ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1159/20 от 16.07.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

УИД

Дело № 2а-1159/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.07.2020 г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко ФИО4 при секретаре судебного заседания Грибановой ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1159/2020 по административному исковому заявлению Сунцова ФИО6 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставление Государственной услуги «Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости», обязании рассмотреть пакет документов

УСТАНОВИЛ:

Сунцов ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, в котором просит признать недействительным Решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Комитет лесного хозяйства Московской области рассмотреть пакет документов Сунцова ФИО8 поданный, по заявке от ДД.ММ.ГГГГ по существу на ближайшем заседании Комиссии по лесной амнистии.

Свои требования административный истец основывает на том, что с ДД.ММ.ГГГГ Сунцов ФИО9, желая воспользоваться законодательством о лесной амнистии, неоднократно обращался в Комитет лесного хозяйства Московской области с тем, чтобы его вопрос был принят к производству и рассмотрен на ближайшем Заседании Комиссии по лесной амнистии (обращения Сунцова ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ года). Суть обращений сводилась к следующему. Сунцов ФИО11 владеет на праве собственности объектами капитального строительства, расположенными на лесном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> Вступивший в силу 11 августа 2017 года Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления
принадлежности земельного участка к определенной категории земель» включил в ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» статью 4.7, суть которой состоит в следующем: «1. Образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 январи 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в
соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного
реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется». В своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ Сунцов ФИО14 просил: привести в соответствие сведения государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, по сути, отодвинув границы гослесфонда вглубь леса, а также отнести лесной участок кадастровый в порядке «лесной амнистии» к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для «индивидуального жилищного строительства» с целью оформления права собственности Сунцова ФИО15 на указанный земельный (лесной) участок. Сунцов ФИО16 посчитал себя вправе обратиться с подобным заявлением в силу того, что он является собственником объектов капитального строительства, расположенных на данном лесном участке вот уже более <данные изъяты> лет. Соответствующие доказательства размещению построек на лесном участке в Комитет были представлены. Пакет документов от ДД.ММ.ГГГГ по существу рассмотрен не был. Отказано в рассмотрении было по причине того, что Комитет лесного хозяйства Московской области не принимает к рассмотрению на Комиссии по лесной амнистии документы нарочно. Потребовали сдать документы официально через сайт госуслуг. В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Комитет лесного хозяйства Московской области, сделанное представителей Сунцова ФИО17 электронно, по заявке , ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ: «Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя». Учитывая неинформативные отказы Комитета лесного хозяйства Московской области передать пакет документов для рассмотрения по существу на Комиссии по лесной амнистии, оформили электронную подпись Сунцову ФИО18 оплатив за нее в общей сложности около <данные изъяты> рублей, исключительно с целью, чтобы отказа по формальным основаниям не было. Однако, в ответ на обращение от имени Сунцова ФИО19 по заявке , состоявшееся в конце ДД.ММ.ГГГГ года, а не от имени его представителя, от Комитета лесного хозяйства МО был получен ответ: «Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя» и разъяснения к ответу: «Согласно выпискам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, Вы не являетесь правообладателем указанного в заявлении земельного участка». Вместе с тем, представляется, что это естественно, что лесной участок, который должен пройти через лесную амнистию, не принадлежит ни на каком праве лицу, обратившемуся за корректировкой сведений о границах лесного реестра и ЕГРН. Более того, Сунцов ФИО20 и обратился за решением данного вопроса не как правообладатель лесного участка, а правообладатель построек, расположенных на нем, что законодатель допускает. Считает, что отказ Комитета лесного хозяйства Московской области по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги «Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному основанию нарушает права Сунцова ФИО21, является недопустимым, что Комитет лесного хозяйства Московской области своими действиями блокирует лесную амнистию в целом, и рассмотрение вопроса Сунцова ФИО22 в частности, по надуманным основаниям, в связи с чем такой отказ должен быть признан недействительным, а Комитет лесного хозяйства Московской области должен рассмотреть заявление Сунцова ФИО23 по существу.

