Дело №а-119/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
20 февраля 2017 года <адрес>
Судья Нижнегорского районного суда Республики Крым Белякова В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Крым к администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении опубликовать решения об установлении публичного сервитута,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец обратился в Нижнегорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении опубликовать решения об установлении публичного сервитута.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка в администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в части соблюдения требований законодательства в сфере земельных отношений при установлении публичного сервитута. Проверкой установлено, что ООО «К-Телеком» обратилось в органы местного самоуправления Новогригорьевского сельского поселения с заявлением об установлении публичного сервитута на земельный участок под объектом связи ООО «К- Телеком», площадью 70 кв.м в границах кадастрового квартала 90:08:140101, определенного картой объекта землеустройства, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения заявления постановлением администрации Новогригорьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена граница зоны с особыми условиями использования территории (зона публичного сервитута) на земельный участок под объектом связи ООО «К- Телеком». Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постановление «Об установлении публичного сервитута» в установленном законом порядке администрацией сельского поселения не опубликовано. Таким образом, в результате бездействия администрации Новогригорьевского сельского поселения постановление об установлении публичного сервитута не опубликовано в средствах массовой информации, тем самым нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на информированность.
На основании вышеизложенного, прокурор просит суд признать бездействие должностных лиц администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, выразившегося в непринятии мер по опубликованию постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении публичного сервитута» - незаконным, обязать администрацию Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в установленном порядке опубликовать постановление администрации Новогригорьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении публичного сервитута» и взыскать судебные расходы с ответчика.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ дело рассматривается судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В ч.2 ст.24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающих его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пользователь информации имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №. 8-ФЗ «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.13 Закона № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг.
В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Также в соответствии с ч.3 указанной нормы публичные сервитуты могут устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым (далее - уполномоченные органы).
Также в соответствии со статьей 2 указанного закона под размещением инженерных сооружений в настоящем Законе понимается деятельность по строительству, эксплуатации, ремонту и реконструкции инженерных сооружений.
Согласно ст.6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» установлено, что лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет в уполномоченный орган заявление об установлении публичного сервитута.
Частью 4 ст.6 указанного закона установлено - уполномоченный орган рассматривает заявление и при отсутствии оснований для отказа в его установлении в двадцатидневный срок с момента поступления указанного заявления принимает решение об установлении публичного сервитута и размещает сведения о принятом решении в официальных печатных средствах массовой информации и на официальных сайтах данных органов в сети Интернет (при их наличии).
Согласно ст. 2 Федерального закон «О средствах массовой информации» от ДД.ММ.ГГГГ№ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видео программа, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, а под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящего в свет не реже одного раза в год.
На территории района имеется общедоступное средство массовой информации - газета «Нижнегорье», в которой возможно опубликовать указанное постановление.
Согласно ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно статьи 77 указанного закона, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Как следует из ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
С учетом изложенного, поскольку бездействие администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц выразившегося в не опубликовании постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> и создает предпосылки для коррупционных проявлений в действиях должностях лиц в условиях «закрытости» для населения информации «Об установлении публичного сервитута», суд считает необходимым требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга удовлетворить и обязать администрацию Пшеничненского сельского поселения <адрес> устранить допущенные нарушения.
В силу ст. 333.36 НК РФ и административный истец, и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, поскольку административный истец прокурор, а административный ответчик – орган местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлине подлежат отнесению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора <адрес> Республики Крым - удовлетворить.
Признать бездействие должностных лиц администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, выразившегося в непринятии мер по опубликованию постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута» – незаконным.
Обязать администрацию Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в установленном порядке опубликовать постановление администрации Новогригорьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута».
Взыскать с администрации Новогригорьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым госпошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей в доход соответствующего бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: