Дело № 2а-1222/2022
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кандалакша 27 сентября 2022 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Нагаюк О.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителей административных ответчиков МО МВД России «Кандалакшский», Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации – ФИО2, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда с организацией видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-23 административное дело по административному иску ФИО1 к МО МВД России «Кандалакшский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «Кандалакшский», УМВД России по Мурманской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Мурманской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, мотивируя свои требования следующим. он был задержан сотрудниками полиции и помещен в ИВС Кандалакшского ГОВД, где пробыл 14 суток, после чего этапирован в СИЗО-2 г. Апатиты. В снова доставлен в ИВС Кандалакшского ГОВД на 14 суток, после приговора отправлен в СИЗО-2. Наказание отбывал в воспитательной колонии, а после 18 лет – в ИК-20 УФСИН России по Мурманской области. В году примерно в мае-июле в период следственных действий содержался в ИВС примерно 15 суток, после чего вновь был направлен в ИК-20. Освободился в году. Всего за гг. провел в ИВС около 43 суток, при этом условия в ИВС унижали его человеческое достоинство, являлись пыткой. В камерах отсутствовали индивидуальные спальные места, была одна сплошная нара на всех; в душевой не было горячей воды (поэтому он не мылся); матрацы, а также постельное белье, полотенца не выдавали; не было скамеек и стола для приема пищи, шкафа для хранения индивидуальных предметов и продуктов; санузел без соблюдения требований приватности, отсутствовали полки для туалетных принадлежностей; не было кнопки для вызова дежурного; отсутствовал дневной свет, светила одна лампочка, замурованная в стену и закрытая железным щитом с дырочками; не было вентиляции; тазы для гигиенических целей не выдавались, как и уборочный инвентарь; были только мрак, духота, вонь, грязь и страх. Кроме того, не выводили на прогулки ввиду отсутствия прогулочного дворика, комнаты для свиданий тоже не было. На основании изложенного просит признать нарушения условий содержания в ИВС и взыскать с ответчиков компенсацию в размере 300 000 руб., восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском.
Определением суда от к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
ФИО1 принимал участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-23, поддержал заявленные требования частично, пояснил, что комнату для свиданий и уборочный инвентарь указал ошибочно, в данной части иск не поддерживает.
Представитель МО МВД России «Кандалакшский» ФИО4, представитель Управления МВД России по Мурманской области, МВД Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании возражали против иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах на административный иск.
Представители Управления Федерального казначейства в судебном заседании участи не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили возражения на административный иск, в котором просили отказать в удовлетворении иска.
Суд, заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, уголовных дел , , , , , приходит к следующему.
В силу положений статьи 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» и части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина согласно статье 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
15.07.1995 принят Федеральный закон № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту - Федеральный закон № 103-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 9 Федерального закона № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведённые из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 Федерального закона № 103-ФЗ. К ним относятся, в том числе, право на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Положениями статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ (в ред. от 21.07.1998) установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Согласно положениям указанной статьи в редакции от 22.08.2004 (действовала с 01.01.2005) подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Порядок деятельности изоляторов временного содержания органов внутренних дел в целях обеспечения режима содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений установлен Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждёнными Приказом МВД России 26.01.1996 № 41, действовавшими в спорный период 2003, 2005 гг. (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка).
Согласно пункту 3.2 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС оборудуются столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком, урной для мусора. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В силу пункта 6.1 Правил внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Таким образом, учитывая вышеуказанные правовые нормы, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, в спорный период 2003, 2005 гг. имели право на индивидуальное спальное место, постельные принадлежности и полотенца, помывку в душе не реже одного раза в неделю, ежедневную прогулку; камера ИВС должна была быть оборудована приточной и/или вытяжной вентиляцией, санитарным узлом с элементами приватности, столом и скамейками по лимиту мест в камере, полкой для туалетных принадлежностей, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, закреплено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет в том числе нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).
В судебном заседании установлено, и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что в спорные периоды в . в Кандалакшском ГОВД (правопреемником является МО МВД России «Кандалакшский») имелось структурное подразделение – изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее по тексту – ИВС).
Приказом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области от 02.08.2017 № 1391 в соответствии с требованиями приказа МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» утверждено Положение о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кандалакшский».
В силу пункта 2 Положения, МО МВД России «Кандалакшский» является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, на которое распространяется действие настоящего Положения.
Согласно подпункту 21 пункта 10, подпункта 4 пункта 11 Положения, МО МВД России «Кандалакшский» обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в целях реализации указанных полномочий осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за МО МВД России «Кандалакшский».
Положением об изоляторе временного содержания МО МВД России «Кандалакшский», являющимся приложением к приказу МО МВД России «Кандалакшский» от 28.06.2021 № 317, установлено, что изолятор временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Кандалакшский» является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в режиме изоляции и раздельного размещения, осуществление надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, сокрыть вещественные доказательства, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью. К задачам ИВС относится, в том числе, обеспечение проведения процессуальных действий с участием подозреваемых и обвиняемых в ИВС, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых при проведении с ними процессуальных действий за пределами ИВС.
При таких обстоятельствах, ИВС МО МВД России «Кандалакшский» является структурным подразделением МО МВД России «Кандалакшский», финансирование которого осуществляется за счёт средств федерального бюджета по смете МВД России, при этом УМВД России по Мурманской области, как территориальный орган МВД РФ, является получателем бюджетных средств от их главного распорядителя - МВД России.
Министерство внутренних дел РФ и МО МВД России «Кандалакшский», как территориальный орган внутренних дел, несут обязанность по организации и обеспечению, в том числе в части финансирования, надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, в ИВС МО МВД России «Кандалакшский».
В судебном заседании установлено, что ФИО1 неоднократно судимый, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области по приговору Пушкинского районного суда от , которым он осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы.
В обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИВС ФИО1 указал, что с момента взятия под стражу в неоднократно содержался в ИВС Кандалакшского ГОВД, а также содержался в ИВС г. Кандалакши в 2005 году. Согласно информации МО МВД России «Кандалакшский» в настоящее время учреждение не имеет никаких данных о содержании административного истца в ИВС в заявленные им периоды. Соответствующие документы уничтожены за истечением срока их хранения. Представить сведения об условиях и периодах содержания ФИО1 в ИВС в 2003, 2005 гг. не представляется возможным в связи с истечением сроков хранения документов.
Из ответа ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от 12.09.2022 следует, что предоставить сведения из материалов личного дела осужденного ФИО1, отбывающего срок уголовного наказания, не представляется возможным, так как личное дело осужденного заведено .
Согласно информации прокуратуры г. Кандалакша от 26.09.2022, предоставить сведения об обращениях ФИО1 на условия содержания в ИВС МО МВД России «Кандалакшский», надзорные производства и иные документы по вопросу содержания в ИВС в 2003-2005 гг. не представляется возможным. Срок хранения надзорных производств по обращению граждан, а также номенклатурных дел с актами проверок ИВС составляет 5 лет.
Проверяя период и срок содержания ФИО1 в ИВС Кандалакшского ГОВД, судом исследованы материалы уголовных дел , , , , , из которых установлено следующее:
согласно справке по уголовному делу (приложение к обвинительному заключению) в порядке статьи 91 УПК РФ никто не задерживался;
приговором Кандалакшского городского суда от ФИО1 осужден по
согласно справке по уголовному делу (приложение к обвинительному заключению) ФИО1 избрана мера пресечения в виде присмотра со стороны родителя;
приговором Кандалакшского городского суда от ФИО1 осужден по
согласно справке по уголовному делу (приложение к обвинительному заключению) ФИО1 задержан в порядке статьи 91 УПК РФ , освобожден из ИВС Кандалакшского ГОВД ;
приговором Кандалакшского городского суда от ФИО1 осужден
постановлением судьи Кандалакшского городского суда от ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
согласно конвоировке от ФИО1 доставлялся из СИЗО-2 в суд и участвовал в судебном заседании и ;
приговором Кандалакшского городского суда от ФИО1 осужден по лишения свободы. Срок наказания исчислять с , зачесть с срок отбывания наказания время содержания под стражей с по , а также с по ;
приговором Кандалакшского городского суда от ФИО1 осужден по условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Приговор от исполнять самостоятельно. В случае отмены условного осуждения зачесть в срок наказания время содержания под стражей с по .
Таким образом, за рассматриваемый период ФИО1 мог содержаться в ИВС г. Кандалакши не менее 4 раз: с по (3 суток), с по (3 суток), (1 сутки), с по (3 суток). Всего 10 суток. Факт нахождения истца в ИВС в указанные периоды суд полагает установленным.
