К делу № 2а-3238/2021
Решение
Именем Российской Федерации
«10» февраля 2021 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодар в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 Л,В,, ФИО1 к Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, понуждении к устранению допущенных нарушений,
Установил:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с административным иском к Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным направленное администрацией Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ; понудить администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве, направленного ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. В обоснование иска указано, что им на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 представили в адрес Администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. На представленное уведомление Администрация округа ДД.ММ.ГГГГ выдала уведомление о недопустимости размещения индивидуального жилого дома на земельном участке. Администрация обосновала недопустимость размещения тем, что планируемый объект индивидуального жилищного строительства частично расположены в границе территории общего пользования, в которой строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено. По мнению истцов выданное администрацией округа уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, не соответствует требованиям законодательства и исключающую возможность возведения на участке жилого дома в соответствии с видом разрешенного использования участка, в связи с чем истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
Административные истцы в судебном заседании отсутствовали, хотя были уведомлены о дне, времени и месте слушания дела, от них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Администрации Прикубанского внутригородского округа город Краснодар в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар и одновременно заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
В порядке п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить административные исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из предоставленных материалов, ФИО2, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Административный истец обратился в администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о начале строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Администрацией Прикубанского округа г. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче уведомления о строительстве объекта капитального строительства, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, частично расположен в зоне общественно-деловой зоне, в которой строительство объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Не согласившись с отказом администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара, ФИО2, ФИО1 обратились в суд с административным иском о признании его незаконным.
Судом установлено, что представленные администрацией в дело доказательства, в виде сведений (выкопировки) из генерального плана застройки г. Краснодара, согласно которых спорный участок частично находится в общественно-деловой зоне, противоречат сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД правила землепользования), выданными департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, согласно которых спорный участок в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара.
Также представленные администрацией сведения противоречат Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар и градостроительному плану земельного участка.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: предусмотренные схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, генеральными планами городских округов карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании; правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса РФ, сведения из ИСОГД (правила землепользования) являются сведениями из генерального плана застройки, при этом административный ответчик, одни сведения предоставил административным истцам, на которых территориальная зона соответствует строительству ИЖС (индивидуально жилищное строительство), а другие сведения из генерального плана застройки г. Краснодара предоставил в суд в качестве доказательств, на которых та же территориальная зона отображена уже в другом значении, как частично общественно-деловая зона.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
По сведениям Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ограничений, изменений территориальных зон не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Приобретая земельный участок, и обращаясь с уведомлением о планируемом строительстве, ФИО2, ФИО1 руководствовались данными из ЕГРН, сведениями ИСОГД, Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.Краснодар и градостроительным планом земельного участка.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ года № Департамента недвижимости Минэкономразвития России по рассмотрению обращения по вопросу направления органами местного самоуправления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) в соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-03 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) указано, что в соответствии с пунктами 3, 8 части 1 статьи 32 Закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно пунктам 6, 7, 34 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1532:
в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, установление или изменение границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены правила землепользования и застройки, установлены или изменены границы населенных пунктов;
документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Таким образом, обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в ЕГРН, предусмотренная статьей 32 Закона №218-ФЗ, возложена на органы, принимающие решения, соответственно, в рассматриваемом случае на представительный орган местного самоуправления, принявший решение (акт) об утверждении (изменении) правил землепользования и застройки, генерального плана поселения, городского округа, и соответствующие документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в таком правовом акте, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью представительного органа местного самоуправления, принявшего соответствующее решение (акт).
Однако администрацией муниципального образования г. Краснодар не зарегистрированы изменения об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, установление или изменения границ территориальных зон.
Таким образом, отказ администрации по тем основаниям, что спорный земельный частично относится к общественно-деловой зоне, в которой строительство объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено, противоречат, в частности, статье 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статье 40 Земельного кодекса РФ, статье 56 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административные истцы не обязаны доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
При этом доводы административных истцов о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав ФИО2, ФИО1 установлен судом, что указывает на обоснованность соответствующих требований административных истцов.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.п. 1.1. п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5.1. ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Администрация округа не приняла во внимание правовой режим земельного участка истца и существующий порядок землепользования и фактически исключила возможность использования в дальнейшем земельного участка по назначению, тем самым, нарушила приведенные положения закона и ограничила права землепользователя.
Также администрация округа не обосновала, что использование земельного участка истца в соответствии с видом его разрешенного использования, то есть в целях строительства на нем индивидуального жилого дома, нарушит права и законные интересы граждан и публичные интересы. Не представлено администрацией и сведений о планируемом строительстве на земельном участке социально значимых для населения объектов. В тоже время несоответствие сведений в документах, принятых органами местного самоуправления не должно влечь неблагоприятных последствий для истца, использующего земельный участок по его назначению и не нарушающего нормы действующего законодательства.
При этом, исходя из заявленных административных исковых требований, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что нарушенное право ФИО2, ФИО1 подлежит восстановлению, путем возложения на администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара обязанности повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО2, ФИО1 уведомления о строительстве объекта капитального строительства.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган местного самоуправления обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск ФИО2 Л,В,, ФИО1 к Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, понуждении к устранению допущенных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление администрации Прикубанского округа г. Краснодара о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Прикубанского округа г. Краснодара повторно рассмотреть вопрос о выдаче уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером: №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части заявленных ФИО2, ФИО1 исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –