ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1142/2022 от 08.07.2022 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело №2а-1142/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 июля 2022 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе: председательствующего – судьи Катчиевой З.И.,

рассмотрев в здании Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Важненского сельского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения за 2021 год, и возложении обязанности разместить на официальном сайте Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Важненского сельского поселения отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год, и возложении обязанности разместить на официальном сайте Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрацией Важненского сельского поселения принято постановление №49 от 29 декабря 2020 года «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции на территории Важненского сельского поселения на 2020-2022 годы». В ходе мониторинга официального сайта Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, имеющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес: http://важненское.рф, проведённой 19 марта 2022 года межрайонной прокуратурой, установлено, что на сайте муниципального образования имеется раздел «Противодействие коррупции», который не содержит отчёта о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год. Изложенное свидетельствует о несоблюдении основных принципов противодействия коррупции и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение открытой, доступной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и препятствует проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции. Просит признать бездействие администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год незаконным, и возложить обязанность разместить на официальном сайте Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

Прокурор в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения данного дела, административное исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика – администрации Важненского сельского поселения, в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте его проведения, также ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства.

Исходя из ч.1 ст.292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

В соответствии с ч.3 ст.292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

Согласно ч.1 ст.293 КАС РФ решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

Суд, изучив материалы дела, считает административные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, в ходе которой установлено, что администрацией Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района принято постановление №49 от 29 декабря 2020 года «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции на территории Важненского сельского поселения на 2020-2022 годы».

В ходе мониторинга официального сайта Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, имеющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес: http://важненское.рф, проведённой 19 марта 2022 года межрайонной прокуратурой, установлено, что на сайте муниципального образования имеется раздел «Противодействие коррупции», который не содержит отчёта о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год.

Согласно письменным объяснениям представителя административного ответчика – главы администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Джирикова Р.В. от 21 марта 2022 года, отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год на Интернет сайте не опубликован ввиду большого объема работы.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении основных принципов противодействия коррупции и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение открытой, доступной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и препятствует проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Указанное и явилось основанием для обращения прокурора в суд.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Часть 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, наделяет государственные органы, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая изложенное, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Статьёй 3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, установлены основные принципы противодействия коррупции, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно статье 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверности информации и своевременности ее предоставления.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 8 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Пунктом 9 части 1 статьи 13 данного Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8 ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе, информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Частью 2 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, суд, считает требования прокурора законными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.

По правилам статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая мнение административного истца, изложенное в требовании административного иска, исполнение администрациями муниципальных образований обязательств, а также необходимость определенного периода времени для устранения выявленных нарушений, отсутствие в материалах дела доказательств необходимости большего времени для устранения нарушений, суд считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 292 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Важненского сельского поселения, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения за 2021 год, и возложении обязанности разместить на официальном сайте Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчета о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района за 2021 год – незаконным.

Возложить на администрацию Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района обязанность, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разместить на официальном сайте Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района отчет о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год.

Об исполнении решения суда сообщить в Усть-Джегутинский районный суд и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору в сроки, установленные законом.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующий-судья подпись З.И. Катчиева