Дело № 2а-121/2024(2а-1455/2023)
УИД 83RS0001-01-2023-001397-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 22 января 2024 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Емельянова Романа Александровича к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, о возложении обязанности принять решение по заявлению,
У С Т А Н О В И Л:
Емельянов Р.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, о возложении обязанности принять решение по заявлению.
В обоснование требований истцом указано, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, №, категория земель–земли населенных пунктов, вид разрешенного использования–для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Емельяновым Р.А. посредством портала «Госуслуги» в адрес прокуратуры г. Краснодара было направлено обращение об инициировании установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № с целью возможности всем жителям кадастрового квартала № беспрепятственно проходить и проезжать к своим домам и участкам. Посредством электронной почты в адрес истца поступило письмо из Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 12.07.2023, в котором сообщалось, что в соответствии с положениями статьи 39.40 Земельного Кодекса РФ Емельянов Р.А. не является надлежащим лицом, имеющим право ходатайствовать об установлении публичного сервитута. Полагая довод Департамента необоснованным, Емельянов Р.А., в адрес Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар посредством официальной электронной почты 11.08.2023 направил заявление об установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № для прохода или проезда через них, в том числе и в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Поскольку ответ не дан, полагает, что его заявление не было рассмотрено.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не принятии решения по его заявлению от 11.08.2023 об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами №, в том числе и в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, а также в порядке восстановления нарушенного права заявителя обязать Департамент принять решение по его заявлению от 11.08.2023 об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами №, №, в том числе и в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Административный истец, его представитель в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представив возражения в письменном виде, в которых просят отказать в удовлетворении исковых требования, поскольку ответ дан административному истцу как на обращение в установленной форме и уполномоченным должностным лицом, а также истцу разъяснено, что предоставлении муниципальной услуги «об установлении публичного сервитута» в случаях, определенных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 Земельного Кодекса РФ осуществляется в установленном соответствующим регламентом.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ст.227 КАС РФ).
Судом установлено, что Емельянову Роману Александровичу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, категория земель–земли населенных пунктов, вид разрешенного использования–для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>.
11 августа 2023 г. Емельяновым Р.А. в адрес Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар посредством официальной электронной почты 11.08.2023 направлено заявление об установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № для прохода или проезда через них, в том числе и в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Не получив, в установленный законом срок, ответа, Емельянов Р.А. обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что обращение Емельянова Р.М. от 11.08.2023 Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар рассмотрено, и ответ на обращение было отправлено посредством почтовой связи только 28.12.2023 № 38483/26(трек номера почтового отправления 80085892084358).
Из содержания данного ответа первого заместителя директора Департамента следует, что предоставление муниципальной услуги «об установлении публичного сервитута» в случаях, определенных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 Земельного Кодекса РФ осуществляется в установленном соответствующим регламентом (утвержден постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.09.2021 № 418); указанным регламентом утверждена форма ходатайства об установлении публичного сервитута, а также прилагаемый к нему перечень документов, которые необходимы для предоставления муниципальной услуги. Разъяснено право обратиться с соответствующим ходатайством и приложением пакета документов, отвечающих требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут без изъятия земельного участка.
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным Кодексом РФ. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. В частности, согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17 сентября 2021 г. № 4186 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в случаях, определённых подпунктами 1) - 7) пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации» утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в случаях, определённых подпунктами 1) - 7) пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации».
Пункт 1 подраздела 1.1 административного регламента гласит, что предоставление администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в случаях, определённых подпунктами 1) - 7) пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Регламент) определяет стандарты, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) по предоставлению администрацией муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) муниципальной услуги «Установлении публичного сервитута в случаях, определённых подпунктами 1) - 7) пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - муниципальная услуга).
Пунктом 2 подраздела 1.1 Регламента публичный сервитут устанавливается, в том числе и прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Пунктом 18 подраздела II.VI регламента установлено, что для получения муниципальной услуги заявитель представляет: 1) заявление (форма заявления приведена в приложении 1 к настоящему Регламенту, образец заполнения заявления - в приложении 2 к настоящему Регламенту). Заявление должно содержать следующие сведения: контактный номер телефона, фамилию, имя, отчество заявителя, наименование и реквизиты юридического лица; описание границ Публичного сервитута; местонахождение или адресный ориентир земель и (или) земельного участка, который предлагается обременить Публичным сервитутом; площадь устанавливаемого Публичного сервитута; цель установления Публичного сервитута (из оснований, установленных в пункте 2 подраздела I.I раздела I настоящего Регламента); срок действия Публичного сервитута; кадастровый номер (при наличии) земельного участка, в отношении которого предлагается установить Публичный сервитут. В случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 2 подраздела I.I раздела I настоящего Регламента, в заявлении должна быть указана информация об объектах (межевые знаки, геодезические пункты государственных геодезических сетей, гравиметрические пункты, нивелирные пункты и подъезды к ним), для размещения которых подано заявление, в том числе индивидуальные характеристики, позволяющие идентифицировать объект; 2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя либо личность представителя заявителя; 3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя; 4) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах Публичного сервитута в виде графического описания местоположения границ Публичного сервитута, содержащего перечень координат характерных точек границ Публичного сервитута в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, оформленные в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 541; 5) обоснование необходимости установления Публичного сервитута.
Истцом не соблюден порядок подачи муниципальной услуги об установлении сервитута, а именно заявление подано не по форме как указано в приложении 1 к вышеназванному Регламенту и к заявлению не приложен пакет документов как указано в приложении 2 к вышеназванному Регламенту. как указано в приложении 1 к вышеназванному Регламенту как указано в приложении 1 к вышеназванному Регламенту.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например, событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
С учетом вышеизложенного, суд исходит из отсутствия факта незаконного бездействия со стороны административного ответчика, поскольку обращение заявителя от 11.08.2023 рассмотрено и дан ответ, рассмотрение обращения от 11.08.2023 произведено уполномоченным должностным лицом (первым заместителем директора Департамента), содержит ответы по существу поставленных в обращении вопросов, разъяснен порядок подачи ходатайства об установлении публичного сервитута, и приложением пакета документов, отвечающих требованиям действующего законодательства.
Таким образом, судом нарушений прав административного истца, требующих защиты в судебном порядке, не установлено.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска, по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска Емельянова Р.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Емельянова Романа Александровича к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, о возложении обязанности принять решение по заявлению, – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2024 года.
<данные изъяты>