ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1212/2023 от 22.09.2023 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а -1212/2023

УИД: 61RS0021-01-2023-001265-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой О.Г.

при секретаре Кистеревой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыжкова И.С., в лице представителя по доверенности Лыковой Т.В. к Управлению имущественных отношений Администрации Сальского района Ростовской области о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Сальского района Ростовской области от 29 мая 2023 года об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

У С Т А Н О В И Л:

Рыжков И.С., в лице представителя по доверенности Лыковой Т.В., обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Администрации Сальского района Ростовской области о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Сальского района Ростовской области от 29 мая 2023 года об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указывая на то, что 07.12.2021 года по договору купли-продажи недвижимого имущества Рыжков И.С. приобрел нежилые здания:

здание конторы, площадью 112,1 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание бойни, площадью 26,2 кв.м. с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>;

здание мехтока, площадью 259,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

свинарник, площадью 1318,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

здание свинарника, площадью 577,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание конторы, площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

зерносклад для зернофуража, площадью 1790,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

здание склада, площадью 117,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанные строения зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 10.12.2021 года.

Приобретенные истцом строения расположены на земельных участках, находящихся в государственной неразграниченной собственности:

- площадью 1050 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>;

- площадью 2555 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>;

- площадью 14571 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>;

- площадью 73816 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Истец, являясь собственником вышеуказанных зданий, имеет исключительное право на приобретение земельных участков с кадастровыми номерами , ,, в собственность.

В январе 2022 года истец обратился в ООО «Недвижимость» для проведения кадастровых работ по определению местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , , .

31.01.2022 года Рыжков И.С. получил заключение кадастрового инженера, в котором указано что при уточнении координат границ земельных участков с кадастровыми номерами , , имеется пересечение с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером .

Заключением кадастрового инженера установлено наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером . Указанное обстоятельство препятствует внесению в государственный кадастровый учет сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Решением Сальского городского суда Ростовской области от 28.04.2022 года реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером устранена. Из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах угловых точек земельного участка с кадастровым номером исключены.

Однако в период вступления в силу решения Сальского городского суда Ростовской области от 28.04.2022 года, по непонятным для истца причинам, были сняты с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами , , .

Истец, являясь собственником сельхозстроений, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, указанных в договоре купли-продажи от 07.12.2021г., однако для приобретения ему необходимо заново сформировать земельные участки под принадлежащими ему строениями и обратиться за выкупом данных земельных участков в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области.

Кадастровым инженером были подготовлены схемы расположения земельных участков и в последующем направлены на согласование в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области.

29.09.2022г. (исх.) истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 51419 кв.м. по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком . По договору купли-продажи от 07.12.2021г. данный участок был с кадастровым номером .

03.10.2022 г. (исх.) истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1049 кв.м. по адресу: <адрес> рядом с земельным участком . По договору купли-продажи от 07.12.2021г. данный участок был с кадастровым номером .

Истцу было рекомендовано уменьшить площадь участка и обратиться повторно с заявлением о предоставлении земельного участка.

Заключением специалиста «Центр независимой экспертизы Эксперт.ру» от 15.03.2023г. установлено, что пользователем участков (истцом) восстановлены и приведены в удовлетворительное техническое состояние основные здания по содержанию крупного рогатого скота, общая площадь (577,7кв.м.+ 1318,8кв.м.=1896,5 кв.м.) которых превосходит нормируемую (1218кв.м.), что предопределяет перспективное развитие предприятия на имеющейся общей площади 52469 кв.м. (1050кв.м. и 51419 кв.м.) смежных земельных участках, с учетом рекомендаций учебно-методического пособия по дисциплине основ проектирования ветеринарных учреждений и животноводческих объектов . Площадь земельного участка, занятого возведенными объектами, с учетом необходимых проектируемых объектов, составляет более 38% от всей площади земельных участков 1050 кв.м. и 51419 кв.м. необходимых для эксплуатации зданий животноводства и вспомогательных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком , что соответствует и превышает минимальной плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий, согласно Приложения В, СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий, показателей минимальной плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий, равной 38%. Следовательно, вся испрашиваемая площадь земельных участков является соизмеримой и необходимой для использования как самих объектов недвижимости, так и в целом всего участка, для осуществления сельскохозяйственной деятельности по выращиванию и содержанию крупного рогатого скота.

10.05.2023 года истец повторно направил в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области заявление о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

29.05.2023г. (исх.) истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 51419 кв.м. по адресу: <адрес> в кадастровом квартале с условным центром <адрес>, рядом с земельным участком . По договору купли-продажи от 07.12.2021г. данный участок был с кадастровым номером . Данный отказ получен 14.06.2023 года.

При этом утверждена схема предоставления второго земельного участка площадью 1049 кв.м. по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком . По договору купли-продажи от 07.12.2021г. данный участок был с кадастровым номером .

В силу статей 11.2,11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы в соответствии с утвержденной уполномоченным органом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования, предъявляемые к образуемым земельным участкам. Согласно пункту 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым, в частности, относится разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельных участков была связана с образованием участков под объектами, находящимися в собственности истца. В отношении земельного участка площадью 51419 кв.м. (ранее площадь 73816 кв.м.) была исключена часть участка, в связи с тем, что один объект не был передан по договору купли-продажи от 07.12.2021г. На образуемых земельных участках располагаются только объекты недвижимости, участвующие в производственном процессе истца. Границы образуемых участков не являются изломанными, не содержат вклиниваний, вкраплений, чересполосицу.

Из ответов Управления имущественных отношений Сальского района следует, что причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило наличие на земельном участке разрушенных строений. Однако данное обстоятельство, само по себе не свидетельствует о невозможности рационального использования участка, вовлечения данного участка в хозяйственный оборот.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, ими являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Мотивом отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в ее согласовании послужила ссылка ответчика на отсутствие объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке. Однако таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ не содержит.

Право собственности Рыжкова И.О. на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано.

Согласно положениям статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1).

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 ЗК РФ, подпункт 1 пункта 1 которой предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом утверждение схемы расположения земельного участка является необходимым при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, как в собственность обратившегося лица, так и в аренду.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий (статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 124 названного Кодекса административное исковое заявление может содержать самостоятельные требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (пункт 2); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 3).

Согласно пункту 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

На основании вышеизложенного и в соответствии ст. ст. 218-221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истец просил признать незаконным решение Управления имущественных отношений Сальского района Ростовской области от 29 мая 2023 года об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 51419 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком .

Обязать Управление имущественных отношений Сальского района Ростовской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 51419 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком , для предоставления Рыжкову И.С. в собственность без проведения торгов, в следующих координатах:

земельный участок площадью 51419 кв.м.

обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

1

346557,84

2349421,15

3

346654,69

2349681,66

4

346433,34

2349715,16

2

346409,35

2349435,03

1

346557,84

2349421,15

В ходе судебного разбирательства, руководствуясь частью 1 статьи 46 КАС РФ, представитель истца по доверенности Лыкова Т.В. уточнила заявленные требования в связи с допущенной кадастровым инженером технической ошибкой в обозначении координат характерных точек границ земельного участка, просила обязать Управление имущественных отношений Сальского района Ростовской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 51419 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком , для предоставления Рыжкову И.О. в собственность без проведения торгов, в следующих координатах:

земельный участок, площадью 51419 кв.м.

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

X

Y

4

346604,16

2349545,74

1

346691,17

2349779,77

2

346440,70

2349801,23

3

346423,22

2349597,88

5

346421,14

2349572,79

4

346604,16

2349545,74

Административный истец Рыжков И.С. о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ (л.д.197), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности Лыкова Т.В. в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержала, настаивала на удовлетворении требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика по доверенности Молчанова Л.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать, по следующим основаниям.

10.05.2023 года в Управление имущественных отношений Сальского района поступило от истца заявление о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенным по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером , площадью 51419 кв.м.

Согласно приложенному к заявлению истца на образуемом земельном участке расположены здания: с кадастровым , наименование - здание конторы, площадью 117,8 кв. м.; с кадастровым , наименование - здание свинарника, площадью 577,7 кв. м.; с кадастровым , наименование - свинарник, площадью 1318,8 кв. м. В соответствии с СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП П-97-76 Приказом Министерства строительства и жилищно-коммуналъного хозяйства РФ от 14.10.2019 № 620/пр) для расчета необходимой нормы земельного участка под зданием должна быть указана мощность объекта капитального строительства. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительное право на приобретение участка в собственность или в аренду, предусмотренное статьей 39.20 ЗК РФ, реализуется собственником объекта недвижимости только в отношении участка, необходимого для использования такого объекта. Данные правила вытекают из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, предусмотренного подпункта 5 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ.

На основании заявления истца, Управление обратилось с запросом в Отдел архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов исх. от 10.05.2023 ) о предоставлении информации, о соответствии площади вышеуказанного земельного участка, занятого объектом недвижимого имущества предельным размерам земельных участков, установленного градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков, для данного вида объекта и о соответствии вида разрешенного

использования земель. Согласно ответу Главного архитектора Администрации Сальского района (исх. от 17.05.2023 ) было сообщено следующее, что в соответствии с СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП П-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 № 620/пр, п. 30 Приложения «А» «По откорму свиней (с законченным производственным циклом)» минимальный коэффициент застройки по откорму свиней (с законченным производственным циклом) для здания конторы составляет 50 %, для зданий свинарников составляет 35%, соответственно площадь нормы отвода земельного участка составляет 5654,2 кв.м.

