельскохозяйственного использования сделает невозможным исполнение административным истцом условий пользования недрами в части возлагаемых на административного истца обязательств (п. 4.2.3.1 Условий пользования недрами) по сроку ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию), который составляет 24 месяца с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.
Представитель административного истца ФИО3 уточнил заявленные требования и просил суд на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении:
признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца:
в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к планируемой территории промышленных предприятий и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район;
в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к функциональной зоне - производственная зона и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район;
в целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Правила Землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к территориальной зоне П-4 - «Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м.».
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Белореченский район ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. В судебном заседании пояснила суду, что в период с 2008 по 2014 годы, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации всеми поселениями, входящими в состав муниципального образования Белореченский район, были разработаны и утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующих поселений, а также схема территориального планирования муниципального образования Белореченский район. Решением Краснодарского краевого суда от 02.04.2018 года по делу № За- 487/2018 Генеральный план Родниковского сельского поселения был признан недействующим в части пересечениями ряда земельных участков с землями лесного фонда. В связи с этим, администрацией муниципального образования Белореченский район начата процедура приведения в соответствии Генерального плана Родниковского сельского поселения. В связи с чем 11.04.2019 года на заседании комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки было принято решение о разработке проекта генерального плана Родниковского сельского поселения, и в указанную дату был заключен муниципальный контракт по внесению изменений в генеральный план.
В марте 2020 года Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятие мер по приведению Генеральных планов, Правил землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского сельских поселений Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район и обязании в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями законодательства. 27 мая 2020 года Белореченским районным судом вынесено решение по административному исковому заявлению дело № 2а-724/2020 об обязании главы в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского, Бжедуховского, Рязанского, Черниговского, Пшехского, Южненского сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявлений заинтересованных лиц. Решение вступило в законную силу 30 июня 2020 года. Впоследствии администрацией муниципального образования Белореченский район был заключен муниципальный контракт на разработку проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края». Проект был направлен на согласование в администрацию Краснодарского края в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Было получено заключение администрации Краснодарского края об отказе в согласовании проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» (отрицательное заключение министерства природных ресурсов Краснодарского края). Впоследствии в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта «Внесение изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» (максимальный срок проведения согласительной комиссии 3 месяца). В октябре 2020 г. было проведено заседание согласительной комиссии, принято решение о согласовании Проекта с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для отказа в согласовании проекта генерального плана, после чего проект был направлен в администрацию Краснодарского края для получения повторного заключения (после устранения замечаний). После получения ответа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края проект решения Совета муниципального образования Белореченский район был направлен в Белореченскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству. 21.01.2021 г. по Проекту получены замечания от Белореченской межрайонной прокуратуры в отношении перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, связи и т.д., а также включения в черту населенного пункта поселка МТФ-2 ряда земельных участков под проектируемую жилую застройку. 29.04.2021 г. было принято решение Советом муниципального образования Белореченский район № 258 об отклонении Проекта внесения изменений в генеральный план и отправление его на доработку. В декабре 2021 г. на заседании комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки на территории муниципального образования Белореченский район было принято решение рекомендовать главе муниципального образования заключить муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке Проекта генерального плана в части устранения замечаний, полученных от Белореченской межрайонной прокуратуры. В этом же месяце был заключен муниципальный контракт № 130 на выполнение работ по корректировке Проекта. Проект генерального плана откорректирован и 25.01.2022 г. был направлен в Белореченскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству. До настоящего времени ответ не получен.
