ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/2022 от 30.06.2022 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

УИД 09RS0002-01-2022-001344-03

Дело № 2а-1126/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2022 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи – Айбазовой И.Ю.,

рассмотрев в помещении Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год. незаконным, и возложении обязанности разместить на официальном сайте Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год. незаконным, и возложении обязанности разместить на официальном сайте Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Усть-Джегутинского городского поселения Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения принято постановление №46 от 27.02.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции в Усть-Джегутинском городском поселении на 2020-2022 годы». В ходе мониторинга официального сайта Усть-Джегутинского городского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, имеющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес: http://stsp- adm.kchr.eisl.ru/about, проведённой 19.03.2022 межрайонной прокуратурой, установлено, что на сайте муниципального образования имеется раздел «Противодействие коррупции», который не содержит отчёта о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год. Изложенное свидетельствует о несоблюдении основных принципов противодействия коррупции и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение открытой, доступной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и препятствует проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции. Просит признать бездействия администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год - незаконным, и возложить обязанность - разместить на официальном сайте Усть-Джегутинского городского поселения отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Административный истец обратился с ходатайством о рассмотрении дела в упрощенном (письменном) порядке в его отсутствие.

Административному ответчику, в порядке ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом было направлено определение о подготовке к рассмотрению административного дела с указанием на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения упрощенного порядка. Возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от администрации Усть-Джегутинского городского поселения не поступили. Кроме того, от представителя административного ответчика – главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения в суд поступило ходатайство, в котором он просит о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, особенности упрощенного (письменного) производства, предусмотренные статьей 292 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.

На основании указанных норм административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, в порядке ч. 1 ст. 291 КАС РФ, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Суд, изучив материалы дела, считает административные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, наделяет государственные органы, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Статьёй 3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, установлены основные принципы противодействия коррупции, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно статье 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверности информации и своевременности ее предоставления.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 8 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Пунктом 9 части 1 статьи 13 данного Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8- ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе, информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Частью 2 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения принято постановление №46 от 27.02.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции в Усть-Джегутинском городском поселении на 2020-2022 годы».

В ходе мониторинга официального сайта Усть-Джегутинского городского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, имеющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес: http://stsp- adm.kchr.eisl.ru/about, проведённой 19.03.2022 межрайонной прокуратурой, установлено, что на сайте муниципального образования имеется раздел «Противодействие коррупции», который не содержит отчёта о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год.

Объяснение представителя административного ответчика – главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения о том, что на Интернет сайте не опубликован отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении основных принципов противодействия коррупции и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение открытой, доступной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и препятствует проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Учитывая изложенное, суд, считает требования прокурора правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.

По правилам статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая мнение административного истца, изложенное в требовании административного иска, исполнение администрациями муниципальных образований обязательств, а также необходимость определенного периода времени для устранения выявленных нарушений, отсутствие в материалах дела доказательств необходимости большего времени для устранения нарушений, суд считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сбора.

Согласно пункту 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 14, 175-180, 290-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к администрации Усть-Джегутинского городского поселения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Усть-Джегутинского городского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Усть-Джегутинского городского поселения за 2021 год – незаконным.

Возложить на администрацию Усть-Джегутинского городского поселения обязанность, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

разместить на официальном сайте Усть-Джегутинского городского поселения отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

Об исполнении настоящего судебного решения административному ответчику необходимо сообщить Усть-Джегутинскому районному суду Карачаево-Черкесской Республики и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору, в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова