Дело № 2а-120/20
УИД 23RS0037-01-2019-007110-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года город Новороссийск
Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Бокий Н.М.,
при секретаре Персиной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вартанян Ашота Эдвартовича, Терентьева Игоря Валерьевича, Чабак Алексея Георгиевичаоб оспаривании отказа и бездействияоргана государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО4, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа МежрегиональногоТерриториального управления Росимущества в <адрес> и <адрес> (далее – МТУ Росимущества), а также оспаривании бездействия, выразившегося в не предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора без проведения торгов сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов с целью размещения парка, сквера площадью <данные изъяты> кв. м, который расположен в <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в предоставлении указанного земельного участка в аренду, в связи с тем, что на данный земельный участок не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, кроме того, административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения указанного участка на кадастровом плане территории, образовании земельного участка, в связи с тем, что не представлено согласие землепользователей на раздел исходного земельного участка, а также поручение Росимущества.
Считают данный отказ МТУ Росимущества незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный иск предъявлен с соблюдением правил альтернативной территориальной подсудности административных дел об оспаривании решений органов государственной власти, установленных частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В материалы дела представитель административных истцов Зеленков О.В. представил ходатайство об уточнении заявленных исковых требований в части вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Пояснив, что в заявлении, направленном административному ответчику административные истцы просили утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и рассмотреть вопрос о предоставлении образованного указанной схемой земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, сроком на 49 лет,для целей использования согласно градостроительного регламента города Новороссийска, в соответствии с основным видом использования по действующим Правилам землепользования и застройкиг. Новороссийска (Р4 – лесные территории).
Так как основной вид разрешенного использования испрашиваемого образуемого земельного участка в соответствии с утвержденными и действующими в <адрес> землепользования и застройки для указанной территориальной зоны, в которой находится земельный участок, является –«лесные массивы», «велосипедные и прогулочные дорожки», просил обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образовать из земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок с видом разрешенного использования – «велосипедные и прогулочные дорожки».
В судебном заседании представитель административных истцов пояснил, что административный ответчик располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемому земельному участку, является надлежащим ответчиком. Испрашиваемый земельный участок предстоит образовать путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в результате раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в измененных границах, на который право собственности Российской Федерации зарегистрировано, следовательно и собственником вновь образованного земельного участка в силу нормыст. 11.4 Земельного кодекса РФ - является Российская Федерация. На образуемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие третьим лицам, данный факт МТУ Росимущества могло подтвердить актом осмотра земельного участка, либо запросить указанные сведения в Управлении Росреестра по <адрес>.
В пользовании арендаторов ОАО «Оборонэнерго», ПАО «Кубаньэнерго» испрашиваемая часть земельного участкане находится, что подтверждается заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, исходный земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) площадью <данные изъяты> кв.м. на праве аренды находилсячастично, для размещения линий электропередач. Согласно заключения кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ образуемый земельный участок не затрагивает права указанных лиц, в связи с отсутствием на образуемом участке в радиусе 100 метров линий электропередач. Образуемый земельный участок не используется по его целевому назначению, заброшен и не приносит доход государству.
Административные истцы имеют намерение использовать данный земельный участок по целевому назначению, вовлечь его в хозяйственный оборот, платя ежегодно в доход государства арендную плату, установленную в соответствии с действующим земельным законодательством.
Просил суд признать незаконным отказ МТУ Росимущества и бездействие, выразившееся в не предоставлении земельного участка в аренду. Обязать МТУ Росимущества утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образовать земельный участок из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – «велосипедные и прогулочные дорожки», без прав третьих лиц на данный земельный участок, в соответствии с представленной схемой, обеспечить его постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации. Обязать МТУ Росимущества предоставить образованный земельный участок путем заключения договора аренды сроком на 49 лет без торгов.
Административный ответчик, в лице Врио руководителя ФИО8, направил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование письменных возражений указано, чтоМТУ Росимущества решением отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении вновь образованного земельного участка в аренду сроком на 49 лет, поскольку формируемый земельный участок расположен в границах единого землепользования с кадастровым номером №, на которое зарегистрированы обременения в виде аренды в пользу ОАО «Оборонэнерго» и ПАО «Кубаньэнерго».Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения о частях земельного участка. Однако, в противоречие действующему законодательству согласие землепользователей на раздел земельного участка с кадастровым номером №, не представлено.