А также по факту выезда сотрудников Управления на земельный участок где расположена собственность истца, было установлено, что сооружения с кадастровыми номерами , указанные в заявлении истца - отсутствуют. В результате осмотра было выявлено, что данный земельный участок (в заявленных размерах) будет ограничивать доступ, проход или проезд к зданию (сооружению), расположенному на смежном земельном участке. Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ формируемый земельный участок приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Согласно сообщению, приложенному к заявлению истца на образуемом земельном участке расположено здание: с кадастровым номером , наименование - здание конторы, площадью 117,8 кв. м. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительное право на приобретение участка в собственность или в аренду, предусмотренное статьей 39.20 ЗК РФ, реализуется собственником объекта недвижимости только в отношении участка, необходимого для использования такого объекта. Данные правила вытекают из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, предусмотренного подпункта 5 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ. Исходя из судебной практики, отраженной: в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 1152/14 следует, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этимобъектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-594, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества; как отмечено Конституционным судом Российской Федерации в определении от 27.01.2022 г. № 75-О - определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом земельном участке здания или сооружения.

На основании законодательства РФ в данной сфере и перечисленной выше судебной практике, следует, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет; площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества; определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом земельном участке здания или сооружения.

На основании вышеуказанного и руководствуясь пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, по адресу: <адрес>, с земельным участком с кадастровым номером , площадью 51419 кв.м, Управлением имущественных отношений Сальского района было отказано (исх. от 29.05.2023 ). А также истцу было рекомендовано подготовить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под зданиями, фактически используемыми на формируемом земельном участке и обратиться с соответствующими заявлениями о предоставлении земельных участков повторно.

Таким образом, Управление законно отказало истцу в удовлетворении его заявления. Так как истец ошибочный сделал вывод о возможности формирования земельного участка на котором расположены здания истца принадлежащие ему на праве собственности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу ст. 226 п. 6 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, заслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, огласив письменные объяснения административного ответчика, судом установлено следующее.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.п.8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно данной статье КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, что 07.12.2021 года между Абдурашидовым А.Д., в лице представителя Абдурашидова Х.А. «продавец» и Рыжковым И.С. «покупатель» заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал и передал покупателю, а покупатель купил и оплатил продавцу по праву собственности нежилые здания:

здание конторы, площадью 112,1 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание бойни, площадью 26,2 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание мехтока, площадью 259,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

свинарник, площадью 1318,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

здание свинарника, площадью 577,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание конторы, площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

зерносклад для зернофуража, площадью 1790,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

здание склада, площадью 117,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанные строения зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 10.12.2021 года (л.д.15-17).

Согласно Выпискам из ЕГРН от 13.12.2021г. право собственности на здание конторы площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, строение б/н; здание свинарника, площадью 1318,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; здание свинарника, площадью 577,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, строение б/н; здание бойни, площадью 26,2 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, строение б/н зарегистрировано за Рыжковым И.С. на основании договора купли-продажи от 07.12.2021г. (л.д.18,19,20,21).

Истец, являясь собственником вышеуказанных зданий имеет исключительное право на приобретение земельных участков с кадастровыми номерами , ,, в собственность.

Для проведения кадастровых работ по определению местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , , . истец обратился в ООО «Недвижимость».

Согласно заключению кадастрового инженера от 31.01.2022 года, при уточнении координат границ земельных участков с кадастровыми номерами , , имеется пересечение с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером . Установлено наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером . Указанное обстоятельство препятствует внесению в государственный кадастровый учет сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Решением Сальского городского суда Ростовской области от 28.04.2022 года реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером устранена. Из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах угловых точек земельного участка с кадастровым номером исключены (л.д.30-35).

Обращаясь с настоящими требованиями, административный истец указывает на то, что в период вступления в силу решения Сальского городского суда Ростовской области от 28.04.2022 года, земельные участки с кадастровыми номерами , , были сняты с кадастрового учета.

Истец, являясь собственником сельхозстроений имеет исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, указанных в договоре купли-продажи от 07.12.2021г., однако для приобретения ему необходимо заново сформировать земельные участки под принадлежащими ему строениями и обратиться за выкупом данных земельных участков в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области.

Кадастровым инженером были подготовлены схемы расположения земельных участков и в последующем направлены на согласование в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области.

Управлением имущественных отношений Администрации Сальского района 29.09.2022г. исх. истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 51419 кв.м. по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком (л.д.37).

Управлением имущественных отношений Администрации Сальского района 03.10.2022 г. исх. истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1049 кв.м. по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком (л.д.36).

Истцу было рекомендовано уменьшить площадь участка и обратиться повторно с заявлением о предоставлении земельного участка.

Заключением специалиста «Центр независимой экспертизы Эксперт.ру» от 15.03.2023г. установлено, что пользователем участков (истцом) восстановлены и приведены в удовлетворительное техническое состояние основные здания по содержанию крупного рогатого скота, общая площадь (577,7кв.м.+ 1318,8кв.м.=1896,5 кв.м.) которых превосходит нормируемую (1218 кв.м.), что предопределяет перспективное развитие предприятия на имеющейся общей площади 52469 кв.м. (1050кв.м. и 51419 кв.м.) смежных земельных участках, с учетом рекомендаций учебно-методического пособия по дисциплине основ проектирования ветеринарных учреждений и животноводческих объектов . Площадь земельного участка, занятого возведенными объектами, с учетом необходимых проектируемых объектов, составляет более 38% от всей площади земельных участков 1050 кв.м. и 51419 кв.м. необходимых для эксплуатации зданий животноводства и вспомогательных объектов, расположенных по адресу: <адрес> рядом с земельным участком , что соответствует и превышает минимальной плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий, согласно Приложения В, СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий, показателей минимальной плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий, равной 38%. Следовательно, вся испрашиваемая площадь земельных участков является соизмеримой и необходимой для использования как самих объектов недвижимости, так и в целом всего участка, для осуществления сельскохозяйственной деятельности по выращиванию и содержанию крупного рогатого скота (л.д.39-79).

10.05.2023 года истец повторно направил в Управление имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области заявление о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Управлением имущественных отношений Администрации Сальского района, 29.05.2023г. исх. истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 51419 кв.м. по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком . По договору купли-продажи от 07.12.2021г. данный участок был с кадастровым номером . Предложено подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под зданиями, фактически используемыми на формируемом земельном участке и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка повторно (л.д.13-14).

Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 ЗК РФ).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено упомянутым Кодексом (пункта 13 ЗК РФ).

В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Как следует из письма главного архитектора Администрации Сальского района Ростовской области от 17.05.2023 года, формируемый земельный участок должен иметь вид разрешенного использования земельного участка – «Свиноводство», который соответствует фактически расположенным на нем объектам недвижимого имущества (здание конторы, площадью 117,8 кв.м., с кадастровым номером: ; здание свинарника, площадью 577,7 кв.м., с кадастровым номером: ; свинарник, площадью 1318,8 кв.м, с кадастровым номером: . В соответствии со СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 года № 620/пр, п.30 Приложения «А» «По откорму свиней (с законченным производственным циклом)» минимальный коэффициент застройки по откорму свиней (с законченным производственным циклом) для здания конторы составляет 50%, для зданий свинарников составляет 35%, соответственно площадь нормы отвода земельного участка составляет 5654, 2 кв.м. (л.д.84).

Согласно акту обследования земельного участка от 12 сентября 2023 года по адресу: <адрес>, проведено комиссионное обследование земельного участка с условным обозначением: , в результате обследования земельного участка путем визуального осмотра, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с условным номером: , фактически расположены два капитальных объекта недвижимости: 1. объект недвижимости (контора) с кадастровым номером: , площадью 117,8 кв.м. Материал стен: кирпич, крыша – металлопрофиль; 2. объект недвижимости (здание свинарника) с кадастровым номером: , площадью 1318,8 кв., материал стен – бетонные плиты, крыша – шифер, производится разведение КРС. В непосредственной близости от здания свинарника (ориентировочно 50 м) расположены остатки иного разрушенного объекта недвижимости. Иных объектов капитального строительства на осматриваемом земельном участке не имеется (л.д.141, 142).

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа без проведения торгов, администрация Сальского района ссылается на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Гражданский кодекс Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вместе с тем, остатки иного разрушенного объекта недвижимости, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов. Наличие на спорном участке принадлежащего административному истцу на праве собственности и зарегистрированного в установленном порядке указанного иного разрушенного объекта недвижимости в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предполагает его право на приобретение в собственность данного участка без проведения торгов.

Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что остатки разрушенного объекта в отличие от зданий, строений, сооружений не могут быть использованы по назначению до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность. Право на приобретение в собственность земельного участка собственник разрушенного объекта приобретает только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, в связи с чем обращение административного истца с указанным заявлением о предоставлении в собственность земельного участка является преждевременным.

Как следует из материалов дела, административный истец указывает, что оспариваемый отказ противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, однако, данный довод не принимается судом, поскольку полностью опровергается материалами дела.

Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оспариваемый отказ Управления имущественных отношений Сальского района Ростовской области от 29 мая 2023 года об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 51419 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, рядом с земельным участком , вынесен без нарушения установленного порядка, соответствует требованиям закона, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыжкова И.С. к Управлению имущественных отношений Администрации Сальского района Ростовской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца.

Председательствующий О.Г. Попова

Мотивированное решение изготовлено в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 177 КАС РФ – 04 октября 2023 года.