ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1164/2022 от 03.06.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1164/2022

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

03 июня 2022 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Гавриловой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рубачева Романа Николаевича к Элистинскому городскому Собранию о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть проект решения,

у с т а н о в и л:

Представитель Рубачева Р.Н. – Бадмаева Г.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Элистинскому городскому Собранию, ссылаясь на следующие обстоятельства. 24 февраля 2021 года она обратилась в Комиссию по подготовке Генерального плана г.Элисты и Правил землепользования и застройки г.Элисты Администрации г.Элисты с заявлением о внесении изменений в Генеральный план г.Элисты в части включения в зону индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в связи с тем, что Рубачевым Р.Н. планируется строительство жилых домов на территории участка. 07 сентября 2021 года проведены публичные слушания по результатам которых Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г.Элисты утверждено заключение рекомендовать Главе Администрации г.Элисты внести изменения в Генеральный план г.Элисты. 13 сентября 2021 года Администрацией г.Элисты утверждено постановление №1716 о подготовке и направлении проекта решения о внесении изменений в Генеральный план г.Элисты. Решением Элистинского городского Собрания №10 от 23 сентября 2021 года вопрос о включении в зону индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером отклонен. 18 октября 2021 года она обратилась в прокуратуру г.Элисты с заявлением о незаконности указанного решения. В ходе прокурорской проверки установлено, что основанием для отклонения указанного вопроса послужило отсутствие подъездных путей к земельному участку. Прокуратурой города совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Элисты Управления НД и ПР Главного управления МЧС России по РК осуществлён осмотр территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в ходе которого установлено, что к участку с юго-восточной стороны имеется подъездной путь шириной 3,8 метра (в самой узкой его части). Согласно сведениям, полученным из публичной кадастровой карты, подъездной путь расположен на земельном участке общего пользования под номером . Учитывая вышеизложенное, а также в соответствии с требованиями п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно планировочным и конструктивным решениям» (далее — СП 4.13130.20213) установленная ширина проезда для пожарной техники соответствует требованиям, предъявляемым к подъездным путям до зданий и сооружений высотой не более 13 метров. Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что подъездные пути к земельному участку имеются. Оснований для отклонения данного вопроса не имелось. В связи с чем 11 ноября 2021 года прокуратурой в адрес Элистинского городского Собрания направлена информация с предложением о возвращении к рассмотрению указанного вопроса. Элистинским городским Собранием направлен ответ о том, что необходимо повторное внесение Администрацией г.Элисты проекта решения. По информации прокуратуры Администрацией г.Элисты 18 января 2022 года вновь направлен проект решения по указанному вопросу в Элистинское городское Собрание. Однако 19 января 2022 года Элистинским городским Собранием указанный проект решения оставлен без рассмотрения. Полагает, что указанное бездействие Элистинского городского Собрания является незаконным. В соответствии со ст.40 Регламента Элистинского городского Собрания, утвержденного решением Элистинского городского Собрания №3 от 27 декабря 2004 года, Глава г. Элисты, Председатель Собрания направляет поступившие проекты решений в постоянные комиссии в соответствии с предметами их ведения. Считает, что бездействием Элистинского городского Собрания, выразившимся в не рассмотрении проекта решения «О внесении изменений в Генеральный план г.Элисты» о включении в зону индивидуального жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , созданы необоснованные препятствия к осуществлению прав Рубачева Р.Н. как собственника по владению, распоряжению земельным участком. Просила признать бездействие Элистинского городского Собрания, выразившееся в не рассмотрении проекта решения «О внесении изменений в Генеральный план г.Элисты» о включении в зону индивидуального жилой застройки индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , незаконным, возложить обязанность на Элистинское городское Собрание рассмотреть проект решения «О внесении изменений в Генеральный план г.Элисты», направленный письмом Администрации г.Элисты от 14 января 2022 года №ДТ-67/01-17, с учетом изложенных норм законодательства.

В судебное заседание административный истец Рубачев Р.Н. не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил заявленные административные исковые требования удовлетворить. Ранее участвуя в судебном заседании, просил удовлетворить административный иск.

Представитель Элистинского городского Собрания Хаджаева Н.М. просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.

В силу п.п.1, 2, 16, 17 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

В соответствии с п.1, пп.2 п.2 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31-33 этого Кодекса.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица могут вносить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случае, если в результате применения правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняют вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 и частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса.

Как видно из материалов дела, согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) № 08/5001/2012-1074 от 23 января 2012 года, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , площадью 5841+/-27 кв.м., является ранее учтенным.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01 декабря 2017 года, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика , площадью 5841+/-27 кв.м., принадлежит на праве собственности Рубачеву Р.Н., категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного строительства: под производственную базу.