Административными истцами схема в форме бумажного документа для утверждения в МТУ Росимущества не представлена. Заявление административных истцов в нарушение п. 11 ст. 40.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» не содержит способ образования земельного участка. Таким образом, отказ МТУ Росимущества в утверждении схемы расположения земельного участка, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества по доверенности ФИО9 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Суду пояснил, что административным истцам было отказано на основании того, что на земельный участок право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. Кроме того, административными истцами к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не было предоставлено письменное согласие арендаторов ОАО «Оборонэнерго» и ПАО «Кубаньэнерго» и других пользователей единого землепользования с кадастровым номером №, в связи с чем МТУ Росимущества обоснованно отказало в утверждении данной схемы.
Считает, что в материалах дела имеется порочное заключение эксперта, согласно которого эксперт делает надуманные выводы, не основанные на материалах дела. Эксперт при проведении экспертизы не использовал какие-либо приборы, использовал только материалы дела, не делал запросы и не определил в каком месте находится испрашиваемый земельный участок.
Материалы дела не содержат сведений о наличии объектов недвижимости, находящихся на земельном участке. Эксперт не делает вывод о том, что это земли лесного фонда и руководствовался только материалами дела, которые не содержат никакой информации о том, какие объекты капитального строительства имеются.
Указал, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Считает, что заявленные требования являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Как установлено судом, Российская Федерация является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № (единое землепользование), адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для нужд лесного хозяйства, номер государственной регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4.1.18 Положения о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от 19 декабря 2016 №459, Межрегиональное территориальное управление самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Административный ответчик является территориальным органом государственной власти, уполномоченным от имени Российской Федерации на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 2 статьи 9, статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, пункт 4.1.14 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года № 459).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый административными истцами образуемый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположен в черте населенных пунктов, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы от 23.12.2014 г. №349 (с внесением изменений от 26.03.2019 г. №404) входит в зону Р-4 «Зона лесных территорий». Образование испрашиваемого земельного участка возможно, путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) с сохранением земельного участка в измененных границах.
В соответствии с пунктом 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Следовательно, при разделе земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), право собственности Российской Федерации на испрашиваемый заявителями участок площадью <данные изъяты> кв.м. возникнет в силу закона.
При этом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 ст. 11.4 ЗК РФ образование испрашиваемого земельного участка производится с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
Выслушав объяснения представителя административных истцов и административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает бездействие органа государственной власти не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении соответствующих административных исковых требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца иным способом (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 20 июня 2019 года административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории и просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении образованного указанной схемой земельного участка сроком на 49 лет для целей использования согласно градостроительного регламента города Новороссийска в соответствии с основным и условно разрешенным видом использования по ПЗЗ г. Новороссийска (Р4 – лесные территории), приложив к заявлению схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории.
Согласно ответа административного ответчика исх. №04/11199 от 26.06.2019 административным истцам было отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что: заявителями не было предоставлено согласие землепользователей на раздел земельного участка с кадастровым номером №, схема направлена в форме бумажного документа, а также представлена незаверенная надлежащим образом копия сведений ИСОГД в отношении образуемого земельного участка; не указан способ образования земельного участка. Также указано, что поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет более 10 гектар, решение об образовании земельных участков принимает Росимущество.
Между тем, административным ответчиком при рассмотрении обращения заявителей не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. (пункт 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 ст. 11.10 ЗК РФ). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 ст. 11.10 ЗК РФ)
Отказ административного ответчика об утверждении схемы расположения земельного участка по основанию направлениязаявителями схемы на бумажном носителе, а не в электронном виде, является незаконным, поскольку подготовка схемы расположения земельного участка административными истцами на бумажном носителе произведена в целях образования земельного участка для его предоставления последним без проведения торгов.
Такой способ подготовки заявителями схемы на бумажном носителе соответствует изложенным требованиям земельного законодательства.
Из буквального толкования текста обращения, направленного административному ответчику, следует волеизъявление заявителей на образование земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения участка на кадастровом плане территории и предоставление образованного схемой участка в аренду без проведения торгов, а также на указание цели использования образуемого земельного участка согласно утвержденных Правил землепользования и застройки МО г. Новороссийск.
