ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2022 от 19.04.2022 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1136/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь 19 апреля 2022 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Грачевой С.О.,

при секретаре Рыченковой А.А.,

с участием:

представителя административного истца Заволжского отдела полиции Управления Министерства внутренних дел России по г. Твери – ФИО1, представившего доверенность,

старшего помощника прокурора Заволжского района г. Твери – Горожанкиной Е.С.,

представителя лица, в отношении которого подано административное исковое заявление об установлении административного надзора ФИО2 – адвоката Волынской М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заволжского отдела полиции Управления Министерства внутренних дел России по г. Твери об установлении административного надзора и ограничений в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Заволжский отдел полиции УМВД России по г. Твери обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО2 сроком до погашения судимости – 10 лет, со следующими ограничениями: запрещение выезда за пределы территории населенного пункта, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, без уведомления органа, осуществляющего административный надзор; обязательная явка для регистрации один раз в месяц в орган внутренних дел по месту проживания, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица в дни, установленные органом внутренних дел; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением осуществления трудовой деятельности; запрет посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 20 февраля 2014 года осужден Заволжским районным судом города Твери по ч. 3 ст. 228 УК РФ и назначено наказание с применением статьи 64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 8 лет без штрафа с ограничением свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. По приговору Заволжского районного суда города Твери от 20 февраля 2014 года в соответствии с ч. 2 ст. 18 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание ФИО2, суд признал в его действиях опасный рецидив преступлений.

По данным ИЦ УМВД России по Тверской области осужденный ФИО2 29 января 2019 года освобожден из мест лишения свободы ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области по отбытию срока наказания, срок погашения юридической судимости 29 января 2029 года.

12 марта 2019 года ФИО2 поставлен на профилактический учет в ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, как лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы сроком 1 год до 28 января 2020 года.

28 января 2020 года ФИО2 отбыл срок наказания в виде ограничения свободы.

За время наблюдения на профилактическом учете ФИО2 зарекомендовал себя с нейтральной стороны.

Представитель административного истца - Заволжского отдела полиции УМВД г. Твери ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлялся судом о времени и месте судебного заседания по известному суду адресу регистрации.

Как указано в абзаце 4 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если административный ответчик отсутствует по месту жительства (месту пребывания) и место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (часть 4 статьи 54, статья 272 КАС РФ).

Определением суда от 24 марта 2022 года административному ответчику, место пребывания которого не известно, назначен в качестве представителя адвокат.

Представленными суду доказательствами подтверждается отсутствие ФИО2 по месту жительства (пребывания), место его фактического пребывания не известно на момент рассмотрения дела.

Кроме того, как указано в абз. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной.

Судом явка ФИО2 в судебное заседание не признавалась обязательной.

В связи с указанными обстоятельствами судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ФИО2

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого подано административное исковое заявление об установлении административного надзора ФИО2 – адвокат Волынская М.М. указала, что с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела исчерпаны все возможности установления местонахождения административного ответчика. Просила суд рассмотреть вопрос об установлении надзора с учетом данных о личности административного ответчика и требований закона.

Старший помощник прокурора Заволжского района г. Твери Горожанкина Е.С. поддержала заявленные требования об установлении административного надзора в отношении ФИО2, в связи с наличием законных оснований для этого.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее по тексту - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).

Судом установлено, что приговором Заволжского районного суда г. Твери от 20 февраля 2014 года ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 228 УК РФ, и ему с применением ст. 64 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет без штрафа с ограничением свободы сроком на 1 год с отбыванием основного наказания в исправительной колонии строго режима.

По приговору Заволжского районного суда города Твери от 20 февраля 2014 года в соответствии с ч. 2 ст. 18 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание ФИО2, суд признал в его действиях опасный рецидив преступлений.

По данным ИЦ УМВД России по Тверской области осужденный ФИО2 29 января 2019 года освобожден из мест лишения свободы ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области по отбытию срока наказания, срок погашения юридической судимости 29 января 2029 года.

12 марта 2019 года ФИО2 поставлен на профилактический учет в ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, как лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы сроком 1 год до 28 января 2020 года.

Согласно справке ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области № 71/ТО/114 от 28 января 2020 года установлено, что ФИО2 состоял на учете в отделе исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области. 28 января 2020 года ФИО2 снят с учета отдела в связи с отбытием срока наказания в виде ограничения свободы.

Из представленной суду характеристики следует, что за время наблюдения на профилактическом учете ФИО2 зарекомендовал себя с нейтральной стороны, нарушения общественного порядка не допускал, в злоупотреблении спиртными напитками замечен не был. По месту жительства жалоб от соседей в Заволжский отдел полиции УМВД России по г. Твери не поступало.

Из информации, представленной ЗОП УМВД России по г. Твери следует, что в соответствии с положениями Приказа МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в адрес ЗОП УМВД России по г. Твери информация о предстоящем снятии ФИО2 с учета ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области не поступала.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 УИК РФ при назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.

В соответствии с п. 8 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничения свободы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В настоящее время наказание в виде ограничения свободы, назначенное по приговору Заволжского районного суда города Твери от 20 февраля 2014 года, ФИО2 отбыл.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного ФИО2 преступления, его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, а также учитывая срок, оставшийся до погашения судимости, суд приходит к выводу об установлении в отношении него административного надзора на срок десять лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.

Установление административного надзора в отношении ФИО2 на срок для погашения судимости соответствует требованиям ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ и отвечает задачам административного надзора.

В силу п. «д» ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления по истечении десяти лет после отбытия наказания.

При таком положении суд приходит к выводу об установлении в отношении ФИО2 административного надзора сроком на 10 лет.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного ФИО2 преступления, его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, а также данные о его личности, суд полагает необходимым установить в отношении него следующие ограничения: запрещение выезда за пределы территории населенного пункта, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, без уведомления органа, осуществляющего административный надзор; обязательная явка для регистрации один раз в месяц в орган внутренних дел по месту проживания, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица в дни, установленные органом внутренних дел; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени, связанного с осуществлением трудовой деятельности поднадзорного лица; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.

Выбранные административные ограничения не является произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.

Суд находит избранные ограничения административного надзора необходимыми и соразмерными.

При этом суд считает, что указанные судом ограничения позволят ФИО2 реализовывать свои права на передвижение и труд (исполнение обязанностей по трудовому договору), с теми законными и обоснованными административными ограничениями, и обеспечит баланс публичного и частного интересов.

При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре). Аналогичные разъяснения даны в абз. 3 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Вместе с тем, поскольку в настоящее время срок дополнительного наказания в виде ограничения свободы истек, суд приходит к выводу о необходимости исчисления срока административного надзора в отношении ФИО2 со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Также, суд учитывает, что в соответствии с ч. 8 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Несоблюдение указанных в ч. ч. 7 и 8 ст. 270 КАС РФ сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении.

Несоблюдение установленных частями 7 и 8 указанной выше статьи сроков свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном ст. 200 КАС РФ.

В случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания подлежит административному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информирует орган внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного об истечении такого срока (ч. 1.1. ст. 54 УИК РФ).

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что в Заволжский ОП УМВД России по г. Твери соответствующая информация не поступала.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также то, что вынесение частного определения является правом суда, а не обязанностью, суд считает, что оснований для вынесения частного определения в адрес органа внутренних дел, обратившегося в суд с пропуском установленного п. 8 ст. 270 КАС РФ срока, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Требования административного искового заявления Заволжского отдела полиции УМВД по г. Твери - удовлетворить.

Установить в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегестрированного по адресу: <адрес>, административный надзор на срок до погашения судимости - десять лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.

Установить в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следующие административные ограничения:

- запрещение выезда за пределы территории населенного пункта, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, без уведомления органа, осуществляющего административный надзор;

- обязательная явка для регистрации один раз в месяц в орган внутренних дел по месту проживания, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица в дни, установленные органом внутренних дел;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени, связанного с осуществлением трудовой деятельности поднадзорного лица;

- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.

Срок административного надзора ФИО2 исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Разъяснить ФИО2, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных судом обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора – к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2022 года.

Председательствующий: подпись С.О. Грачева

Дело № 2а-1136/2022