24 февраля 2021 года Рубачев Р.Н. обратился в Комиссию по подготовке Генерального плана г.Элисты и Правил землепользования и застройки г.Элисты Администрации г.Элисты с заявлением о внесении изменений в Генеральный план г.Элисты в части включения в зону индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ,

Заключением о результатах публичных слушаний от 10 сентября 2021 года Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты с учетом протокола собрания участников публичных слушаний от 7 сентября 2021 года рекомендовала внести соответствующие изменения в Генеральный план г. Элисты в отношении вышеуказанного участка. 13 сентября 2021 года Администрацией г. Элисты утверждено постановление № 1716 от 13 сентября 2021 года о подготовке и направлении проекта решения о внесении изменений в Генеральный план.

Решением № 9 от 23 сентября 2021 года Комиссии по городскому самоуправлению, законности и собственности Элистинского городского Собрании шестого созыва, а также решением № 10 от 23 сентября 2021 года заседания № 25 Элистинского городского Собрании шестого созыва отклонен вопрос о переводе, в том числе земельного участка по адресу: , в зону индивидуальной жилой застройки.

Как видно из материалов дела, по информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Элисте Главного управления МЧС России по РК № 73-4-4-1 от 02 ноября 2021 года на имя прокурора г.Элисты Ногина И.В. по результату проведенной проверки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности на территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , установлено, что к участку с юго-восточной стороны имеется подъездной путь шириной 3,8 метра (в самой узкой его части). Согласно сведениям, полученным из публичной кадастровой карты, подъездной путь расположен на земельном участке общего пользования под номером . Вместе с тем необходимо учесть, что планировочные решения малоэтажной жилой застройки домами класса функциональной пожарной безопасности Ф1.4 (до 3 этажей включительно) должны обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров (п.8.17 СП 4.13130.20213).

Из ответа прокуратуры г.Элисты Главе г.Элисты – председателю Элистинского городского Собрания № 1548ж-2021 от 11 ноября 2021 года следует, что подъездные пути к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресному ориентиру: , имеются. Оснований для отклонения данного вопроса не имелось. Предложено вернуться к рассмотрению вопроса о внесении изменений в генеральный план г.Элисты в отношении земельного участка, расположенного по адресу: .

Согласно ответу Элистинского городского Собрания на имя прокурора г.Элисты от 22 ноября 2021 года № 01-04/704 данный вопрос будет рассмотрен повторно в случае внесения Администрацией г.Элисты соответствующего проекта решения Элистинского городского Собрания.

Из письма прокурора г.Элисты на имя Главы Администрации г.Элисты № 07-19-2021/2470-21-20850002 от 20 декабря 2021 года следует, что в ходе проверки по обращению Бадмаевой Г.А., установлено, что подъездные пути к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресному ориентиру: , имеются. Оснований для отклонения данного вопроса не имелось. Предложено в кратчайшие сроки направить на рассмотрение в Элистинское городское Собрание проект решения о внесении изменений в Генеральный план г.Элисты в отношении земельного участка, расположенного по адресу: , о результатах рассмотрения информации сообщить в прокуратуру г.Элисты не позднее 31 декабря 2021 года.

Согласно письму Администрации г.Элисты председателю Элистинского городского Собрания от 14 января 2022 года № ДТ-67/01-17 на рассмотрение Элистинского городского Собрания внесен проект решения Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты», докладчик ФИО1.

Из письма председателя Элистинского городского Собрания на имя Главы Администрации г.Элисты №01-04/19 от 19 января 2022 года следует, что 18 января 2022 года на рассмотрение Элистинского городского Собрания внесен проект Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты». Проектом решения предлагается включить в зону индивидуальной жилой застройки (до 3 эт.), исключив из коммунальной зоны и зоны общественных центров, земельный участок с кадастровым номером , площадью 5841 кв.м., расположенный по адресу: . Вместе с тем доводов о необходимости повторного рассмотрения указанного вопроса на заседании Элистинского городского Собрания не представлено.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, Комиссия вынесла решение об отклонении вопроса о переводе участка в зону индивидуальной жилой застройки, учитывая значительный размер земельного участка, принадлежащего административному истцу, который предоставлялся под производственную базу. Согласно представленной заявителем схеме участок после перевода в зону ИЖС подлежал разделу на несколько (10) земельных участков. Вопрос о подъездных путях к спорному участку не возникал, поскольку ранее соседнему участку, предоставленному ветерану ВОВ и в интересах которой выступало Министерство по земельным и имущественным отношениям РК, установлен сервитут на землю для проезда к ее участку, этот же проезд предусмотрен и к участку административного истца. Возникли вопросы по проезду внутри самого участка, поскольку в будущем после раздела и предоставления гражданам земельных участков, могут возникнуть споры по подъездным путям к своим участкам и развороту между ними. В целях соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизни (обеспечения подъездными путями) заявителю предложено до внесения изменений в Генеральный план утвердить проект планировки территории, который позволит установить размещение застройки на рассматриваемой территории.

