ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1151/20 от 15.01.2021 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2021 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Левенковой Е.Е.,

при секретаре Лапшиной Е.В.,

с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадникова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области гражданское дело № 2а-93/2021 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействие администрации, обязании внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, обязании внести изменение в постановление администрации муниципального образования р.п.Новогуровскй от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля, в ходе которой, установлено, что администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский ДД.ММ.ГГГГ принято постановление об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский», которое в части не отвечает требованиям действующего законодательства.

В настоящее время действует постановление правительства Тульской области от 10.05.2012 № 188 в редакции от 04.06.2020 «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля на территории Тульской области».

На территории муниципального образования р.п. Новогуровский Тульской области действует Регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский», принятый постановлением главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 Регламента к правовым основаниям для исполнения муниципальной функции относится, в том числе Постановление Правительства Тульской области от 10.05.2012 № 188 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области» («Тульские известия», № 69, 17.05.2012), что не соответствует действующей редакции указанного постановления от 04.06.2020.

Несоответствие отдельных пунктов постановления администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ требованиям действующего законодательства является грубым нарушением требований ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не обеспечивает соблюдение принципов открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, что неизбежно приводит к нарушению прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Таким образом, несоответствие нормативного правового акта, детализирующего процедуру осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области, может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении такой проверки.

Указанные обстоятельства создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе из корыстной и иной заинтересованности.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой главе администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский ДД.ММ.ГГГГ внесен протест, который рассмотрен, признан обоснованным.

Согласно ответу администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» будет приведено в соответствие с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области, органом местного самоуправления не приведен в соответствие, проект муниципального нормативного правового акта в межрайонную прокуратуру не поступал.

С учетом изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации МО рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства; обязать внести изменение в постановление администрации муниципального образования р.п.Новогуровскй от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании:

помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадников А.Е. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО р.п.Новогуровский не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Выслушав помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадникова А.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.

Особенности организации и осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в соответствии с типовыми административными регламентами, утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом муниципального образования рабочий поселок Новогуровский (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе: утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования (п.26 Устава).

Администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский ДД.ММ.ГГГГ принято постановление об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский».

Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок «Разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области».

Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в частности в название постановления, которое изменено на Постановление правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля на территории Тульской области».

Таким образом, в настоящее время действует постановление правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля на территории Тульской области».

На территории муниципального образования р.п. Новогуровский Тульской области действует Регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский», принятый постановлением главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 Регламента к правовым основаниям для исполнения муниципальной функции относится, в том числе Постановление Правительства Тульской области от 10.05.2012 № 188 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области» («Тульские известия», № 69, 17.05.2012), что не соответствует действующей редакции указанного постановления от 04.06.2020.

Несоответствие отдельных пунктов постановления администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ требованиям действующего законодательства является грубым нарушением требований ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не обеспечивает соблюдение принципов открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, что неизбежно приводит к нарушению прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Таким образом, несоответствие нормативного правового акта, детализирующего процедуру осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области, может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении такой проверки.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля, в ходе которой установлено, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» не отвечает требованиям действующего законодательства.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Алексинской межрайонной прокуратурой Тульской области главе администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский внесен протест, который рассмотрен, признан обоснованным.

Согласно ответу администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации муниципального образования р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» будет приведено в соответствие с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, по состоянию на 15.01.2021 муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области, органом местного самоуправления не приведен в соответствие, проект муниципального нормативного правового акта в межрайонную прокуратуру не поступал.

Доказательств, объективно свидетельствующих об изготовлении вышеуказанного проекта постановления в новой редакции и о его отправлении в адрес Алексинской межрайонной прокуратуры Тульской области административным ответчиком не представлено. В связи с чем, суд не принимает в качестве доказательств сопроводительное письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ и копию проекта.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что несоответствие нормативного правового акта, детализирующего процедуру осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области, может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении такой проверки.

Следовательно, бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, является незаконной.

В ходе рассмотрения настоящего административного иска административным ответчиком не представлено доказательств вышеприведенные требования закона им были соблюдены в установленный срок.

Таким образом, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 187 КАС РФ предусмотрено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При таких обстоятельствах, у суда имеется достаточно оснований для возложения на администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский внести изменения в постановление администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий посёлок Новогуровский» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Алексинского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействие, обязании внести изменения в постановление, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий посёлок Новогурвоский, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства.

Обязать администрации муниципального образования рабочий поселок Новогурвоскаий внести изменения в постановление администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий посёлок Новогуровский» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.Е.Левенкова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.Е.Левенкова