ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1120/20 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-1120/20 Строка 3.022

УИД №36RS0004-01-2019-003963-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.02.2020 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к департаменту строительной политики Воронежской области, администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, заместителю главы Аннинского муниципального района ФИО3, главе Аннинского городского поселения ФИО4 о признании незаконными отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к департаменту строительной политики Воронежской области, администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании незаконными отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказ в признании участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признать участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».

В исковом заявлении административные истцы указывают, что письмом администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №291 от 13 мая 2019 года, за подписью главы Аннинского городского поселения ФИО4, ФИО1 и ФИО2 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.

Письмом администрации Аннинского муниципального района Воронежской области №792 от 13 мая 2019 года, за подписью заместителя главы Аннинского муниципального района ФИО3, ФИО1 и ФИО2 отказано в признании их участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году.

Административные истцы указывают, что данные решения нарушают жилищные права молодой семьи К-вых.

Как указывают административные истцы, отказывая административным истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления указал, что 14.02.2001 года за ФИО1 зарегистрирована общая долевая собственность (доля в праве 1/3) на жилое помещение, общей площадью 59 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а 13.08.2015 года произведена государственная регистрация прекращения права. Тем самым, сделан вывод о том, что данное действие привело к ухудшению жилищных условий молодой семьи.

Ссылаясь на п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ч.2 ст.10 и ст.31 Семейного кодекса РФ административные истцы указывают, что отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об их очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно.

31.07.2015 года административный истец ФИО1 подарил своему отцу ФИО5 принадлежащую ему 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площади 59 кв.м., 13.08.2015 года произведена государственная регистрация прекращения права.

Как указывают административные истцы, даря свою долю (1/3) ФИО1 не мог предполагать, что в будущем это его решение повлечет для его семьи невозможность получения льгот в области жилищного обеспечения. На момент заключения договора дарения ФИО1 и ФИО2 не состояли в браке, совместно не проживали, семейные отношения между ними отсутствовали.

Административные истцы также указывают, что право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей возникло у К-вых только после заключения брака (после 20.02.2018 года), следовательно, отчуждая долю в праве общей долевой собственности, ФИО1 не мог знать, что в будущем указанное обстоятельство повлияет на приобретение их семьи права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, ФИО1 не совершал названные действия в целях искусственного создания условий включения их семьи в списки участников названной программы.

На момент обращения в орган местного самоуправления семьи К-вых не имела в собственности жилого помещения, о наличии иных оснований для отказа в признании их семьи нуждающейся в жилом помещении в обжалуемых письмах не указано.

Отказывая административным истцам, административные ответчики необоснованно ущемили молодую семью К-вых в жилищных правах.

Ссылаясь на Закон Воронежской области от 09.10.2007 года N93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" истцы также указывают, что ФИО1 на праве собственности принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 59 кв.м (подаренная им 31.07.2015 года), при этом, иной жилой площади у семьи К-вых не имелось и не имеется. Таким образом, общая площадь жилых помещений на одного человека семьи К-вых (составом 3 человека) составляла бы 6,5 кв. м. (при условии, что 1/3 доля принадлежащая ФИО1 не была бы им подарена 31.07.2015 года), что менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории Воронежской области.

В связи с вышеизложенным, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконным отказ администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, изложенный в письме №291 от 13 мая 2019 года, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО2; признать незаконным отказ администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, изложенный в письме №792 от 13 мая 2019 года, в признании ФИО1 и ФИО2 участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году; обязать административных ответчиков поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО2 с составом семьи три человека; обязать административных ответчиков признать ФИО1 и ФИО2 участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году и включить ФИО1 и ФИО2 в списки участников программы с составом семьи три человека, с даты обращения – 11.04.2019 года.

Решением от 24 сентября 2019 года административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 28 января 2020 года решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 24 сентября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Аннинского муниципального района Воронежской области, заместитель главы Аннинского муниципального района ФИО3 и глава Аннинского городского поселения ФИО4

Административные истцы, представитель административного ответчика департамента строительной политики Воронежской области, представитель административного ответчика администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, представитель административного ответчика администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, административные ответчики заместитель главы Аннинского муниципального района ФИО3 и глава Аннинского городского поселения ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От административных истцов, представителя административного ответчика департамента строительной политики Воронежской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В силу частей 8, 9 ст.96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 11.07.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемых отказов №291 от 13 мая 2019 года и №792 от 13 мая 2019 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 20.02.2018 года ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака II-СИ №544966, выданного 20.02.2018 года территориальным отделом ЗАГС Центрального и Ленинского районов г.Воронежа (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ у административных истцов родился сын ФИО8, что подтверждается копией свидетельства о рождении II-СИ №839925, выданного 18.05.2018 года территориальным отделом ЗАГС Коминтерновского г.Воронежа (л.д.17).

Согласно копиям паспортов ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.58-67).

11.04.2019 года административные истцы обратились в орган местного самоуправления – администрацию Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включением в список молодых семей – участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году (л.д.46-47).

Письмом администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №291 от 13 мая 2019 года (л.д.44-45), за подписью главы Аннинского городского поселения ФИО4, ФИО1 и ФИО2 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.

В письме указано, что 14.02.2001 года за ФИО1 зарегистрирована общая долевая собственность (доля в праве 1/3) на жилое помещение, общей площадью 59 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а 13.08.2015 года произведена государственная регистрация прекращения права.

Статья 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ ФИО1 и ФИО2 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом администрации Аннинского муниципального района Воронежской области №792 от 13 мая 2019 года (л.д.14), за подписью заместителя главы Аннинского муниципального района ФИО3, ФИО1 и ФИО2 отказано в признании их участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целями и задачами которой является - предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Согласно п.6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из пункта 7 Правил следует, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Для реализации указанной программы на региональном уровне была принята подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29 октября 2015 года №834.

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

На муниципальном уровне обеспечение жильем молодых семей и категорий граждан, установленных федеральным законодательством, осуществляется на основании Порядка признания молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №35 от 29.01.2018 г. «О внесении изменений в постановление администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 08.09.2015 г. №452 «Об утверждении Порядка признания молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 года».

В соответствии с п.4.1 Порядка признания молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного постановлением администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №35 от 29 января 2018 года в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в состав молодой семьи не подлежат включению родители молодых супругов, в том числе в случае их совместного проживания в одном жилом помещении.

Из вышеизложенных норм следует, что для участия в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области" претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст.51 ЖК Российской Федерации.

Как установлено судом, отказывая административным истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, и в признании их участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», орган местного самоуправления указал, что 14.02.2001 года за ФИО1 зарегистрирована общая долевая собственность (доля в праве 1/3) на жилое помещение, общей площадью 59 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а 13.08.2015 года произведена государственная регистрация прекращения права, тем самым, действия ФИО1 по отчуждению принадлежащей ему 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру привели к ухудшению им жилищных условий.

В силу п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Положениями ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N258-О-О, от 25 ноября 2010 года N1543-О-О, от 29 мая 2012 года N924-О, от 18 октября 2012 года N1842-О, от 24 декабря 2012 года N2363-О, от 16 июля 2013 года N1190-О, от 24 декабря 2013 года N1975-О и другие).

По смыслу указанных норм отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об их очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно.

В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ч.2 ст.10 Семейного кодекса РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Таким образом, субъектами, которые могут быть признаны в установленном порядке в рамках приведенной выше программы, являются именно молодые семьи. При этом положения ст.51 Жилищного кодекса применяются в контексте рассмотрения самих оснований признания названных субъектов нуждающимися, как семьи, а не граждан в отдельности.

Законодатель намеренное ухудшение жилищных условий обуславливает именно недобросовестными действиями соответствующего участника указанной программы направленными на искусственное создание условий для включения в списки ее участников.

Между тем, как установлено судом, 31.07.2015 года, то есть более чем за три года до вступления в брак, административный истец ФИО1 подарил своему отцу ФИО5 принадлежащую ему 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 59 кв.м., 13.08.2015 года произведена государственная регистрация прекращения права, что подтверждается копией договора дарения от 31.07.2015 года (л.д.18).