Данные пояснения представителя административного ответчика нашли подтверждение в судебном заседании.

Как видно из материалов дела, земельный участок административного истца, предоставленный под производственную базу, расположен в окружении участков под индивидуальное жилищное строительство, проезд к нему имеется со стороны подъезда к соседнему участку. Представленная истцом схема раздела на земельные участки никем не утверждена. Необходимость представления утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории была известна представителям административного истца, присутствовавших в публичных слушаниях по проектам решений Элистинского городского Собрания.

Так, из протокола собрания участников публичных слушаний по проектам решений Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты», «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Элисты» (пункт 15) от 07 сентября 2021 года видно, что при рассмотрении участниками Собрания вопроса о включении спорного земельного участка в зону индивидуальной жилой застройки (до 3 этажей) с исключением из коммунальной зоны и зоны общественных центров присутствовали представители заявителя ФИО2 и Бадмаева Г.А., которые представили участникам примерный проект формирования земельных участков с разворотной площадкой 15 на 15 метров «согласно нормам». Начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты, секретарем Комиссии ФИО1 указано о необходимости утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, с чем согласились представители заявителя.

Согласно ст. 42, 46 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Заинтересованные лица осуществляют подготовку документации по планировке территории и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления городского округа.

Данное требование не было выполнено административным истцом.

Ссылки Рубачева Р.Н. на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ о том, что требование о предоставлении проекта планировки и проекта межевания предъявляются застройщику при получении разрешения на строительство, но не при рассмотрении внесений изменений в Генеральный план в связи с изменением назначения земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ ч. 9-9.2 ст. 51 ГрК РФ признаны утратившими силу, вместо выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС.

При этом суд отмечает, что законодатель не установил, рассмотрение какого вопроса должно быть первичным: внесение изменений в Генеральный план или утверждение проекта планировки.

Как следует из представленных материалов, 14 января 2022 года проект решения Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , в части включения в зону индивидуальной жилой застройки с исключением из коммунальной зоны и зоны общественных центров, общей площадью 5841 кв.м, повторно внесен на рассмотрение Элистинского городского Собрания. Однако во внесенном проекте не указаны сведения об устранении замечаний, возникших при рассмотрении проекта решения по данному вопросу. В связи с чем Элистинским городским Собранием в Администрацию г. Элисты направлены письма о невозможности рассмотрения проекта решения без предоставления дополнительной информации с приложением соответствующих документов по замечаниям, внесенным при обсуждении проекта решения по данному вопросу.

31 марта 2022 года Администрация г. Элисты направила представителю Рубачева Р.Н. Бадмаевой Г.А. письмо с рекомендацией о необходимости разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .

Согласно пояснениям представителя административного ответчика после представления Администрацией г. Элисты проекта планировки и проекта межевания указанной территории в установленном статьей 42 регламента Элистинского городского Собрания порядке проект решения будет вынесен для рассмотрения на заседании Элистинского городского Собрания.

Таким образом, вопреки доводам административного иска проект решения находится на стадии рассмотрения.

Принимая во внимание, что к бездействию органа местного самоуправления относится неисполнение указанным органом полномочий, возложенных на него нормативными правовыми актами, а внесение изменений в Генеральный план муниципального образования, проводимое органом местного самоуправления на основании требований Градостроительного кодекса, сроком не ограничено, суд приходит к выводу, что требование о признании незаконным бездействия Элистинского городского Собрания по внесению изменений в Генеральный план города Элисты и возложении обязанности на Элистинское городское Собрание рассмотреть проект решения Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты» (исх. № ДТ-67/01-17 от 14 января 2022 года) заявлено преждевременно, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Рубачева Романа Николаевича о признании незаконным бездействия Элистинского городского Собрания, выразившегося в не рассмотрении проекта решения «О внесении изменений в Генеральный план города Элисты» в части включения в зону индивидуальной жилой застройки с исключением из коммунальной зоны и зоны общественных центров, возложении обязанности рассмотреть проект решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Л. Семёнова

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2021 года.