Представители административного истца по доверенности в судебное заседание поддержали административное исковое заявление в полном объеме, просили его удовлетворить по доводам, изложенным в администратином исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представила возражение на административное исковое заявление. Возражение основано на том, что Сунцов ФИО24 обратился в Комитет с заявлением о приведении в соответствие сведений Государственного лесного реестра со сведениями Единого Государственного реестра недвижимости, в рамках Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", а именно отнести лесной участок с кадастровым номером к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства с целью оформления собственности на данный земельный участок за собственником объектов капитального строительства. Основанием к обращению с заявлением в Комитет послужило то, что Сунцову ФИО25 на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства: сарай с кадастровым номером , сарай с кадастровым номером , гараж с кадастровым номером , туалет с кадастровым номером . Перечисленные объекты недвижимости расположены по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав. Также Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок отнесен к категории населенных пунктов и граничит с земельным участком государственного лесного фонда с кадастровым номером . В последствии выяснилось, что все объекты капитального строительства расположены на земельном участке лесного фонда, данный факт подтверждается и не оспаривается самим заявителем. Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что земли государственного лесного фонда находятся в Федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, распоряжаться участками лесного фонда, как находящимися в федеральной собственности, могла только Российская Федерация или уполномоченный ею орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом расположение спорных земель в черте населенного пункта не влечет автоматическое изменение категории земли, поскольку земли лесного фонда отграничены от земель иных категорий, а перевод лесных земель в иные категории в силу ст. 81 ЛК РФ отнесен к компетенции Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года Административный истец ссылается на применение п.7 ст.4 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, в соответствии с которым земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи. Комитет полагает данный довод не состоятельным.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.ст. 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Сунцову ФИО26 на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства: сарай с кадастровым номером , сарай с кадастровым номером , гараж с кадастровым номером , туалет с кадастровым номером . Объекты недвижимости расположены по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав собственности.

Кроме того, Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок отнесен к категории населенных пунктов и граничит с земельным участком государственного лесного фонда с кадастровым номером .

В последствии выяснилось, что все объекты капитального строительства расположены на земельном участке лесного фонда, данный факт подтверждается и не оспаривается самим заявителем.

Сунцов ФИО27 обратился в Комитет с заявлением о приведении в соответствие сведений Государственного лесного реестра со сведениями Единого Государственного реестра недвижимости, в рамках Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", а именно просил привести в соответствие сведения государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, по сути, отодвинув границы гослесфонда вглубь леса, а также отнести лесной участок кадастровый в порядке «лесной амнистии» к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для «индивидуального жилищного строительства» с целью оформления права собственности Сунцова ФИО28 на указанный земельный (лесной) участок.

Пакет документов от ДД.ММ.ГГГГ по существу рассмотрен не был. Отказано в рассмотрении было по причине того, что Комитет лесного хозяйства Московской области не принимает к рассмотрению на Комиссии по лесной амнистии документы нарочно. Потребовали сдать документы официально через сайт госуслуг.

В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Комитет лесного хозяйства Московской области, сделанное представителей Сунцова ФИО30 электронно, по заявке , ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ: «Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя».

Сунцов ФИО31 обратился с заявлением в силу того, что он является собственником объектов капитального строительства, расположенных на данном лесном участке вот уже более 50 лет.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно распоряжения Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент «Предоставление государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости».

Согласно п. 2.1 вышеназванного Административного регламента: Лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели - правообладатели земельного участка, право на который возникло у правообладателя или предыдущих правообладателей до ДД.ММ.ГГГГ, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Мособлкомлес с запросом о предоставлении Государственной услуги.

Согласно ч. 6 Административного регламента Основаниями для обращения за предоставлением Государственной услуги являются: в случаях наличия противоречий в сведениях государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, а именно: В случае когда земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией "земли населенных пунктов". В случае когда земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". В случае когда земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" (оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.02 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Когда земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" (оборот которых не регулируется Федеральным законом от 24.07.02 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). В случае, когда земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией "земли особо охраняемых территорий и объектов"

Согласно представленным материалам дела, Сунцов ФИО32 не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером . Кроме того, земельный участок с кадастровым номером , правообладателем которого является Сунцов ФИО33 не имеет пресечения с земельным участком государственного лесного фонда с кадастровым номером .

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у Сунцова ФИО34 не возникло право на обращение в Комитет с заявлением о приведении в соответствие сведений Государственного лесного реестра со сведениями Единого Государственного реестра недвижимости, в рамках Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

По сведениям ЕГРН право собственности Сунцова ФИО35 на объекты недвижимости зарегистрировано в порядке «дачной амнистии» на основании договора купли-продажи земельного участка с частью жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором купли-продажи земельного участка с частью жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ заявитель приобрел земельный участок с кадастровым номером Согласно декларации об объектах недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером . Таким образом, объекты недвижимости в соответствии с правоустанавливающими документами расположены в границах вышеуказанного участка. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> относится к землям государственного лесного фонда с разрешенным использованием-заготовка древесины (включая СОМ), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, изыскательские работы.

Использование земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и установлено ст.25 ЛК РФ.

Строительство и размещения зданий, строений, сооружений, зарегистрированных в упрощенном порядке в рамках дачной амнистии на землях лесного фонда не предусмотрено в силу действующего законодательства.

Согласно абзаца 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иски об установлении границ земельного участка отнесены к искам о правах на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сунцова ФИО36 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным решения по заявлению об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги «Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании рассмотреть пакет документов по существу на ближайшем заседании Комиссии по лесной амнистии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ФИО37 Кутиченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