В отношении вопроса приведения схемы территориального планирования представитель административного ответчика указал, что 28 сентября 2020 г. принято постановление администрации муниципального образования Белореченский район №1233 «О подготовке проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края». 15 января 2021 г. между администрацией муниципального образования Белореченский район и ООО «Проектно-строительная компания «Руспроект» был заключен муниципальный контракт на выполнение данного вида работ. Срок исполнения работ составляет 8 месяцев с даты заключения контракта (до 15.09.2021г.). В период выполнения работ, Исполнитель по контракту предоставлял проект схемы, выполненный в соответствии с контрактом. В ходе проверки предоставленного проекта схемы Заказчиком неоднократно были выявлены недостатки, в связи с чем составлены соответствующие Акты о выявленных недостатках проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарский край» по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ». После устранения выявленных недостатков 8 февраля 2022 г. проект схемы был принят Заказчиком. В настоящее время проект схемы формируется для размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для дальнейшего прохождения процедуры согласования.
Также представитель административного ответчика пояснила, что согласно схеме территориального планирования земельные участки с кадастровыми №№, № отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, согласно действующему генеральному плану относятся к землям промышленности, транспорта и т.д., согласно правилам землепользования и застройки участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Полагает, что поскольку земельные участки в соответствии с действующим генеральным планом отнесены к землям промышленности, транспорта и др. права административного истца не нарушаются. Представитель административного ответчика указала, что отсутствуют нарушения прав административного истца в связи с тем, что административный истец не обладает какими-либо правами в отношении указанных земельных участков, поскольку данные земельные участки находятся в собственности Краснодарского края. Также указывала на то, что в материалы дела не представлено доказательств нахождения предоставленного административному истцу горного отвода в границах земельных участков.
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что административный истец ООО «АКВАНЕРУД» является обладателем лицензии на право пользования недрами серии КРД № вид ТР, выданной 17.02.2022 года, срок действия которой установлен до 07.02.2037 года (л.д. 12-17), в соответствии с которой административному истцу предоставлено право разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр Северный-2, расположенном на территории Белореченского района Краснодарского края.
Лицензия предоставляет обществу исключительное право на разведку и добычу песчано-гравийной смеси на лицензионном участке в пределах границ горного отвода площадью 108,9 га. Горный отвод расположен в земельных участков, с кадастровыми №№, №.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (л.д. 43-49) земельный участок с кадастровым №, площадью 578852 кв.м., отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – Для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); земельный участок с кадастровым №, площадью 625762 кв.м., отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – Для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); земельный участок с кадастровым №, площадью 209559 кв.м., отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – Для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с представленным в материалы дела Письмом от 14.01.2022 года № 2 (л.д. 18) административный истец обратился в Администрацию МО Белореченский район Краснодарского края, в котором просил внести изменения в Генеральный план Родниковского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения в части отнесения земельных участков с кадастровыми №№, № к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Письмом Начальника Управления Архитектуры и градостроительства Администрации МО Белореченский район от 14.02.2022 года исх. № 17-15/211 (л.д. 19) административному истцу было сообщено, что при следующем внесении изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района заявление будет рассмотрено на комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.
Из представленного в материалы дела письма административного ответчика от 05.04.2022 года № 16-06/952 (л.д.65-72) следует, что земельные участки с кадастровыми №№, №
согласно действующей в настоящий момент схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район, утвержденной Решением Совета муниципального образования от 30.01.2014 года № 45 находятся на землях сельскохозяйственного назначения, а также попадают в горный отвод;
согласно действующему в настоящий момент Генеральному плану Родниковского сельского поселения, утвержденному Решением Совета Родниковского сельского поселения от 30.08.2011 года № 113 находятся в зоне земель промышленности, транспорта и т.д., а также попадают в горный отвод месторождения песчано-гравийной смеси;
согласно действующим в настоящий момент Правилам землепользования и застройки Родниковского сельского поселения, утвержденным Решением Совета Родниковского сельского поселения от 28.07.2014 года № 248 находятся на землях сельскохозяйственного назначения.
Также в материалы дела административным ответчиком представлены документы, подтверждающие действия администрации по внесению изменений в документы территориального планирования (л.д. 78-174).
К участию в деле в качестве специалиста привлечен начальник управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Белореченский район ФИО4, который в судебном заседании пояснил, что в настоящее время администрацией муниципального образования Белореченский район проводятся действия по внесению изменений в документы территориального планирования – схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район и Генеральный план Родниковского сельского поселения. В соответствии с подготовленным проектом схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район предусмотрено отнесение земельных участков с кадастровыми №№ № к землям сельскохозяйственного назначения с обозначением нахождения на на них горного отвода. В соответствии с подготовленным проектом Генерального плана Родниковского сельского поселения предусмотрено отнесение земельных участков с кадастровыми №№ к землям промышленности. В случае удовлетворения заявленных требований потребуется внесение изменений в схему территориального планирования, на что может потребоваться значительно большее количество времени, чем заявляет административный истец.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.
Административному истцу предоставлено право пользования недрами в пределах горного отвода, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми №№, расположенных по адресу: Краснодарский край. Белореченский район, Родниковское сельское поселение.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах). Кроме того, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом (абзац 1).
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (абзац 3).
Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недра» выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильно внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии с условиями полученной лицензии административный истец обязан ввести месторождение полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию) не позднее 24 месяцев с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами, т.е. в срок до 17.02.2024 года (п. 4.2.3 Условий пользования недрами, являющимся неотъемлемой частью лицензии (л.д. 13)). В соответствии с п. 13.3 Условий пользования недрами (л.д. 15) административный истец обязан обеспечить оформление прав на земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования до начала добычи полезного ископаемого. Пунктом 12.1 Условий пользования недрами (л.д. 14) предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено за нарушение сроков исполнения обязательств, указанных в пунктах 4.1 – 4.2, раздела 13 условий пользования недрами. Следовательно, в случае несоблюдения административным истцом сроков ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию) либо сроков оформления прав на земельный участок право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Земельное законодательство запрещает использовать земли и земельные участки не по целевому назначению. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, пользователь недр, получивший в установленном законом порядке соответствующую лицензию на право пользования недрами, не может осуществлять действия по выполнению условий пользования недрами в случае, если земельные участки в соответствии с документами территориального планированию будут относиться к функциональной зоне, не позволяющей осуществлять деятельность по недропользованию.
Отражение в документах территориального планирования, сведений о расположении принадлежащих административному истцу земельных участков к зоне сельскохозяйственного использования, будет являться неустранимым препятствием для осуществления деятельности по недропользованию в соответствии с предоставленной административному истцу лицензией.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает в ст. 9, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения. (часть 3).
Подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования) (часть 5).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6).
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частями 7.1 и 7.2 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения (часть 7).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть 10).
Статьей 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Частью 1 статьи 24 ГрК РФ установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 ГрК РФ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (части 16 и 17 статьи 24 ГрК РФ).
Как следует из представленного в материалы дела Письма административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.65-72) земельные участки с кадастровыми №№, № в соответствии с действующим в настоящее время Генеральным планом Родниковского сельского поселения, утвержденного решением Совета Родниковского сельского поселения от 30.08.2011 года № 113 в зоне земель промышленности, транспорта и т.д., а также попадают в горный отвод месторождения песчано-гравийной смеси.
Из пояснений специалиста следует, что подготавливаемым проектом изменений Генерального плана Родниковского сельского поселения предусматривается отнесение земельных участков с кадастровыми с кадастровыми №№, № к землям промышленности, в то время как в соответствии с проектом схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район указанные участки подлежат отнесению к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с представленными в материалы дела сведениями из ЕГРН указанные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 поименованного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Следовательно, при отнесении земельных участков в соответствии со схемой территориального планирования к землям сельскохозяйственного назначения, а в соответствии с генеральным планом – к землям промышленности будет нарушен принцип соответствия генерального плана поселения схеме территориального планирования муниципального района, и административный истец будет лишен возможности оформления своих прав на земельные участки по установленным законом основаниям, а также использовать указанные участки для осуществления недропользования в соответствии с имеющейся у него лицензией по причине несоответствия осуществляемой деятельности виду разрешенного использования участков. Также административный истец не сможет в установленном законом порядке осуществить перевод указанных участков в категорию земель промышленности в силу несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования (в данном случае схеме территориального планирования).
