дело №2а-115/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 22 июня 2020 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
помощника судьи Гонштейн И.К.
при секретаре судебного заседания Очеретяной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Одесского района Омской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права на осуществление охоты в охотничьих угодиях до снятия или погашения судимости обратился прокурор Одесского района Омской области, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Одесского района проверки в сфере законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, установлено следующее.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, при этом орудия охоты - это огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Охотником, согласно ч.1 ст.20 Федерального закона №209-ФЗ признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с чч.2, 3 ст.21 Федерального закона №209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона №209-ФЗ охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
В силу ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» осуществление охотничьей деятельности лицом, у которого фактически отсутствуют правовые основания для получения охотничьего билета, противоречит интересам Российской Федерации как собственника животного мира.
Частью 8 ст.21 Федерального закона №209-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований аннулирования охотничьего билета. Так охотничий билет аннулируется на основании: несоответствия физического лица требованиям части 1 данной статьи, подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета, а также на основании судебного решения.
При этом в соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона №209-ФЗ, охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на
соответствующее положение части 8 данной статьи.
Согласно чч.10, 11 ст.21 Федерального закона №209-ФЗ в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета. Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета закреплен в пп.1,17, 18 Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13.
Согласно п 25.1 Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в п/п «в» п.17 данного Порядка (то есть на основании судебного решения), аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06.05.2020, ФИО1 выдан охотничий билет серии № от 21.11.2011, который до настоящего времени является действующим. Данный охотничий билет, ФИО1 в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не сдавался.
Факт наличия охотничьего билета и его использования подтверждается объяснением ФИО1 от 26.05.2020.
Приговором Одесского районного суда Омской области от 26.07.2018 года ФИО1 признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.3 ст.160, ч.3 ст.160, ч.1 ст.292 УК РФ ему назначено наказание в соответствии с ч.3 ст.69, 71 УК РФ путем частичного сложения в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на 2 года.
Основное наказание назначено с применением ст.73 УК РФ, условно с испытательным сроком 3 года.
7 августа 2018 года вышеуказанный приговор в отношении ФИО1 вступил в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.73 УК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
В соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Согласно п. «а» ч.3 ст.86 УК РФ, в отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается по истечении испытательного срока.
Исходя из вышеизложенного, судимость по вышеуказанному приговору вынесенному в отношении ФИО1 на момент предъявления административного искового заявления погашается 08.08.2021.
Таким образом, ФИО1 имеет не погашенную судимость за совершение умышленного преступления. Наличие судимости является основанием для аннулирования охотничьего билета серии № от 21.11.2011, который действителен и не аннулировался по настоящее время.
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
Аннулирование охотничьего билета, при наличии установленных законом оснований, влечет обязанность гражданина, которому выдан билет, не пользоваться предоставляемыми охотничьим билетом правами.
Следовательно, право на осуществление охоты ФИО1 подлежит прекращению.
Выявленные в ходе проверки нарушения затрагивают права значительного числа граждан, точную численность и персональный состав которых установить невозможно, а также затрагивают интересы Российской Федерации, поскольку ставят под угрозу сохранение природы и благоприятной окружающей среды.
Просит прекратить право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости.
Признать недействительным и аннулировать охотничий билет серии № от 21.11.2011 выданный ФИО1 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, обязать ФИО1 возвратить охотничий билет в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Взыскать с административного ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Одесского района Омской области Романенко В.В. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск признает.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало, представил отзыв согласно которого следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, рассмотрев административное исковое заявление и.о. прокурора Одесского района в отношении ФИО1 по вопросу прекращения им права осуществлять охоту и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца серии №, выданного 21 ноября 2011 года, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года №13, охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Порядка охотничий билет аннулируется уполномоченным органом, в том числе, при несоответствии физического лица требованиям пункта 1 Порядка.
До поступления административного искового заявления у Министерства отсутствовала информация о признании приговором Одесского районного суда Омской области от 26 июля 2018 года ФИО1 виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 160, частью 3 статьи 160, частью 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
После получения Министерством вышеуказанного административного искового заявления стало известно о наличии у ФИО1 неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений.
