УИД: 88RS0003-01-2020-000123-54
Дело № 2а-4/2021 (2а-112/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.10.2020 г.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с помощью видеоконференц-связи с Железногорским городским судом Красноярского края административное дело № 2а-4/2021 (ранее 2а-112/2020) по административному исковому заявлению Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) к Эвенкийскому районному Совету депутатов о признании бездействия и возложении обязанности,
установил:
Семейная община коренных малочисленных народов Севера «Аява» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Эвенкийскому районному Совету депутатов о признании бездействия и возложении обязанности, мотивировав свои требования следующим.
На основании Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», статьи 10 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» административный истец обратился в Эвенкийский районный Совет депутатов с заявлением от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения площадью 116 566,8 (сто шестнадцать тысяч пятьсот шестьдесят шесть целых восемь десятых) га, расположенной в урочищах Аява и Фитили Чемдальского участкового лесничества КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Эвенкийского муниципального района Красноярского края. К указанному заявлению были приложены документы, необходимые для образования территории традиционного природопользования в соответствии с действующим законодательством, а именно: документы, подтверждающие правоспособность заявителя, карта-схема планируемой к образованию территории традиционного природопользования, описание границ планируемой к образованию территории традиционного природопользования, реестр координат поворотных точек границ планируемой к образованию территории традиционного природопользования, сопроводительное письмо ООО «Красохота», выполнившего работы по подготовке документации. В поддержку указанного заявления об образовании территории традиционного природопользования и в целях оказания содействия Эвенкийскому районному Совету депутатов в принятии законного и обоснованного решения по заявлению Местная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Арун» (Возрождение) Эвенкийского муниципального района Красноярского края» направила в Эвенкийский районный Совет депутатов обращение от 21.09.2020 №А-217 (вх. №425 от 21.09.2020). В своем обращении Ассоциация предложила рассмотреть заявление СОКМНС «Аява» (Любимая) на очередной (сентябрь 2020 года) сессии Эвенкийского районного Совета депутатов (наряду с иными обращениями об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, поданными ФИО2, Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая)»). К обращению Ассоциации был приложен проект решения Эвенкийского районного Совета депутатов по данному вопросу, в котором по заявленной СОКМНС «Аява» (Любимая) к образованию территории традиционного природопользования предлагалось принять следующие решения: образовать территорию традиционного природопользования, утвердить карту-схему, границы, реестр координат поворотных точек границ территории традиционного природопользования, а также положение о территории традиционного природопользования.
Как следует из решений Эвенкийского районного Совета депутатов от 25.09.2020 №4-1830-20 «О повестке первого заседания XX сессии Эвенкийского районного Совета депутатов четвертого созыва» и от 26.09.2020 года №4-1850-20 «О повестке второго заседания XX сессии Эвенкийского районного Совета депутатов четвертого созыва» обращение (заявление) СОКМНС «Аява» (Любимая) (равно как и аналогичные заявления ФИО2, Семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), «Кунноир» (Взывающий), «Мадра» (Чуткая)») об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения в ходе XX сессии Эвенкийского районного Совета депутатов рассмотрено не было, какого-либо решения по существу обращения не принято.
После завершения работы XX очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов заявителю (административному истцу) Председателем Эвенкийского районного Совета депутатов ФИО9 было направлено письмо от 09.10.2020 №634, из которого также следует, что на XX очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов обращение СОКМНС «Аява» (Любимая) об образовании территории традиционного природопользования рассмотрено не было.
По мнению административного истца, Эвенкийским районным Советом депутатов допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении по существу на XX очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов обращения (заявления) административного истца об образовании территории традиционного природопользования, которое нарушает право СОКМНС «Аява» (Любимая) на образование территории традиционного природопользования местного значения, гарантированное Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», статьей 10 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края», создает препятствие для реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с указанными обстоятельствами административный истец просил суд:
1) признать незаконным бездействие Эвенкийского районного Совета депутатов, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения (заявления) от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на XX очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов;
2) обязать Эвенкийский районный Совет депутатов рассмотреть и принять решение по существу обращения (заявления) от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на ближайшей после вступления в силу решения суда по настоящему делу сессии Эвенкийского районного Совета депутатов.
В дальнейшем административный истец, в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ внес изменения в предмет административного иска, указал, что в решении от 22.09.2020 №89 Комиссии по делам коренных малочисленных народов Севера и сельскому хозяйству Эвенкийского районного Совета депутатов IV созыва указано на разработку некоего «порядка (положения) образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения на территории Эвенкийского муниципального района».
Разработка и последующее утверждение такого порядка (положения) не соответствует полномочиям Эвенкийского районного Совета депутатов и противоречит Федеральному закону от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», так как ст. 8 указанного федерального закона регулирует порядок образования территорий традиционного природопользования местного значения, в связи с чем возможно возникновение необоснованных препятствий для реализации прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе, на образование территории традиционного природопользования местного значения. В случае разработки и последующего утверждения порядка (положения) Эвенкийским районным Советом депутатов возникает риск нового ущемления права административного истца на образование территории традиционного природопользования, а именно: Эвенкийский районный Совет депутатов может рассмотреть поданное СОКМНС «Аява» (Любимая) заявление от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения площадью 116 566,8 га в соответствии с требованиями этого вновь утвержденного порядка (положения) и может отказать заявителю по каким-либо формальным основаниям (например, непредставление заявителем каких-либо документов или сведений). Такой вариант возможных действий Эвенкийского районного Совета депутатов является незаконным, поскольку заявление об образовании территории традиционного природопользования подано СОКМНС «Аява» (Любимая) до утверждения и соответственно в отсутствие какого-либо порядка (положения) образования территорий традиционного природопользования местного значения Эвенкийского муниципального района.
Поэтому, в целях исключения возможных неправомерных действий со стороны Эвенкийского районного Совета депутатов и недопущения создания препятствий для реализации права административного истца на образование территории традиционного природопользования местного значения административный истец заявил об изменении предмета административного иска, а именно: «Пункт 2 просительной части административного искового заявления СОКМНС «Аява» (Любимая) к Эвенкийскому районному Совету депутатов изложить в новой редакции: «2) обязать Эвенкийский районный Совет депутатов рассмотреть и принять решение по существу обращения (заявления) от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на ближайшей после вступления в силу решения суда по настоящему делу сессии Эвенкийского районного Совета депутатов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения, действовавшими на момент подачи указанного обращения (заявления) в Эвенкийский районный Совет депутатов».
В судебном заседании представитель административного истца СОКМНС «Аява» (Любимая) - ФИО1, действующий на основании доверенности от 01.10.2020 г. административный иск с учетом изменений предмета иска от 03.12.2020 г. поддержал в полном объеме и просил требования удовлетворить.
Административный ответчик – Эвенкийский районный Совет депутатов был уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежащим образом, представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности №3 от 01.04.2020 г. направил в суд письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 47-53) просил отказать административному истцу в удовлетворении административного иска. В связи с невозможностью выезда представителя для участия в судебном заседании просил о рассмотрении административного дела без участия представителя Эвенкийского районного Совета депутатов.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела 2а-4/2021 по существу при имеющейся явке и на основании представленных в судебное заседание доказательств.
Выслушав доводы представителя административного истца ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление СОКМНС «Аява» (Любимая) к Эвенкийскому районному Совету депутатов о признании бездействия и возложении обязанностей обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Предметом настоящего спора, так как его окончательно сформулировал в судебном заседании представитель административного истца СОКМНС «Аява» (Любимая) ФИО1 является бездействие Эвенкийскому районному Совету депутатов, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения (заявления) СОКМНС «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 (входящий № 424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов.
В предмет доказывания по настоящему административному делу входит:
- установление правовых норм, нарушенных Эвенкийским районным Советом депутатов при несовершении указанных выше действий;
- полномочия Эвенкийского районного Совета депутатов по совершению требуемых действий.
