Дело № 2а-1179/2023
УИД 45RS0008-01-2023-001191-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Аверкиной У.А.,
при секретаре Боблевой Е.В.,
рассмотрев в с. Кетово Курганской области в открытом судебном заседании 19 июля 2023 г. административное дело по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Сигма» к Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
СПК «Сигма» обратился с административным исковым заявлением к Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области (далее - Администрация Кетовского муниципального округа), в котором просит признать незаконным и отменить отказ Администрации Кетовского муниципального округа о внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки Митинского сельсовета в части дополнения территориальной зоны П2 «Производственная зона» видом разрешенного использования 1.18 «Обеспечение сельскохозяйственного производства» в отношении земельного участка, площадью 13941 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, (далее также – земельный участок) и обязать административного ответчика внести соответствующие изменения в текстовую часть Правил землепользования и застройки Митинского сельсовета в отношении указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с Постановлением Администрации Кетовского района от 16.05.1995 № 237 «Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) ассоциации «Дружба»» ТОО «Сигма» (ныне - СПК «Сигма») были предоставлены в пользование сельскохозяйственные угодья, находящиеся в сложившихся границах предприятий площадью 173,9 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено переоформить трудовым коллективам свидетельства на право собственности и пользования на землю, а также договоры аренды земли. В сентябре 1998 года в рамках инвентаризации земель Митинской сельской администрации, СПК «Сигма» в границах Митинского сельсовета был выделен земельный участок, площадью 10 га, в том числе 1 га – под гараж, 0,66 га – под склады. СПК «Сигма» до настоящего времени использует указанный земельный участок. В настоящее время необходимо определить границы земельного участка и поставить его на кадастровый учет. При проведении кадастровых работ было выявлено, что земельный участок находится в территориальной зоне землепользования и застройки Митинского сельсовета Кетовского района П2 «Производственная зона». Однако в видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отсутствует вид разрешенного использования, для которого выделялся и используется земельный участок.
28.11.2022 СПК «Сигма» обратился к административному ответчику с заявлением о приведении в соответствие со сложившимися с семидесятых годов порядка пользования земельным участком для размещения здания мастерских и техники. Администрация Кетовского муниципального округа, рассмотрев 30.11.2022 заявление административного истца от 28.11.2022 № 2239 направила отказ со ссылкой на муниципальную реформу в силу Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области во вновь образованное муниципальное образование – Кетовский муниципальный округ. 23.01.2023 СПК «Сигма» повторно обратилось в Администрацию Кетовского муниципального округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки до 20.02.2023. Администрация Кетовского муниципального округа 01.02.2023 вновь отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что после завершения реорганизационных мероприятий будет осуществлена подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области, с чем административный истец не согласен. Без внесения изменений в Правила землепользования и застройки, административный истец лишен возможности оформить свои права на земельный участок, поскольку обязательным условием для постановки на кадастровый учет является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с территориальной зоной.
Представитель административного истца Шушарин П.А. в судебное заседание не явился, извещен, ранее участвуя в судебном заседании, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Администрации Кетовского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен.
С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания действий и решений административного органа или должностного лица незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Постановлением Администрации Кетовского района от 16.05.1995 № 237 «Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) ассоциации «Дружба»» ТОО «Сигма» были предоставлены в пользование сельскохозяйственные угодья, находящиеся в сложившихся границах предприятий площадью 173,9 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено переоформить трудовым коллективам свидетельства на право собственности и пользования на землю, а также договоры аренды земли.
Постановлением Администрации Митинского сельсовета Кетовского района Курганской области от 15.09.1998 № 10 «Об утверждении материалов инвентаризации сельскохозяйственных производственных объектов в границах Митинского сельсовета» утверждены материалы инвентаризации сельскохозяйственных производственных объектов в границах Митинского сельсовета на площади 23,04 га, по предприятиям согласно приложения.
В соответствии с указанным постановлением ТОО «Сигма» принадлежит по земельному учету 10,00 га, фактически используется 1,82 га.
Согласно акту об итогах инвентаризации земель населенных пунктов Митинской сельской администрации от 09.09.1998 по земельно-кадастровым документам у ТОО «Сигма» в черте населённого пункта имеется 10 га хозяйственных построек, фактическая их площадь составила 1,82 га. В том числе машинный двор 1,82 га, зерносклад 0,66 га.
Согласно Уставу правопреемником ТОО «Сигма» является СПК «Сигма». Сельскохозяйственный кооператив является коммерческой организацией в форме производственного кооператива, созданным гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной, не запрещенной законом деятельности (п.1.1).
До настоящего времени СПК «Сигма» использует предоставленный земельный участок для размещения здания мастерских и техники.
ДД.ММ.ГГГГ СПК «Сигма» обратился в Администрацию Кетовского муниципального округа с заявлением о включении в основный вид разрешенного использования земельного участка - 1.18 «Обеспечение сельскохозяйственного производства – размещение машинно-транспортным и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства», минимальные и максимальные размеры не подлежат установлению, либо отнести выделенный участок к зоне сельскохозяйственного использования (СХ6).
Согласно ответу от 13.12.2022 № 1940, Администрацией Кетовского муниципального округа рассмотрено заявление СПК «Сигма от 28.11.2022 за № 2239 о внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки Митинского сельсовета в части дополнений территориальной зоны П2 «Производственная зона» видом разрешенного использования 1.18 «Обеспечение сельскохозяйственного производства». Указано, что в настоящее время проводится муниципальная реформа в силу Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области во вновь образованное муниципальное образование Кетовский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области». После завершения реорганизационных мероприятий в соответствии с Законом Курганской области от 30.12.2020 № 140 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и органами государственной власти Курганской области и о внесении изменения в Закон Курганской области «О градостроительной деятельности в Курганской области» будет осуществлена подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области. Заявление СПК «Сигма» подлежит рассмотрению по время проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана и Правил землепользования застройки Кетовского муниципального округа, в частности территории с. Митино. В случае положительного решения в рамках рассмотрения, заявление будет считаться учтенным с отражением в материалах документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Дополнительно указано, что не представлено необходимых документов и материалов об отнесении выделенного в рамках инвентаризации земель Митинского сельсовета, проводившейся в сентябре 1998 года, земельного участка площадью 10 га, в том числе 1,16 га под гараж, 0,66 га под склад.
23.01.2023 СПК «Сигма» повторно обратилось в Администрацию Кетовского муниципального округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в срок до 20.02.2023, указав, что ранее предоставленный отказ является формальным и преобразование всех поселений не является препятствием для внесения необходимых изменений.
На указанное заявление административного истца Администрация Кетовского муниципального округа предоставила ответ от 01.02.2023 № 486, в котором сообщила СПК «Сигма», что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Митинского сельсовета утверждены Решениями Кетовской районной Думы от 02.09.2020 № 494 (в редакции решения Кетовской районной Думы от 31.03.2021 № 40) и от 25.11.2020 № 18 (соответственно). По проектам указанных документов территориального планирования и градостроительного зонирования 23.07.2020 и 02.11.2020 (соответственно) проведены собрания участников публичных слушаний. Предложений и замечаний от СПК «Сигма» не поступало. Повторно обращено внимание, что после завершения реорганизационных мероприятий в силу Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2 будет осуществлена подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области. Также указано, что заявитель вправе направить предложения о внесении изменений в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Такие предложения рассматриваются во время проведения публичных слушаний. Дополнительно вновь указано на непредставление документов и материалов об отнесении выделенного в рамках инвентаризации земель Митинского сельсовета, проводившейся в сентябре 1998 года, земельного участка площадью 10 га, в том числе 1,16 га под гараж, 0,66 га под склад.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК «Сигма» с настоящим административным иском, при рассмотрении которого суд учитывает следующее.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 16 статьи 24 ГрК РФ юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 ГрК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся в том числе генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В заявлении СПК «Сигма» были поставлены вопросы о внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Митинского сельсовета Кетовского района Курганской области в части дополнения территориальной зоны П2 «Производственная зона» видом разрешенного использования 1.18 «Обеспечение сельскохозяйственного производства –размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства» либо отнесении выделенного участка к зоне сельскохозяйственного использования (СХ6).
Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая в статье 85 Кодекса требование принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, одновременно предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков (абзацы первый и второй пункта 2 указанной статьи 85).
В силу части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
До 04.04.2021 применялся Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержденный Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2021 г. орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
В соответствии ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как следует из ответа Администрации Кетовского района Курганской области от 01.02.2023 № 486, после завершения реорганизационных мероприятий в силу Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2 будет осуществлена подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области.
С учетом вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что административный ответчик по существу уклонился и не рассмотрел указанные выше заявления СПК «Сигма».
Ссылку административного ответчика на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области после завершения реорганизационных мероприятий в связи с принятием указанного выше Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2, суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не может являться правовым основанием, представляющим возможность отсрочить защиту нарушенного права административного истца. Кроме того, указанный Закон вступил в силу и действует с 16.03.2022.
Доводы административного ответчика о том, что от СПК «Сигма» не поступало предложений и замечаний при проведении предыдущих публичных слушаний для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Митинского сельсовета также не свидетельствует о правомерности принятых Администрацией Кетовского муниципального округа вышеупомянутых решений по рассмотрению обращений административного истца.
Ссылка административного истца на то, что при подаче указанных выше заявлений административным истцом не были представлены документы и материалы об отнесении выделенного в рамках инвентаризации земель Митинского сельсовета, проводившейся в сентябре 1998 года, земельного участка площадью 10 га, в том числе 1,16 га под гараж, 0,66 га под склад, являются формальной, поскольку не содержит сведений о том, какие именно документы не представлены.
Ссылка административного ответчика в первоначальном ответе на Закон Курганской области от 30.12.2020 № 140 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и органами государственной власти Курганской области и о внесении изменения в Закон Курганской области «О градостроительной деятельности в Курганской области» подлежит отклонению, поскольку в силу части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
Кроме того, суд отмечает, что не представлено сведений о том, что ранее в результате подготовки Генерального плана и Правил землепользования и застройки Митинского сельсовета была учтена сложившаяся с 1998 года производственная застройка, обеспечивающее сельскохозяйственное производство, а также были учтены изложенные в заявлении СПК «Сигма» обстоятельства и в результате подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области в будущем требования СПК «Сигма» будут удовлетворены административным ответчиком и ведется работе по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования Кетовский муниципальный округ Курганской области.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца о признании незаконным указанного выше решения Администрации Кетовского района Курганской области 01.02.2023 № 486.
Однако, у суда не имеется оснований для удовлетворения требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в отношении заявленного земельного участка, поскольку суд не вправе подменять собой орган, на который в силу закона, возложена обязанность решения данного вопроса, а также с учетом не рассмотрения административным ответчиком по существу требований заявления, игнорировать процедуру принятия таких решений.
При таких обстоятельствах, на Администрацию Кетовского муниципального округа должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление СПК «Сигма» от 23.01.2023.
На основании статьи 187 КАС РФ суд полагает возможным установить административному ответчику для исполнения возлагаемой обязанности срок - в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск сельскохозяйственного производственного кооператива «Сигма» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области от 01.02.2023 № 486 об отказе во внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки Митинского сельсовета в части дополнения территориальной зоны П2 «Производственная зона» видом разрешенного использования «Обеспечение сельскохозяйственного производства» в отношении предоставленного сельскохозяйственному производственному кооперативу «Сигма» земельного участка в <адрес>.
Обязать Администрацию Кетовского муниципального округа Курганской области в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть поданное заявление СПК «Сигма» от 23.01.2023.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2023.
Судья У.А. Аверкина