Во исполнение требований пункта 19 Порядка 5 июня 2020 года в государственный
охотхозяйственный реестр внесены сведения об аннулировании охотничьего билета, и ФИО1 направлено уведомление об аннулировании охотничьего билета, с указанием на необходимость сдачи охотничьего билета в Министерство в течение месяца со дня получения уведомления.
Выслушав в судебном заседании старшего помощника прокурора и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; орудия охоты - это огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
Согласно ч.1, ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.20 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее - охотник), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
Согласно ч.1, ч.2, ч.3 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - охотминимум).
Охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.
В силу ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» осуществление охотничьей деятельности лицом, у которого фактически отсутствуют правовые основания для получения охотничьего билета, противоречит интересам Российской Федерации как собственника животного мира.
Согласно ч.8, ч.9 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничий билет аннулируется на основании: 1) несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; 2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; 3) судебного решения.
Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч.10, ч.11 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета.
Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Согласно п.17, п.18 Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13, охотничий билет аннулируется на основании: а) несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; б) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; в) судебного решения.
Охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.
Согласно п.25.1 Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 №13, в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06.05.2020 № ИСХ-20/МПР-4859, ФИО1 выдан охотничий билет серии № от 21.11.2011, который до настоящего времени является действующим (л.д. 24-36).
Согласно объяснения ФИО1 охотничий билет в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области он не сдавал, так как он не знал (л.д. 9).
Согласно охотничьего билета серии № он выдан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 21.11.2011 (л.д. 46).
Согласно приговора Одесского районного суда Омской области от 26.07.2018 года ФИО1 признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.3 ст. 160, ч. 3 ст. 160, ч. 1 ст.292 УК РФ и ему назначено наказание в соответствии с ч.3 ст.69, 71 УК РФ путем частичного сложения в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на 2 года.
В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное основное наказание считать условным, с испытательным сроком 3 года (л.д. 12-20).
В соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Согласно п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока.
В соответствии с ч.3 ст.73 УК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Судом установлено, что приговор в отношении ФИО1 вступил в законную силу 07.08.2018, срок погашения судимости 08.08.2021 года.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 имеет не погашенную судимость за совершение умышленного преступления. Наличие судимости является основанием для аннулирования охотничьего билета серии № от 21.11.2011, который действителен и не аннулировался по настоящее время.
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
Аннулирование охотничьего билета, при наличии установленных законом оснований, влечет обязанность гражданина, которому выдан билет, не пользоваться предоставляемыми охотничьим билетом правами.
Следовательно, право на осуществление охоты ФИО1 подлежит прекращению.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
И.О. прокурора Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что ФИО1 имеет судимость, которая не снята и не погашена в установленные законом сроки, ФИО1 выдан охотничий билет серии № от 21.11.2011, который до настоящего времени является действующим, данный охотничий билет ФИО1 в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не сдавался.
Административный ответчик ФИО1 не предоставил суду доказательств того, что он не имеет судимость, которая не снята и не погашена в установленные законом сроки, либо, что он сдал охотничий билет серии 55 № от 21.11.2011 в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что и.о.прокурора Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные нарушения законодательства затрагивают права значительного числа граждан, а также затрагивают интересы Российской Федерации, поскольку ставят под угрозу сохранение
природы и благоприятной окружающей среды.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым прекратить право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости.
Признать недействительным и аннулировать охотничий билет серии № от 21.11.2011 выданный ФИО1 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.
Обязать ФИО1 возвратить охотничий билет в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Суд считает необходимым оплату госпошлины возложить на административного ответчика ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования и.о.прокурора Одесского района Омской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права на осуществление охоты в охотничьих угодиях до снятия или погашения судимости удовлетворить в полном объеме.
Прекратить право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости.
Признать недействительным и аннулировать охотничий билет серии № от 21.11.2011 выданный ФИО1 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.
Обязать ФИО1 возвратить охотничий билет в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский