ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1130/2022 от 03.03.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

___

Дело № 2а-1130/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 03 марта 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3, ФИО5 к отделу опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании заключения (решения) и действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что ____ умела ФИО4, которая является матерью несовершеннолетней ФИО2, ____ г.р.. Отцом является гражданин ___Н.Б.А., который установил отцовство в ____. С ____ по ____Н.Б.А. уклонялся от установления отцовства, только после смерти матери начал интересоваться дочерью. Истец ФИО3 является родной бабушкой несовершеннолетней ФИО2 по линии материи, а истец ФИО1 единоутробной сестрой. ____ состоялось заседание комиссии по опеке и попечительству, спорным семейным вопросам, защите прав несовершеннолетних и недееспособных(ограниченно дееспособных) граждан при Отделе опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска по вопросу о дальнейшем жизнеустройству малолетней ФИО2, на котором было принято решение о помещении малолетней в ___. ____ по месту проживания малолетней у бабушки по адресу: ____ представитель органа опеки и попечительства, не представившись и не показав удостоверение, без объяснений увезла малолетнюю в ___, несмотря на желание ребенка остаться в семье родной бабушки и родной сестры. Указанное решение комиссии истцы считают незаконным, т.к. отец с момента рождения дочери и до смерти матери уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию, с его стороны отсутствовала забота и ее нравственном и физическом развитии, обучении. Воспитанием занималась мать и истцы. Ребенок получал необходимую заботу от близких родственников. Со стороны ответчиков не подтверждена непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка при проживании у родной бабушки и сестры, по факту произошло замаскированное изъятие ребенка из привычной для него среды в нарушение ст.77 Семейного кодекса РФ. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан был уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Орган опеки и попечительства использовал другой механизм вместо отобрания, который нигде не регламентирован. Процедура помещения ребенка в реабилитационный центр оказалась весьма жесткой, беспощадной к ребенку и к ее родственникам. Оспариваемое решение является преждевременным. Родственники малолетней характеризуются положительно, на учете у нарколога, психиатра не состоят. В связи с чем, истцы просят признать незаконным решение комиссии по опеке и попечительству при отделе опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска от ____ как не соответствующее интересам ребенка и обязать отдел опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска возвратить ФИО8 по месту прежнего проживания.

____ в ходе судебного заседания истцы дополнили исковые требования и просят признать действия комиссии по опеке и попечительству при отделе опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска незаконными при изъятии несовершеннолетней ФИО9 из привычной среды проживания.

Административный истец ФИО3, представитель Окружной администрации г. Якутска, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В ходе судебного заседания административный истец ФИО5 и ее представитель – адвокат Прокопьева М.А. исковые требования поддержали в полном объеме и просят удовлетворить.

Представитель отдела опеки и попечительства – заместитель начальника отдела ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась, указав на их необоснованность. Пояснила, что в ____ обратились истцы и отец ребенка для разрешения вопроса о дельнейшем месте проживания ребенка, между ними возникла конфликтная ситуация. Отец был против проживания своей дочери с истцами и наоборот. В связи с чем, было принято решение рассмотреть данный вопрос на комиссии. Оспариваемые решения оправданные, было учтено мнение отца ребенка и интересы ребенка. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо Н.Б.А. с иском не согласился, пояснил, что с ____ проживал с ФИО4, в ____ родилась дочь ФИО2, встречал их с роддома. В ____ установил отцовство в отношении дочери. Установление отцовство не было связано с оформлением гражданства РФ. Совместно прожили до ____. На протяжении всего времени материально помогал, возил на автомашине ФИО4 на работу, дочь в школу. Истцы не хотели отдавать дочь, на комиссии органа опеки и попечительства согласился на временное помещение ребенка в реабилитационный центр для налаживания отношений с дочерью.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.

В соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В городском округе «город Якутск» органом опеки и попечительства является отдел опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска.

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ____ была создана комиссия по опеке и попечительству, спорным семейным вопросам, защите прав несовершеннолетних и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан при Отделе опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска (далее комиссия). Этим же постановлением было утверждено Положение о данной комиссии.

Согласно Положения о комиссии ее задачами являются (п.2.2):

создание условий для всестороннего развития детей и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, нуждающихся в государственной защите и помощи, воспитывающихся в проблемных и конфликтных семьях;

защита конституционных прав детей и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав, защите их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

рассмотрение сложных, спорных вопросов, связанных с соблюдением и защитой имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов детей и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан;

координация и контроль работы учреждений и организаций, уполномоченных обеспечивать защиту прав и законных интересов детей и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан;

выявление случаев жестокого обращения с детьми и недееспособными (ограниченно дееспособными) гражданами;

содействие в социально-бытовом устройстве детей и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Судом установлено, что ФИО4 и Н.Б.А. являются родителями малолетней ФИО2, ____ г.р., что следует из свидетельства о рождении серии III-СН от ____. Данное обстоятельство никем не оспаривается.

Отцовство в отношении малолетней Н.Б.А. было установлено ____, что подтверждается свидетельством ___ серии I-СН от ____.

____ мать малолетней ФИО4 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-СН от ____.

Таким образом, единственным родителем остался отец Н.Б.А.., который является гражданином ___, проживающим в ____.

Малолетняя ФИО2 до смерти матери проживала по адресу: ____, у бабушки по линии матери ФИО3, ____ г.р. (на момент рассмотрения дела ___ лет), вместе с сестрой ФИО5, ____ г.р. (на момент рассмотрения дела ___ лет).

Согласно справки МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____, умершая ФИО4 является собственником квартиры по адресу: ____, в которой зарегистрированы ее дочери ФИО2 и ФИО5.

После смерти ФИО4, отец ребенка Н.Б.А.. ____ обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутск о проведении осмотра условий проживания дочери в семье родственников, изъятию и передаче ребенка отцу.

____ в отдел опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутск поступило заявление бабушки ФИО3 об оставлении внучки у нее, т.к. она воспитывалась и выросла в их семье. Также указала, что Н.Б.А. никогда не занимался воспитанием ребенка, преследует корыстные цели для получения российского гражданства.

В связи с поступлением данных заявлений отделом опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска было принято решение рассмотреть данные заявления на комиссии по опеке и попечительству, спорным семейным вопросам, защите прав несовершеннолетних и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан.

На заседание комиссии ____ были приглашены отец ребенка и тетя по линии матери ФИО13, которая представляла интересы родственников со стороны ФИО4. На данном заседании было решено обследовать жилищно-бытовые условия отца и ФИО3, Н.Б.А. установить личное общение с дочерью, ФИО3 не препятствовать общению отца с дочерью.

____ вновь состоялось заседание комиссии с участием сторон, где была опрошена малолетняя ФИО2, которая пожелала проживать с бабушкой. В досудебном порядке сторонам было предложено: родственникам по линии матери оформить добровольную опеку на малолетней с согласия отца; передать малолетнюю на воспитание отцу; в случае отказа отца в выдаче согласия на оформление опеки поместить малолетнюю в ___. Комиссия решила Н.Б.А. и ФИО3 прийти к единому решению в вопросе дальнейшего воспитания малолетней.

____ на заседании комиссии с участием сторон было выяснено, что к единому решению по вопросу дальнейшего воспитания стороны не пришли. Указано, что ребенок нуждается в психологическом сопровождении. Оставление ребенка в семье ФИО3 не возможно, т.к. родственники законными представителями не являются. С учетом согласия отца принято решение поместить малолетнюю ФИО8 в ___.

____ комиссией вынесено заключение о рекомендации Н.Б.А. на время пребывания малолетней в ___ установить с ней доверительный контакт. В случае желания ребенка проживать с отцом в дальнейшем совместно, Н.Б.А. может обратиться в данное учреждение с просьбой передать ребенка ему.

____ малолетняя ФИО2 была помещена в ___.

Под социальной реабилитацией ребенка понимаются мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем (ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В Федеральном законе от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данный Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Мероприятия по социальному обслуживанию детей включают в себя социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из таковых является ___.

Как было выше указано, истцы не желают передавать ребенка отцу на воспитание, а отец наоборот после смерти матери ребенка желает заниматься воспитанием дочери и совместно проживать с ней.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом они имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 63 СК РФ).

В частности, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае спора защита родительских прав осуществляется в суде (п. 1 ст. 68 СК РФ).

В данном случае, истцы в установленном порядке не оформили опеку над малолетней, т.е. не являются законными представителями ребенка.

Если в отношении ребенка органами опеки и попечительства установлен факт отсутствия (утраты) родительского попечения, ребенок может быть передан на воспитание родственникам в случае его усыновления (удочерения) или при назначении родственников опекунами или попечителями (п. 1 ст. 123 СК РФ; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).

По общему правилу к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии (утрате) родительского попечения над несовершеннолетними детьми, в частности, относятся: смерть родителей, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей (п. 1 ст. 121 СК РФ).

При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, органы опеки и попечительства в первую очередь выясняют, имеются ли у него родственники и могут ли они взять ребенка на воспитание.

В целях защиты прав и интересов детей законодательством установлен ряд преимуществ устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью родственников перед иными лицами.

Так, бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего ребенка имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Закона от 24.04.2008 №48-ФЗ).

Однако в данном случае, отец согласия на установление опеки не дает.

Суду не представлены доказательства, указывающие на то, что отец ребенка совершает действия, перечисленные в ст. 66 СК РФ, согласно п. 1 которой при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Пока не доказано обратное, отец имеет преимущественное право на воспитание своей дочери и на определение ее местожительства, образа жизни, образования и т.д. Поэтому согласие отца, не лишенного или не ограниченного родительских прав, на установление опеки необходимо.

Орган опеки и попечительства при принятии оспариваемого заключения (решения) о помещении малолетней ФИО2 в ___ исходил из того, что отец имеет преимущественное право на воспитание дочери, не дает согласие на установление опеки родственниками, которые не являются законными представителями малолетней, желает наладить контакт с дочерью, которая длительное время не проживала с ним и утратила доверительные отношения с отцом, нуждается в психологической помощи. Передача ребенка на воспитание сразу отцу после смерти матери могло причинить психологическую травму. В связи с чем, отец ребенка дал согласие на помещение ребенка в социально-реабилитационный центр.

В статье 7 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 Конституции РФ). Защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции РФ).

Таким образом, оспариваемое заключение (решение) и действия административного ответчика по помещению малолетней ФИО2 в ___ являются законными и обоснованными.

В силу статьи 67 Семейного кодекса Российской Федерации дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Указанными правами могут воспользоваться и истцы.

Кроме этого, исковые требования о признании действий ответчика незаконными по изъятию несовершеннолетней ФИО9 из привычной среды проживания, по сути по помещению в реабилитационный центр, заявлены ____, т.е. с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.

Так, в соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы истцов о том, что со стороны органа опеки и попечительства имеет место быть нарушение ст.77 Семейного кодекса РФ, суд считает не состоятельными, поскольку указанная статья предусматривает право органа опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. В данном случае истцы опекунами и родителями малолетней не являются, непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью не имелось, что исключает процедуру отобрания ребенка. В рассматриваемом случае произошло помещение малолетней в социально-реабилитационный центр.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях ФИО3, ФИО5 к отделу опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными заключения (решение) комиссии от ____ и действий по помещению несовершеннолетней в реабилитационный центр, отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___ М.В. Макаров

___

___