В соответствии с пунктом 4 ст. 11.2 ЗК РФобразование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. При этом, в силу подпункта 2 пункта 4 ст. 11.2 ЗК РФ такое согласие не требуется в случае образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.В частности, согласно ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам предъявляются следующие требования: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с определением суда по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта №77С от 06 декабря 2019 года установлено, что образование испрашиваемого земельного участка возможно без нарушения требований земельного законодательства в соответствии с представленной схемой. Площадь образуемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., которая согласно копии схемы градостроительного зонирования № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает установленную разрешенную минимальную площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м. На образуемом земельном участке отсутствуют линии электропередач и другие объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Образование испрашиваемого земельного участка возможно, путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23№ с сохранением земельного участка в измененных границах.
Целевое назначение образуемого земельного участка признается целевое назначение согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, а именно, категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – «лесные массивы»; «велосипедные и прогулочные дорожки». Целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка с кадастровым номером № не изменяется.
Экспертом Аксеновым Е.В., имеющим соответствующую квалификацию по специальности исследования объектов землеустройства и земельных участков, в том числе с определением их границ на местности, была исследована, в том числе представленная заявителями административному ответчику схема расположения земельного участка, которой дана надлежащая оценка. Экспертом указан возможный способ образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с представленной схемой, путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № с сохранением земельного участка в измененных границах, при утверждении данной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (стр. 11 заключения).
Из исследовательской части заключения следует, что согласно ст. 43 «Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>», утвержденных решением городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ образуемый земельный участок расположен в черте населенных пунктов в зоне Р-4 «Зона лесных территорий» (стр. 12 заключения). Согласно Справочной информации по объектам недвижимости в режиме online собственником исходного земельного участка с кадастровым номером № является Российская Федерация. Согласно сведениям Публичной кадастровой карты на образуемом земельном участке отсутствуют линии электропередач и другие объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанное экспертное заключению оценивается судом наряду с иными, имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ №73-ФЗ от 31 мая 2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
В соответствии с исследовательской частью заключения эксперт указал, что исследование земельного участка проводилось методом изучения представленных материалов, по поставленным перед экспертом вопросам, с учетом специфики исследуемых объектов и содержания норм действующего законодательства, путем анализа представленных данных, изучения представленной документации, сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Определение места, в котором находится испрашиваемый земельный участок было произведено на основании сведений о характерных точках координат границ образуемого земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка, которую административные истцы направили ответчику для утверждения.
Заключение судебной экспертизы является допустимым доказательством по делу.
Каких либо сомнений в достоверности и объективности выводов в указанной части, изложенных в экспертном заключении, у суда не возникает, доказательств порочности экспертного заключенияадминистративным ответчиком суду представлено.
Также, в ходе судебного заседания не подтвердились доводы представителя административного ответчика о том, что земельный участок никакого отношения к землям населенного пункта не имеет.
Границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, согласно ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отображаются на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах поселений, и отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельный кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 г. земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно имеющейся в материалах дела схемы градостроительного зонирования №6868 от 17 июня 2019 года, подготовленной Управлением Архитектуры и Градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск, исследовательской части и выводов заключения проведенной по делу судебной экспертизы, испрашиваемый земельный участок входит в границы муниципального образования г. Новороссийск. Целевое назначение образуемого земельного участка признается целевое назначение согласно с Правилам землепользования и застройки г. Новороссийск, а именно, категория земель – земли населенных пунктов.
Судом установлено, что испрашиваемый административными истцами земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположен в границах муниципального образования г. Новороссийск, следовательно, подлежит отнесению к землям населенных пунктовв силу закона.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФподготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Выбранный административными истцами вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка «велосипедные и прогулочные дорожки» соответствует основному виду разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, для зоны <данные изъяты>».
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) площадью <данные изъяты> кв.м. включены 199 земельных участков и 30 объектов недвижимости (раздел 1 выписки от ДД.ММ.ГГГГ).
Под единым землепользованием понимается владение и пользование земельным участком, состоящим из нескольких обособленных земельных участков, как единым объектом недвижимости с единым кадастровым номером.
Единое землепользование, предполагает, в частности, что площадь земельного участка, являющегося единым землепользованием, представляет собой сумму площадей обособленных земельных участков, входящих в его состав, что следует из п. 1 письма Минэкономразвития России от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729.
Никаких ограничений к подобным участкам, связанным с их статусом (в т.ч. требований об их разделе), также не существует.
