ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1181/19 от 13.09.2019 Славянского городского суда (Краснодарский край)

УИД: 23RS0045-01-2019-002443-43 К делу №2а-1181/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славянск-на-Кубани 13 сентября 2019 года

Судья Славянского городского суда Краснодарского края Диденко Д.Ю.,

при секретаре Шестопал Н.С.,

с участием:

представителя административного истца Козлова Д.А. - Маликова Э.Р., действующего на основании доверенности от 10 сентября 2019 года,

представителя административного ответчика - отдела ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края - заведующей отделом ЗАГС г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Печеной Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Козлова Д.А. к Отделу ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края об оспаривании решения органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 14 мая 2019 года, №46.02468/14-04/10 и оспаривании незаконных действий органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

Козлов Д.А. обратился в суд с административным иском к Отделу ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края об оспаривании решения органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 14 мая 2019 года, №46.02468/14-04/10 и оспаривании незаконных действий органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края, согласно которому указал, что в феврале 2019 года, он обратился в отдел ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края с заявлением о перемене (изменении) имени - фамилии с Козлова на Шнайдер. 06.02.2019 года, на адрес места регистрации Козлова Д.А. пришло уведомление из отдела ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края (№46.504/19-03-71) о приостановлении рассмотрения заявления о перемене имени (фамилии). Начальник отдела ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края в уведомлении указал, что согласно п.4 ст.60 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» №143-ФЗ от 15.11.1997 года, в случае, если в представленных одновременно с заявлением о перемени имени документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. Козлов Д.А. обратился в Отдел ЗАГС Славянского района Краснодарского края с просьбой пояснить указанную причину приостановления рассмотрения заявления о перемени имени, на что получил ответ, что сведения о месте рождения в паспорте гражданина Российской Федерации, выданного Козлову Д.А. (серия (...), выдан: Отделением в (...)(...), код подразделения 160- 012) и в Свидетельстве о рождении (...) от (...), не соответствуют графы «Место рождения». В связи с этим, Козлов Д.А. обратился в Отдел ЗАГС Славянского района с заявлением о внесении изменений в запись акта гражданского состояния о рождении (...) от 09.04.1982 года, однако, 13 февраля 2019 года, Козлов Д.А. получил извещение №46 00 648/19-06-01 об отказе во внесение изменений в запись акта гражданского состояния о рождении (...) от (...), на основании ст.69 ФЗ «Об актах гражданского состояния №143 - ФЗ от 15.11.1997 года», указав, что нет оснований для внесения изменений, при этом начальник Отдела ЗАГС Славянского района данный отказ никак не аргументировала. На основании этого, Козлов Д.А. был вынужден обратиться в электронной форме с жалобой в Министерство Юстиции Российской Федерации на отказ начальника отдела ЗАГС Славянского района, Краснодарского края в государственной регистрации перемены имени. 05.03.2019 года, Козлов Д.А. получил ответ из Министерства Юстиции Российской Федерации (Минюст России) №12-28757/19, в котором поясняется, что в приложенных заявителем копиях документов, а именно копии свидетельства о рождении и копии Паспорта гражданина Российской Федерации, несоответствий в графах «Место рождения» не выявлено. Поскольку место рождения в свидетельстве о рождении - (...), и в Паспорте гражданина Российской Федерации - (...) указаны в соответствии с действовавшими на момент выдачи документов административно-территориальным делением. Кроме того, в соответствие п.11 Положения о Паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания Паспорта гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года, №828, Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся на основании свидетельства о рождении. По мнению департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, разночтения в графе «Место рождения» (например, (...) и (...), указание на район в графе «Место рождения» в свидетельстве о рождения, записи акта о рождении при отсутствии указания на район в Паспорте гражданина) не являются ошибками (несоответствиями), которые должны исправляться в порядке внесения исправлений и изменений для последующей государственной регистрации перемены имени. В соответствие п.2, 4-5 ст.60 Федерального закона от 15.11.1997 года, №143 -ФЗ «Об актах гражданского состояния», заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления о перемене имени может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния. В случае, если в представленных одновременно с заявлением о перемене имени документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния. В случае необходимости восстановления или изменения записи акта гражданского состояния срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния. В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату. Однако, мотивированной причины отказа Козлов Д.А. так и не получил. В соответствие п.153.2.3. Приказа МВД России от 13.11.2017 года, №851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене Паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 №49154), в реквизите «Место рождения» записи производятся в именительном падеже и с использованием разрешённых сокращений в соответствии с записями, произведёнными в свидетельстве о рождении или Паспорте, подлежащем замене. В реквизите «Место рождения» в отношении граждан, родившихся на территории Российской Федерации, указываются следующие сведения: наименование государства (Российская Федерация либо Россия); город федерального значения - наименование города; другой город - наименование города и субъекта Российской Федерации; остальные населенные пункты - наименование населенного пункта, района, субъекта Российской Федерации. При этом, наименование субъекта РФ определяется в соответствие ст.65 Конституции РФ, а там (...) нет, используется наименование - (...). Согласно п.1 ст.69 Федерального закона от 15.11.1997 года, №143-ФЗ, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Просит суд: признать решение органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 17.05.2019 года, №46.02468/14-04-10 незаконным и обязать административного ответчика внести исправления и изменения в актовую запись (...) от (...), о смене имени (фамилии) административного истца с Козлова на Шнайдер; взыскать в пользу Козлова Д.А. с административного ответчика органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края сумму судебных расходов в размере 24750 рублей на оплату услуг представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Козлова Д.А. - Маликов Э.Р. поддержал заявленные административные исковые требования и просил суд, удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного ответчика по делу - заведующая отделом ЗАГС г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Печеная Т.С. заявленные административные исковые требования не признала и суду пояснила, что административный истец по делу обжалует её разъяснение. В её понимании, решением является тот документ, на котором ставится печать, в котором говорится о том, что они приостанавливают дело, указывают на какой срок и почему, либо они отказывают о внесении изменений, исправлений и указывают куда с этим обратиться гражданину. А письмо от 17.05.2019 года, является разъяснением гражданину, а так как её не вызывали в суд, то она указала, что судебное заседание в суде не состоялось. Просит суд, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствие ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в ч.2 ст.3 Федерального закона от 15.11.1997 года, №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

В ст.1198 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (ст.1195 ГК РФ).

Паспортом административного истца подтверждается, что он является гражданином Российской Федерации.

В соответствие ч.2 ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе переменить своё имя в порядке, установленном законом. В силу положений п.1 данной статьи имя гражданина включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Ст.58 Закона «Об актах гражданского состояния», предусмотрено, что лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество (ч.2. ст.58 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ч.5 ст.58 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Статьёй 59 Закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что заявление о перемене имени подаётся в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. В таком заявлении в числе прочего должны быть указаны причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества. Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.

В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату (ч.5 ст.60 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Как установлено судом, Козлов Д.А. обратился в отдел ЗАГС Славянского района управления ЗАГС Краснодарского края с заявлением о перемене имени (изменить фамилию с Козлов на Шнайдер).

Из письма начальника отдела ЗАГС Печеной Т.С. от 17.05.2019 года, №46.02468/14-04-10, следует, что 06 февраля 2019 года, отделом ЗАГС Славянского района, Краснодарского края, получена актовая запись о рождении (...) от (...), составленная в отношении Козлова Д.А., (...) года рождения, по отделу (...). В документах установлены несоответствия: в актовой записи графа «район» указана (Автозаводский), в свидетельстве о рождении графа есть, но не заполнена, и в Паспорте серии (...) выданном Отделением в (...) в (...)(...), Козлову Д.А. район отсутствует. На личном приёме несоответствия в документах указаны Козлову Д.А. и дело приостановлено. 06.02.2019 года, выдано разъяснение. При обращении Козлова Д.А. 13.02.2019 года, в отдел ЗАГС по вопросу внесения изменений в актовую запись о рождении (...) от (...), составленную отделом (...) было принято заявление и выдано извещение об отказе №46.00648/19-06-01 от 13.02.2019 года, ввиду отсутствия оснований для внесения изменений, которое даёт возможность обращения в суд для решения интересующего вопроса гражданина.

Так же в данном письме Козлову Д.А. разъяснено, что отказ в регистрации перемены имени в отношении Козлова Д.А. не выдавался - дело приостановлено.

Административный истец считает данное письмо неправомерным.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд исходит из того, что Козлову Д.А. отказ в регистрации перемены имени в отношении него не выдавался, а письмом начальника отдела ЗАГС Печеной Т.С. от 17.05.2019 года, №46.02468/14-04-10, разъяснено, что выданное ему извещение №46.00648/19-06-01 от 13.02.2019 года, об отказе внесения изменений в актовую запись о рождении, ввиду отсутствия оснований для внесения изменений согласно ст.69 ФЗ Закона «Об актах гражданского состояния», даёт возможность обращения в суд для решения интересующего его вопроса.

Согласно ч.1 ст.69 ФЗ Закона «Об актах гражданского состояния», внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.

В соответствие ч.4 ст.60 Федерального закона от 15.11.1997 года, №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в случае, если записи актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, утрачены, государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления записей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для восстановления записей актов гражданского состояния.

Согласно ч.1 ст.74 Закона «Об актах гражданского состояния», восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу. В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории Российской Федерации, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.

Основанием для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которого была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния (ч.2 ст.74 Закона «Об актах гражданского состояния»).

В соответствие ч.3, ч.4 Закона «Об актах гражданского состояния», запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдаётся свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что права и свободы заявителя не нарушены, оспариваемое решение совершено административным ответчиком в соответствии с законом и в пределах полномочий органа. Доводы Козлова Д.А. о незаконности решения органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 14 мая 2019 года, №46.02468/14-04/10 необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Поскольку заявленные административным истцом требования об обязании административного ответчика по делу внести исправления и изменения в актовую запись №1863 от 09.04.1982 года, о смене имени (фамилии) административного истца с Козлова на Шнайдер и взыскании в пользу Козлова Д.А. с органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края суммы судебных расходов в размере 24750 рублей на оплату услуг представителя, производны от требований о признании незаконным решения органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 14 мая 2019 года, №46.02468/14-04/10, в отношении которого суд не нашёл оснований для удовлетворения, то и данные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствие ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные Козловым Д.А. административные исковые требования к Отделу ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края об оспаривании решения органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края от 14 мая 2019 года, №46.02468/14-04/10 и оспаривании незаконных действий органа ЗАГС Славянского района Управления ЗАГС Краснодарского края - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Копия верна:

Согласовано: судья Диденко Д.Ю.