Законодательство в области регулирования и защиты прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых актов и норм, действующих в сфере обеспечения и защиты прав лиц, относящих себя к различным этническим общностям, признаваемым в качестве национального меньшинства и коренного малочисленного народа. Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека и гражданина и является его составной частью.
В соответствии с Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств ETS № 157 1995 г. предусмотрено, что плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но также создавать и соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Конвенция № 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" 1989 г. отмечает необходимость особого внимания государств с целью поддержки этих народов, поскольку существует опасность ассимиляции самобытных этносов, исчезновения уникальных языков и религий, которые вносят вклад в культурное разнообразие, социальную и экологическую гармонию человечества и в международное сотрудничество и взаимопонимание.
Основы национальной политики заложены в Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 69 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Также Конституцией Российской Федерации установлены разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Согласно п. "м" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации Федеральным законом от 30.04.1999 №82-ФЗ (в редакции от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - Закон № 82 –ФЗ) установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 82-ФЗ коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В Федеральном законе от 20.07.2000 № 104-ФЗ (в редакции от 27.06.2018) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Закон № 104-ФЗ) закреплено определение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, под которыми понимаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (статья 1), а также раскрываются понятия:
- «община малочисленных народов», под которой понимаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;
-«семейные (родовые) общины малочисленных народов» - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона № 82 следует, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона №82-ФЗ было издано распоряжение Правительства РФ от 08 мая 2009 года № 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации".
В указанный выше Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации полностью включена территория Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов как Севера, так и Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни регулируются в Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Закон № 49-ФЗ).
Согласно названному Закону под территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования или сокращенное наименование ТТП) понимаются особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни малочисленных народов и сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия провозглашаются в качестве цели Закона № 49-ФЗ (ст. 4).
С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения (ст. 5 Закона №49-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона № 49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
В зависимости от вида ТТП согласно ст. 9 Закона № 49-ФЗ утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.
На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:
1) поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
2) участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
3) объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;
4) иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ (ст. Закона № 49-ФЗ).
Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (ст. 11 Закона №49-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) указано, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, предусмотрены законом Красноярского края от 1 июля 2003 года № 7-1215.
В соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края от 1 июля 2003 года № 7-1215 «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае» малочисленные народы имеют право на пользование земельными и другими природными ресурсами на территории традиционного природопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края, а также обычаями малочисленных народов.
Правовые основы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края регулируются Законом Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 (в редакции от 20.12.2018) «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» (далее - Закон Красноярского края № 11-5343).
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края № 11-5343 для целей указанного Закона дано понятие «правовой режим территории традиционного природопользования», что это установленные в соответствии с федеральным законодательством специальные правила, регулирующие взаимоотношения органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и малочисленных народов на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.
Согласно ст. 10 указанного Закона Красноярского края предусмотрено, что образование территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) и местного значения осуществляется соответственно решениями Правительства края и органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Территории традиционного природопользования малочисленных народов образуются в местах традиционного проживания и на исторически сложившейся территории расселения малочисленных народов, где преобладает традиционный вид природопользования. Территории традиционного природопользования малочисленных народов не образуются на территориях, на которых расположены действующие производственные, военные, иные режимные объекты, а также объекты особо охраняемых территорий, не относящиеся к традиционному природопользованию (п.1).
Правовой режим территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) и местного значения устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденными соответственно Правительством края и органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (п. 2 ст. 10 Закона Красноярского края №11-5343).
Положение о территории традиционного природопользования малочисленных народов содержит: а) сведения о размерах, местонахождении, описание границ территории традиционного природопользования малочисленных народов; б) правовой режим территории традиционного природопользования малочисленных народов (п. 3 ст. 10 Закона Красноярского края №11-5343).
Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения и перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения, утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 18.07.2017 № 421-п (в редакции от 14.07.2020).
Указанным выше документом определяется процедура образования ТТП краевого (регионального) значения и устанавливается перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании ТТП краевого (регионального) значения.
Образование ТТП краевого (регионального) значения осуществляется на основании решения Правительства края, принимаемого по результатам рассмотрения обращений лиц, относящихся к числу КМН, общин КМН или их уполномоченных представителей. Решение об образовании ТТП краевого (регионального) значения принимается Правительством края (п. 2 Порядка).
Как следует из п. 3 Порядка, при принятии решения об образовании ТТП краевого (регионального) значения оцениваются перспективы социально-экономического, инвестиционного развития края в связи с принятием соответствующего решения, в том числе возможные негативные последствия от установления ограничений на использование определенных территорий края, а сама территория, предполагаемая под образование ТТП краевого (регионального) значения, должна соответствовать следующим критериям:
1) должна располагаться на территории не менее двух муниципальных образований края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН и на исторически сложившейся территории расселения КМН, где преобладает традиционный вид природопользования;
2) общая площадь указанной территории должна составлять не менее 3 процентов от общей площади края;
3) образование ТТП краевого (регионального) значения на указанной территории в интересах КМН не должно нарушать, умалять или привести к нарушению равенства прав и свобод человека и гражданина (представителей других этнических общностей, в том числе ессейских якутов, старожильческого населения и т.д.), гарантируемых законодательством Российской Федерации и края, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Исследуя нормативные правовые акты органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, суд установил, что Решением Районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от 22.12.2005 №27-3 принят Устав Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – Устав ЭМР).
Статьей 7 Устава ЭМР установлены гарантии прав коренных малочисленных народов.
Согласно п. 2 ст. 7 Устава ЭМР предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Красноярского края и в пределах своих полномочий в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов создают условия для социально-экономического, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов Севера, в том числе путем установления льготного режима в сфере землепользования и природопользования
Коренные малочисленные народы Севера и их объединения на территории муниципального района в целях защиты своей исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов в т.ч. участвуют через своих уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами местного самоуправления муниципального района решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера (часть 3 Устава ЭМР).
В границах муниципального района могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 Устава ЭМР).
Территория муниципального района является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера, в целях сохранения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера на территории муниципального района могут образовываться особо охраняемые природные территории – территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (части 6, 7 статьи 13 Устава ЭМР).
В структуру органов местного самоуправления муниципального района входит Эвенкийский районный Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района. Эвенкийский районный Совет депутатов действует на принципах коллегиальности (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 15 Устава ЭМР). Основной организационной формой работы районного Совета депутатов является сессия. Под сессией понимается одно или несколько заседаний районного Совета депутатов, посвященных обсуждению единой повестки дня (часть 1 статьи 17 УставаЭМР).
Районный Совет депутатов принимает по вопросам, входящим в его компетенцию, решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета депутатов (часть 1 статьи 19 Устава ЭМР).
В компетенцию Эвенкийского районного Совета депутатов входит в т.ч.:
принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения муниципального района, внесение в них изменений (пункт 2 части 1 статьи 16 Устава ЭМР);
принятие решения об образовании на территории муниципального района территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 15.2 части 1 статьи 16 Устава ЭМР).
Решение районного Совета депутатов принимается открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено действующим законодательством или настоящим Уставом (часть 3 статьи 19 Устава ЭМР).
В соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства, законами и подзаконными актами субъекта Российской Федерации – Красноярского края, а также муниципальными правовыми актами следует, что СОКМНС «Аява» (Любимая) обратилась с обращением (заявлением) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения от 17.09.2020 (входящий № 424 от 21.09.2020) в Эвенкийский районный Совет депутатов как орган местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, в чьи полномочия входило принятие решения об образовании на территории муниципального района территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Следовательно, получив указанное обращение (заявление) Эвенкийский районный Совет депутатов должен был рассмотреть данное заявление по существу и в установленном порядке принять решение, что административным ответчиком сделано не было.
Суд считает доводы административного ответчика о том, что заявление СОКМНС «Аява» (Любимая) рассмотрено по существу не состоятельными, так как в материалах дела имеется только информационное письмо председателя Эвенкийского районного Совета депутатов ФИО10 председателю СОКМНС «Аява» (Любимая) <данные изъяты> от 09.10.2020 № 634, что в рамках работы 20 сессии Эвенкийского районного Совета депутатов было рассмотрено обращение местной общественной организации – ассоциация «Арун» (Возрождение) об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края местного значения», которая представила также заявление СОКМНС «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 и что в результате работы Комиссией было принято решение от 22.09.2020 №89 (л.д.21).
В самом же решении Комиссии по делам коренных малочисленных народов Севера и сельскому хозяйству Эвенкийского районного Совета депутатов от 22.09.2020 № 89 (л.д.22) ничего не говорится о рассмотрении заявление СОКМНС «Аява» (Любимая) от 17.09.2020.
Направление информационного письма за подписью председателя Эвенкийского районного Совета депутатов, по мнению суда, не является рассмотрением заявления об образовании ТТП по существу. Рассмотрением заявления об образовании ТТП по существу должно являться принятое Эвенкийским районным Советом депутатов коллегиально в период сессии решение. Такой подход следует из приведенного выше анализа действующего законодательства и подтверждается принятым по аналогичному делу кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 по делу №88А-291/2020 (л.д.23-27).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установленный вышестоящим судом по аналогичному делу подход к рассмотрению административного спора является обязательным. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном определении по делу №88А-291/2020 от 15.01.2020 указал, что заявление ФИО11 было рассмотрено Председателем Совета депутатов единолично в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», с нарушением компетенции и установленного порядка разрешения поставленного в заявлении вопроса, что служит основанием для признания письма от 2 апреля 2019 г. незаконным.
В случае с заявлением СОКМНС «Аява» (Любимая) от 17.09.2020, то оно, как написано в информационном письме председателя Эвенкийского районного Совета депутатов ФИО12 председателю СОКМНС «Аява» (Любимая) ФИО13 от 09.10.2020 № 634 рассматривалось Комитетом при рассмотрении обращения местной общественной организации – ассоциация «Арун» (Возрождение), что также является нарушением компетенции и установленного порядка разрешения поставленного в заявлении вопроса.
В судебном заседании представитель СОКМНС «Аява» (Любимая) ФИО1 настаивал на том, что в случае принятия судом решения об удовлетворении административного иска, суд должен обязать административного ответчика рассмотреть и принять решение по существу обращения (заявления) от 17.09.2020 (вх.№424 от 21.09.2020) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на ближайшей после вступления в силу решения суда по настоящему делу сессии Эвенкийского районного Совета депутатов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения, действовавшими на момент подачи указанного обращения (заявления) в Эвенкийский районный Совет депутатов».
Между тем, как стало известно суду из сообщения, размещенного на официальном сайте evenkya.ru «О декабрьской сессии Эвенкийского райсовера», на зимней сессии райсовета обсуждалось и было утверждено Положение о порядке образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, местного значения и перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании ТТП.
Следовательно, если указанный документ вступил в законную силу и не противоречит аналогичным документам, принятым на уровне Правительства Российской Федерации и Правительства Красноярского края, при рассмотрении заявления СОКМНС «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 вправе руководствоваться также указанным муниципальным правовым актом.
Таким образом, оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что со стороны Эвенкийского районного Совета депутатов имелось бездействие по не рассмотрению и не разрешению по существу обращения (заявления) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 (входящий № 424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на сентябрьской 2020 года сессии Эвенкийского районного Совета депутатов. Указанное бездействие является незаконным.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) к Эвенкийскому районному Совету депутатов о признании бездействия и возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Эвенкийского районного Совета депутатов, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения (заявления) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 (входящий № 424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на ХХ очередной сессии Эвенкийского районного Совета депутатов.
Обязать Эвенкийский районный Совет депутатов рассмотреть и принять решение по существу обращения (заявления) Семейной общины коренных малочисленных народов Севера «Аява» (Любимая) от 17.09.2020 (входящий № 424 от 21.09.2020) об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения на ближайшей после вступления в силу решения суда сессии Эвенкийского районного Совета депутатов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, местного значения.
В оставшейся части административных исковых требований – административному истцу – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено и подписано 10.02.2021 г.