Административное дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дмитриев 04 апреля 2016 года
Дмитриевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Мацько О.В.,
с участием административного истца прокурора Дмитриевского района Курской области Перепелицы В.П.,
представителя административного ответчика главы администрации МО «Почепский сельсовет» Дмитриевского района Курской области ФИО1,
при секретаре Чекрыгиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес> незаконным и понуждении к принятию в муниципальную собственность объекта водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит признать незаконными бездействие администрации МО «Почепский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - объекта централизованной системы холодного водоснабжения (водопроводной башни), расположенного по адресу: <адрес>, вблизи МКОУ «<адрес> СОШ» и обязать администрацию муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного бесхозяйного объекта недвижимости. В обоснование своего требования ссылается на то, что на территории МО «Почепский сельсовет» <адрес>, на участке местности, расположенной вблизи МКОУ «<адрес> СОШ» в <адрес>, имеется объект централизованной системы холодного водоснабжения (водонапорная башня), снабжающий население <адрес> питьевой водой, право собственности на который не зарегистрировано. Статус вышеуказанного объекта как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения МО «Почепский сельсовет» <адрес>, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций. Перечисленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц постоянно либо временно проживающих на территории МО «Почепский сельсовет» на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В судебном заседании прокурор <адрес> Перепелица В.П. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика МО «Почепский сельсовет» <адрес> ФИО1 в судебном заседании административный иск прокурора признал, указывая на отсутствие финансовых средств.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно акту осмотра территории МО «Почепский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес>, на участке местности, расположенной вблизи МКОУ «<адрес> СОШ», находится объект централизованной системы холодного водоснабжения (водонапорная башня), снабжающая население <адрес> питьевой водой. Правоустанавливающие документы на водонапорную башню отсутствуют.
Отсутствие регистрации права собственности на водонапорную башню, расположенную по адресу: <адрес>, подтверждается выпиской Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и справками <адрес> филиала <адрес> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»
Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что объект централизованной системы холодного водоснабжения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения непосредственно используется для холодного водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, водонапорная башня не является собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, юридических лиц и граждан, и является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года N 701 (ред. от 16.06.2015), на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года N 701 (ред. от 16.06.2015), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
Согласно пп. 1 п. 2.1 Соглашения о передаче части полномочий муниципального района «<адрес>» по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельских поселений <адрес> администрация района передает администрации сельского поселения осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжение населения.
В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 3 статьи 36 Устава муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес> установлено, что администрация Почепского сельсовета обладает правами юридического лица и по организационно правовой форме является муниципальным казенным учреждением.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что водонапорная башня, расположенная на территории Почепского сельсовета <адрес>, снабжает население муниципального образования питьевой водой, является бесхозяйной и ее бесконтрольное функционирование может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования. Соответственно, административный иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только администрацией МО «Почепский сельсовет» <адрес>, суду, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - объекта централизованной системы холодного водоснабжения (водопроводной башни), расположенного по адресу: <адрес>, вблизи МКОУ «<адрес> СОШ».
Обязать администрацию муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес> в срок до 01 января 2017 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - объекта централизованной системы холодного водоснабжения (водопроводной башни), расположенного по адресу: <адрес>, вблизи МКОУ «<адрес> СОШ».
Обязать администрацию муниципального образования «Почепский сельсовет» <адрес> сообщить в суд и прокурору <адрес> об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: О.В. Мацько