РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Коробач Е.В.
при секретаре судебного заседания Старцевой Д.П.,
с участием административного истца Яковлева А.В.,
представителя административного ответчика ФКУ ИК-3 и заинтересованного лица ГУФСИН России по Свердловской области Наймушиной М.В., действующей на основании соответственно доверенностей от <дата обезличена>№ со сроком
действия по <дата обезличена>, №/ТО/40-103 от <дата обезличена> со сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснотурьинского городского суда посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Яковлева А.В. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 ГУФСИН России по Свердловской области, сотруднику Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 ГУФСИН России по Свердловской области Зариповой Яне Викторовне об оспаривании действий должностных лиц,
установил:
Яковлев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту - ФКУ ИК-3) об оспаривании действий должностных лиц, указав, что 04.11.2020 в его адрес поступила передача весом 38 кг. Вместе с тем, сотрудниками учреждения ему была передана посылка весом только 20 кг, остальное было возвращено без обоснования. Просит признать действия должностных лиц ФКУ ИК-3, выразившееся в произвольном ограничении веса передачи до 20 кг, незаконными, обязать устранить допущенные нарушения.
Определением от 11.12.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена сотрудник Федеральному казенному учреждению исправительная колония №3 ГУФСИН России по Свердловской области Зарипова Я.В., в качестве заинтересованного лица привлечено ГУФСИН России по Свердловской области.
В судебном заседании административный истец Яковлев А.В. пояснил, что поддерживает требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просит иск удовлетворить.
В обоснование требований пояснил, что 04.11.2020 в его адрес поступила передача весом 38 кг, которую привез ему <ФИО>1 по просьбе его сестры Усмоновой Ю.В. Вместе с тем, сотрудниками ИК-3 необоснованно была принята передача весом только 20 кг, а остальные вещи и продукты возвращены <ФИО>1 Таким образом, административный ответчик произвольно ограничил вес передачи до 20 кг, ограничив его права на получение передачи в вышеуказанном весе. В результате указанного были утрачены и утилизированы продукты питания, денежные средства на приобретение которых <ФИО>1 передала его сестра Усмонова Ю.В. Передача была выдана ему <дата обезличена> весом 20 кг. После указанного, он обратился к начальнику учреждения с требованиями разъяснить мотивы такого ограничения в весе передачи, на что 12.11.2020 им получен ответ от начальника ФКУ ИК-3 Максимова В.А., согласно которому вес передачи правомерно ограничен до 20 кг. Он полагает, что действия сотрудника ФКУ ИК-3, принимавшего передачу, являются неправомерными, также считает не законным ответ начальника ФКУ ИК-3 Максимова В.А. на основаниях нормативно-правовых актов, указанных в административном иске. Кроме того, ранее, он получал посылки весом более 20 кг, администрация ФКУ ИК-3 пыталась также произвольно ограничить вес посылок, несмотря на то, что максимальный вес предусмотрен до 50 кг. В связи с чем, он и его сестра обращались в прокуратуру и ГУФСИН России, которые в ответах указали, что не усмотрели каких-либо нарушений в передаче посылок весом более 20 кг.
Просит признать действия должностных лиц ФКУ ИК-3, выразившееся в произвольном ограничении веса передачи до 20 кг, незаконными, обязать устранить допущенные нарушения, также просит признать незаконным ответ начальника ФКУ ИК-3 ль <дата обезличена>, обязать ФКУ ИК-3 устранить нарушения его прав и законных интересов, а также препятствия в реализации им гражданских прав и законных интересов.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-3 Наймушина М.В. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, просит в иске отказать по следующим основаниям. ФКУ ИК-З не согласно с заявленными требованиями по следующим основаниям. <дата обезличена> в адрес осужденного Яковлева А.В. поступила передача от <ФИО>1 Согласно заявления о приеме передачи общий вес передачи составлял 32,58 кг, в связи с чем, <ФИО>1 младшим инспектором отдела безопасности, осуществляющим прием и досмотр передач, было предложено убрать из передачи лишние 12,58 кг, чтобы общий вес передачи составлял 20,00 кг. <дата обезличена> осужденный Яковлев А.В. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-З ГУФСИН о том, что ему в произвольном порядке ограничили вес передачи до 20 кг. <дата обезличена> осужденному Яковлеву А.В. был вручен ответ начальника учреждения о том, что действия администрации являются законными. Максимальный вес посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, вес одной передачи не может превышать установленный вес одной посылки (ст. 90 УИК РФ). Данная норма отсылает к Федеральному закону от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», Правилам оказания услуг почтовой связи, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги; к универсальным относятся услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.
Посылки относятся как к внутренним почтовым отправлениям, так и к международным. Правилами почтовой связи вес посылки для международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, установлен в пределах 20 кг. Для внутренних отправлений Правилами почтовой связи вес посылок не определен, в связи с тем, что Законом о почтовой связи к универсальным отнесены только услуги почтовой связи по обмену письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации. Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, предусматривающий возможность отправления и получения негабаритных посылок весом до 50 кг. Данный порядок не является нормативно-правовым актом, следовательно, не может регулировать порядок передачи посылок осужденным, в том числе определять их вес.
Таким образом, в соответствии с Правилами почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, не предусматривается иного максимального веса посылки кроме 20 кг.
Кроме того, в ст. 90 УИК РФ с 17.01.2021 внесены изменения, устанавливающие максимальный вес одной передачи или посылки 20 кг. В пояснительной записке к проекту вышеуказанного Федерального закона содержатся доводы о том, что максимальный вес посылок (передач), разрешенных к получению осужденными, в настоящее время составляет 20 кг, в связи с чем, предлагаемое законопроектом изменение в ч. 1 ст. 90 УИК РФ не повлечет ухудшение положения указанной категории лиц.
Считает, что действия администрации ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области являются законными и не нарушают права и свободы административного истца.
Как представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Свердловской области Наймушина М.В. пояснила, что придерживается такой же позиии, как и представитель административного ответчика ФКУ ИК-3.
Административный ответчик - сотрудник Федеральному казенному учреждению исправительная колония №3 ГУФСИН России по Свердловской области Зарипова Я.В. в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайтво о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с невозможностью явки.
Заинтересованное лицо Усмонова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции посредством электронной почты, указанной в административном иске, а также путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. Предоставила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, также указала, что поддерживает требования административного истца Яковлева А.В., просит иск удовлетворить. <дата обезличена> ею был выполнен перевод денежных средств в сумме 10749 руб. на имя <ФИО>1, который приобрел на указанные средства продукты питания и вещи для передачи их в ФКУ ИК-3 отбывающему там наказание Яковлеву А.В. Общий вес передаваемых вещей и продуктов питания составил 32 кг. Сотрудниками ФКУ ИК-3 было принято только 20 кг передаваемых продуктов питания и вещей, оставшиеся вещи и продукты <ФИО>1 вынужден был выбросить.
Судом, с учетом поступивших ходатайств, мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть вышеуказанное административное дело при указанной явке.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, и заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Яковлев А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-3, имеет право на получение посылок, передач и бандеролей в соответствии положениями ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ).
<дата обезличена> Яковлев А.В. содержится в обычных условиях (л.д. 48).
Согласно заявлению от <дата обезличена> от <ФИО>1, принята передача для передачи осужденному Яковлеву А.В. (л.д. 52), в заявлении указаны вещи и продукты питания, также их вес согласно перечню.
Данная передача вручена Яковлеву А.В., о чем указано и в карточке учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей на л.д. 53-55, журнале учета передач и их вложений, потупивших в адрес осужденных в ФКУ ИК-3 на л.д. 56, 57, а также о чем и в карточке и в журнале имеются подписи последнего. Передача для Яковлева А.В. принята сотрудником ФКУ ИК-3 Зариповой Я.В.
На заявление Яковлева А.В. от <дата обезличена> начальником ФКУ ИК-3 Максимовым В.А. выдан ответ от <дата обезличена> (л.д. 51), согласно которому <дата обезличена> на имя осужденного Яковлева А.В. поступила передача от <ФИО>1 После проведения ей досмотра, общий вес вложений составил 19 кг 980 гр. Данная передача была вручена Яковлеву А.В. <дата обезличена>. Вес одной передачи согласно ст. 90 УИК РФ вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Согласно приказу Минкомсвязи России от <дата обезличена>№ (в редакции от <дата обезличена>) предельный вес посылки оставляет 20 кг.
Как следует из ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственногоили муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям ст.ст. 1, 3 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иные нормативно-правовые акты РФ, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
П. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 90 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, разрешается получение посылок, передачи бандеролей. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту – Правила).
П. 94 Правил, которым было предусмотрено, что максимальный вес одной посылки, составляет 20 килограмм, утратил силу в связи с принятием Приказа Минюста России от 06.07.2017 №127 «О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 16.12.2016 №295».
Приказ №, который применяется с <дата обезличена>.
Таким образом, положение п. 94 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений о максимальном весе одной посылки, который ограничен 20 кг, не применяется.
Ст. 90 УИК РФ содержит отсылочную норму к правовому акту, регулирующему отношения в области почтовой связи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее по тексту - Минкомсвязи России).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги; к универсальным относятся услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.
Такие почтовые отправления как посылки, относятся как к внутренним почтовым отправлениям, так и к международным. Правилами почтовой связи вес посылки для международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, установлен в пределах 20 кг. Для внутренних отправлений Правилами почтовой связи вес посылок не определен, в связи с тем, что Законом о почтовой связи к универсальным отнесены только услуги почтовой связи по обмену письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №214-П «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» посылки, пересылаемые внутренними почтовыми отправлениями, подразделяются на посылки стандартные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки тяжеловесные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки нестандартные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки тяжеловесные, крупногабаритные (обыкновенные, с объявленной ценностью).
Вес посылки стандартной установлен до 10 кг, тяжеловесной - от 10 до 20 кг, тяжеловесной крупногабаритной - от 10 до 50 кг с допустимыми вложениями - печатными изданиями и товарными вложениями, а также посылки нестандартной, только с товарными вложениями, до 20 кг.
Таким образом, требования ст. 90 УИК РФ, с учетом положений ст. 4 Закона о почтовой связи, предписывают руководствоваться Правилами почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, которыми не предусматривается иного максимального веса посылки кроме 20 кг.
В данный момент Федеральным законом от 20.07.2020 №222-ФЗ внесены изменения в абз. 4 ч.1 ст. 90 УИК РФ, согласно которым максимальный вес одно посылки или передачи составляет 20 кг. Данный закон подлежит применению с 17.01.2021. Тем не менее, данные положения не ухудшают положения осужденных, поскольку и ранее законодательство в отсылочных нормах содержало указание на максимальный вес посылок (передач) 20 кг.
Доводы административного ответчика о необходимости применения правовых актов ФГУП «Почта России» при определении максимального веса передач осужденным основаны на неправильном избирательном толковании закона. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» под операторами почтовой связи понимаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи; ФГУП «Почта России» является оператором почтовой связи, приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, данный Порядок не является нормативным правовым актом и обязателен только для филиалов ФГУП «Почта России» и их структурных подразделений (пункт 1 Порядка).
Те обстоятельства, что ранее в ФКУ ИК-3 принимались посылки для передачи осужденному Яковлеву А.В. весом более 20 кг, а также ответы на обращения Яковлева А.В. и Усмоновой Ю.В. (л.д. 87, 88, 96, 123-125, 127) не содержали данных об имеющихся нарушений при принятии посылок весом более 20 кг, не могут служить основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку решение о принятии передач (посылок) принимается сотрудниками ФКУ ИК-3 (юридического лица л.д. 58-67) самостоятельно, в каждом конкретном случае.
На основании изложенного, суд полагает, что действия сотрудника ФКУ ИК-3 Зариповой Я.В., принимавшей передачу <дата обезличена> для Яковлева А.В. от <ФИО>1, а также ответ начальника ФКУ ИК-3 Максимова В.А. от <дата обезличена> на заявление Яковлева А.В. от <дата обезличена>, являются законными и обоснованными, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца Яковлева А.В. не имеется.
Руководствуясь положениями ст. ст. 218, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
иск Яковлева А.В. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония №3 ГУФСИН России по Свердловской области, сотруднику Федеральному казенному учреждению исправительная колония №3 ГУФСИН России по Свердловской области Зариповой Я.В. об оспаривании действий должностных лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд.
Председательствующий: судья (подпись) Е.В. Коробач
Решение в окончательной форме изготовлено с использованием компьютерной техники 31.12.2020.