Представитель административного истца суду пояснил, что установить всех пользователей единого землепользования для получения от них письменного согласия, административным истцам не представляется возможным.
Каких либо пересечений указанных объектов единого землепользования с испрашиваемым административными истцами земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. судом установлено не было.
Административным ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что на испрашиваемом истцами земельном участке имеются какие либо объекты недвижимости, зарегистрированные обременения, а также, что участок не может использоваться в соответствии с его назначением.
При этом судом принимается во внимание, к моменту рассмотрения настоящего дела,также окончание срока действия обременения земельного участка с кадастровым номером №, в виде аренды: номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на 2 года в пользу ОАО «Оборонэнерго», то есть установленного до ДД.ММ.ГГГГ и обременения в виде аренды: номер государственной регистрации №4 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на 2 года в пользу ОАО «Оборонэнерго», то есть установленного до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями раздела 2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (единое землепользование) от ДД.ММ.ГГГГ№.
В материалах дела доказательства продления срока действия указанных обременений в пользу ОАО «Оборонэнерго» отсутствуют.
Обременения в виде аренды в пользу ПАО «Кубаньэнерго» судом не установлены, в исследованной выписке из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют. Какие либо доказательства наличия таких обременений в отношении испрашиваемого земельного участка административным ответчиком в суд представлены не были.
Таким образом, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, объективно препятствующих образованию административным ответчиком испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, а также наличия каких либо препятствий для утверждения МТУ Росимущества представленной административными истцами схемы расположения земельного участка.
Довод представителя ответчика о том, что для раздела исходного участка необходимо принятия решенияРосимуществом не может быть основанием для отказа в образовании испрашиваемого земельного участка, так как данное поручение МТУ Росимущества обязано запрашивать самостоятельно у вышестоящего органа, не привлекая заявителя.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ определены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, такие как: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 19 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных ЗК РФ.
Таких оснований, указанных в статье 11.10 ЗК РФ, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также нарушений требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, к образуемым и измененным земельным участкам,в отношении испрашиваемого административными истцами земельного участка, судом, при рассмотрении настоящего дела, установлено не было.
Согласно статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что в результате утверждения схемы расположения земельного участка, образования испрашиваемого земельного участка, будут допущены нарушения установленных требований земельного законодательства, прав третьих лиц.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года (п. 32).
Согласно п. 1 ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» основанием для отказа в утверждении схемы является, в том числе, отсутствие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев, установленных п.4 ст. 11.2 ЗК РФ.
При этом, согласно пункта 4 ст. 11.2 ЗК РФ согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется, в случае образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке (пп. 2 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Испрашиваемый в аренду земельный участок подлежит предоставлению в аренду без проведения торгов в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 2017 года № 166.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд, удовлетворяя административные исковые требования об оспаривании бездействия органа публичной власти, вправе установить способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу указанных правовых норм конкретный способ устранения допущенных нарушений прав определяется судом исходя из характера спорного административного правоотношения.
В целях восстановления права административных истцов на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, суд полагает необходимым установить в качестве основного способа устранения допущенных нарушений прав административных истцов возложение на административного ответчика обязанности заключить с административными истцами договор аренды указанного земельного участка без проведения торгов сроком на 49 (сорок девять) лет.
При таких обстоятельствах бездействие административного ответчика, выражающееся в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, подлежит признанию не соответствующим закону и нарушающим право административного истца на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, в силу чего административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 — 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Вартанян <данные изъяты>, Терентьева <данные изъяты>, Чабак <данные изъяты> – удовлетворить в полном объеме.
Признать не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы административных истцов ФИО1, ФИО4, ФИО3 отказ Межрегионального Территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес> и бездействие, выразившееся в не предоставлении земельного участка в аренду.
Обязать Межрегиональное Территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> утвердить схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории,
образовать земельный участок площадью 18 580 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – «велосипедные и прогулочные дорожки» без прав третьих лиц на данный земельный участок в соответствии с представленной схемой, обеспечить его постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации.
Обязать Межрегиональное Территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> предоставить образованный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду ФИО1, ФИО4, ФИО3 путем заключения договора аренды сроком на 49 (сорок девять) лет без торгов.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н. М. Бокий
решение в окончательной форме изготовлено 07.02.2020 г.