Довод административного ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца ввиду отсутствия прав на спорные земельные участки подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со ст. 25.1 ФЗ "О недрах", ст. 39.6 ч. 2 п. 20 Земельного кодекса РФ договор аренды на пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и необходимым для ведения работ, связанных с пользованием недрами, необходимым для ведения работ в соответствии с полученной лицензией, предоставляются пользователям недр без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Таким образом, административный истец как обладатель лицензии имеет установленное законом исключительное право на предоставление ему указанных в заявлении земельных участков для осуществления деятельности по недропользованию.
Следовательно, в силу лицензии, порождающей исключительное право пользования недрами, административный истец имеет приоритетное право на предоставление спорных земельных участков.
В соответствии с ч. 8 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации правом на подачу предложений о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района обладают заинтересованные физические и юридические лица.
В соответствии с ч. 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правом на подачу предложений о внесении изменений в генеральный план также обладают заинтересованные физические и юридические лица.
В соответствии с п. 5 ч. 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.
Указанные нормы Градостроительного кодекса не соотносят право на подачу предложений о внесении изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки только с наличием каких-либо прав в отношении земельных участков, а указывают лишь на критерий заинтересованности такого лица во внесении соответствующих изменений.
Таким образом, у административного истца как обладателя лицензии имеется приоритетное право на заключение без торгов договоров аренды земельных участков для целей осуществления недропользования, в связи с чем он как заинтересованное лицо вправе на основании ст.ст. 20. 24, 33 ГрК РФ обращаться в компетентные органы местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки.
Судом отклоняется довод административного ответчика об отсутствии доказательств нахождения, предоставленного административному истцу горного отвода в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23№. В представленном в материалы дела письме административного истца от ДД.ММ.ГГГГ№ содержатся координаты участка недр. На указанное письмо административным ответчиком дан ответ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 19)). Следовательно, при рассмотрении обращения административного истца администрацией были проверены сведения (в том числе координаты участка недр), указанные в обращении. Кроме того, из представленного в материалы дела письма административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.65-72) следует, что земельные участки с кадастровыми №№, № попадают в горный отвод месторождения песчано-гравийной смеси. Административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств обратного.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с представленным в материалы дела проектом генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, указанный проект предусматривает функциональное зонирование территории Родниковского сельского поселения с определением видов градостроительного использования установленных зон, параметров планируемого развития и ограничений на их использование (п. 2.2.2 Положения о территориальном планировании). Проектом предусматривается функциональное зонирование территории Родниковского поселения на следующие виды зон:
• Жилые зоны;
• Общественно-деловые зоны;
• Производственные зоны;
• Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
• Зоны сельскохозяйственного использования;
• Зоны рекреационного назначения;
• Зоны специального назначения.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения о территориальном планировании производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной инфраструктуры.
В соответствии с п. 2.2.5 Положения о территориальном планировании земли сельскохозяйственного использования предназначены для нужд сельского хозяйства, как и другие земли, предоставленные для этих целей, в соответствии с градостроительной документацией о территориальном планировании, а также разработанной на их основе землеустроительной документацией (территориальным планированием использования земель).
Зоны сельскохозяйственного использования подразделяются на следующие виды:
• Зоны сельскохозяйственных угодий;
• Зоны садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан;
• Производственные зоны сельскохозяйственных предприятий;
• Иные зоны сельскохозяйственного назначения.
Разрешенные виды использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, залежи), лесополосы, внутрихозяйственные дороги, коммуникации, леса, многолетние насаждения, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно-производственные, учебные, учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и других целей.
Следовательно, права административного истца на осуществление деятельности по недропользованию в соответствии с предоставленной ему лицензией могут быть обеспечены только в случае отнесения земельных участков в генеральном плане поселения к функциональной зоне – производственная зона.
Довод возражений административного ответчика о том, что в соответствии с действующим генеральным планом поселения указанные земельные участки уже отнесены к землям промышленности, транспорта и др., в связи с чем внесения изменений в генеральный план не требуется подлежат отклонению, поскольку как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений специалиста в настоящее время проводится подготовка внесения изменений в генеральный план Родниковского сельского поселения, проект генерального плана поселения не предусматривает такой вид функциональной зоны как «земли промышленности, транспорта и др.», а предусматривает иной вид функциональной зоны – «производственная зона».
Таким образом, бездействие административного ответчика по внесению изменений в Генеральный план Родниковского сельского поселения не соответствует закону и нарушает права административного истца, которые подлежат восстановлению путем внесения изменений в Генеральный план Родниковского сельского поселения Белореченского района в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к функциональной зоне - производственная зона, представления проекта с указанными изменениями на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
При разрешении требования о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов.
Статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (часть 1).
Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (часть 7).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района (часть 8).
Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса (часть 9).
Как следует из представленной в материалы дела Схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, утвержденной Решением Совета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ (схема территориального планирования (основной чертеж, марка чертежа СТП-1)) земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Как следует из действующей Схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, схема предусматривает выделение в составе земель промышленности, энергетики и др. планируемой территории промышленных предприятий, в связи с чем, исходя из наличия у административного истца лицензии на добычу и принципа соответствия генерального плана поселения схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район земельные участки с кадастровыми номерами 23№ подлежат отнесению к планируемой территории промышленных предприятий.
При этом, исходя из необходимости соответствия генерального плана поселения схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район при внесении изменений в генеральный план поселения соответствующие изменения должны быть внесены и в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район.
Таким образом, бездействие административного ответчика по внесению изменений в Схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края не соответствует закону и нарушает права административного истца, которые подлежат восстановлению путем внесения изменений в Схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: № к планируемой территории промышленных предприятий, представления проекта с указанными изменениями на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район.
При разрешении требования о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края суд исходит из следующего.
Учитывая, что генеральный план является исходным документом для разработки правил землепользования и застройки, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" планируемый к размещению карьер будет являться объектом, относящимся к IV классу опасности. При этом действующими Правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения предусмотрено расположение таких предприятий в территориальной зоне П-4 «Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м.»
Учитывая, что в соответствии с положениями ст. 31-33 ГрК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", вопросы подготовки проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений на территории Белореченского района отнесены к ведению административного ответчика бездействие административного ответчика по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края не соответствует закону и нарушает права административного истца, которые подлежат восстановлению путем подготовки проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к территориальной зоне П-4 - «Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м., представления указанного проекта на утверждение в Совет Родниковского сельского поселения Белореченского района.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
В качестве способа восстановления нарушенного права административный истец просил суд признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца; обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к планируемой территории промышленных предприятий и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район; обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Проект генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами №:179 к функциональной зоне - производственная зона и представить проект на утверждение в Совет муниципального образования Белореченский район; обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта внести изменения в Правила Землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к территориальной зоне П-4 - «Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м.».
В соответствии со статьей 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
По смыслу положений главы 22 КАС РФ требование о понуждении органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов административного истца.
Указание на способ защиты права в случае признания оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца является обязательным требованием к резолютивной части решения по административному делу, без чего оно не может считаться полным и законным.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из изложенного следует, что, признав оспоренные решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной административным истцом восстановительной мерой.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение на администрацию муниципального образования Белореченский район обязанности в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, гл. 22 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ООО «АКВАНЕРУД» к Администрации МО Белореченский район о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район, выраженные в отказе в приведении генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района, схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Белореченского района муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявления административного истца, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №
В целях восстановления нарушенного права обязать администрацию муниципального образования Белореченский район в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20 апреля 2022 года.
Судья А.С. Кириенко