При этом, 31.07.2015 года даря свою 1/3 долю ФИО1 не мог предполагать, что в будущем его решение повлечет для его семьи невозможность получения льгот в области жилищного обеспечения и повлияет на приобретение их семьи права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом на момент заключения договора дарения ФИО1 и ФИО2 не состояли в браке, а право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей возникло у семьи К-вых только после заключения брака (после 20.02.2018 года).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не совершал намеренных действий в целях искусственного ухудшения жилищных условий и создания условий для включения их семьи в списки участников названной выше программы.

Судом не принимаются во внимание доводы административного ответчика администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о том, что до отчуждения ФИО1 принадлежащей ему 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а также с учетом обеспеченности жилым помещением, в которой семья зарегистрирована (<адрес>), подлежащая учету при рассмотрении их заявления, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи истца составила бы 28,6 кв.м., поскольку данные доводы основаны на неправильном применении норм права.

Так, с учетом вышеуказанных положений п.6, абз.2 п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 и п.4.1 Порядка признания молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного постановлением администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №35 от 29 января 2018 года в состав молодой семьи К-вых для целей участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" входят ФИО1, ФИО2 и их несовершеннолетний ребенок ФИО8

Поскольку при предоставлении мер социальной поддержки молодым семьям определение уровня обеспеченности регламентировано специальной нормой, которая не предусматривает учет жилых помещений, принадлежащих членам семьи нанимателя по договору социального найма либо принадлежащих им на праве собственности, не являющихся членами молодой семьи, то уровень обеспеченности данной молодой семьи для признания ее нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых ее членами по договору социального найма либо принадлежащих им на праве собственности.

На момент обращения в орган местного самоуправления члены молодой семьи К-вых жилых помещений, занимаемых ими по договору социального найма либо принадлежащих им на праве собственности не имели, что подтверждается материалами учетного дела, в том числе, справками АО «Воронежоблтехинвентаризация» от 11.03.2019 года, уведомлениями управления Росреестра по Воронежской области об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости от 18.04.2019 года.

Жилое помещение, в котором зарегистрированы члены семьи ФИО6 по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО9 на основании свидетельства о праве на наследство, и не может учитываться при определении уровня обеспеченности молодой семьи К-вых.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

С учетом вышеизложенных норм, вывод администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о явном и целенаправленном ухудшении жилищных условий молодой семьи К-вых сделан неверно и основан на неправильном применении норм материального права, а обжалуемые отказы, изложенные в письме администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №291 от 13 мая 2019 года и письме администрации Аннинского муниципального района Воронежской области №792 от 13 мая 2019 года, являются незаконными, в связи, с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.

Согласно пункту 1 Порядка признания молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного постановлением администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области №35 от 29 января 2018 года, настоящий Порядок регулирует процедуру признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, проживающих на территории Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, желающих принять участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, молодая семья К-вых, как субъект, претендующий на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной программы, вправе реализовать это право и быть признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников программы с составом семьи три человека, с даты обращения – 11.04.2019 года.

Руководствуясь ч.9 ст.227 КАС РФ суд полагает целесообразным возложить на администрацию Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и администрацию Аннинского муниципального района Воронежской области обязанность по устранению допущенных нарушений к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов и обязать поставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признать участниками вышеуказанной программы.

При этом, департамент строительный политики Воронежской области, являясь ответственным исполнителем программы, согласно п.4.1 и п.4.2 Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка", утвержденного приказом департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018г. №61-02-03/146 предоставляет сводный список молодых семей в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации после того, как список молодых семей - участников основного мероприятия будет предоставлен органом местного самоуправления в департамент строительной политики Воронежской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, изложенный в письме №291 от 13 мая 2019 года, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО2.

Признать незаконным отказ администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, изложенный в письме №792 от 13 мая 2019 года, в признании ФИО1 и ФИО2 участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году.

Обязать администрацию Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО2 с составом семьи три человека.

Обязать департамент строительной политики Воронежской области, администрацию Аннинского муниципального района Воронежской области, администрацию Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области признать ФИО1 и ФИО2 участниками мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» и муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Аннинского муниципального района» на 2014-2020 году и не позднее двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу включить ФИО1 и ФИО2 в списки участников программы с составом семьи три человека, с даты обращения – 11.04.2019 года.

Обязать административных ответчиков о результатах исполнения решения суда сообщить административным истцам и в суд не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.03.2020 года