Бесспорных доказательств нахождения ФИО1 в ИВС в иные периоды сторонами суду не представлено, судом не добыто.
Иных документов, подтверждающих даты и периоды нахождения ФИО1 в ИВС г. Кандалакши в материалах вышеуказанных уголовных дел и настоящего дела не имеется, суду не представлено. Конвоировки и постановления следователя и суда о его доставлении в ИВС из следственного изолятора для проведения следственных действий и участия в судебных заседаниях в уголовных делах отсутствуют, соответствующие журналы ИВС МО МВД России «Кандалакшский», фиксирующие даты нахождения в ИВС, уничтожены по истечении сроков хранения.
Судом установлено, что Кандалакшский ГОВД Мурманской области, МО МВД России «Кандалакшский» располагается в отдельно стоящем трехэтажном здании под № 8 по улице Пронина, в городе Кандалакша Мурманской области.
Административный истец указывает, что в периоды нахождения в ИВС в камерах было недостаточно света, отсутствовала вентиляция, отсутствовал санузел с элементами приватности, не было индивидуального спального места, не выдавались постельные принадлежности и белье, в душевой не было горячей воды, не было полок для туалетных принадлежностей, столов, скамеек, шкафов, не выводили на прогулку.
Судом установлено, что решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от по делу удовлетворены исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по городу Кандалакша с подведомственной территорией, УВД по Мурманской области, МВД Российской Федерации. МВД РФ и УВД по Мурманской области обязан обеспечить финансирование ОВД по г. Кандалакша с подведомственной территорией в объеме, необходимом для создания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Кандалакшского ГОВД бытовых условий, отвечающим требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения указанного дела судом установлено, что прокуратурой г. Кандалакша в 2006 году была проведена проверка исполнения Кандалакшским ГОВД Правил внутреннего распорядка ИВС и установлено, что лица, содержащиеся в ИВС в том числе не обеспечиваются для индивидуального пользования индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, пастельным бельём, полотенцем. Камеры ИВС не оборудованы нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камерах, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых правил приватности, полкой для туалетных принадлежностей, радиоприемником; кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей, стирки одежды. В душевой комнате ОВС отсутствует горячее водоснабжение.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что в связи с вышеуказанными нарушениями прав подозреваемых и обвиняемых прокурором г. Кандалакша в адрес начальника ОВД г. Кандалакша вносилось представление об их устранении, однако на момент постановления решения – условия содержания лиц в ИВС не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Ввиду установления судом фактов нарушений содержания лиц в ИВС Кандалакшского ГОВД судом постановлено вышеприведенное решение, которым на ОВД по г. Кандалакша с подведомственной территорией возложены обязанности в срок до :
- обеспечить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Кандалакшского ГОВД, для индивидуального пользования индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем;
- оборудовать камеры ИВС Кандалакшского ГОВД индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками о лимиту мест в камерах, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, детскими кроватями в камерах, где содержаться женщины с детьми, тазами для гигиенических целей и стирки одежды;
- обеспечить бесперебойное снабжение горячей водой душевой комнаты ИВС Кандалакшского ГОВД.
Определением Кандалакшского городского суда Мурманской области от по гражданскому делу прекращено производство по иску прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к ОВД Кандалакшскому району, УВД Мурманской области о возложении обязанности обеспечения финансирования ОВД по Кандалакшскому району в объёме, необходимом для создания условий для реализации лицами, содержавшимися в ИВС, права на ежедневную прогулку, обязании ОВД по Кандалакшскому району в срок до обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС, права на ежедневную прогулку в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение прав лиц, содержащихся в ИВС Кандалакшского ГОВД, в том числе в заявленный ФИО1 период, на ежедневную прогулку. Также указанными доказательствами подтверждаются показания административного истца в части отсутствия в спорный период в камерах ИВС индивидуальных спальных мест, постельных принадлежностей и белья, вентиляции, столов и скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санузла с соблюдением необходимых требований приватности, полки для туалетных принадлежностей, кнопки для вызова дежурного, светильников дневного и ночного освещения закрытого типа.
Разрешая требования ФИО1, оценив представленные в дело доказательства, проанализировав положения Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, Правила внутреннего распорядка, суд приходит к выводу о доказанности нарушений условий содержания ФИО1 в изоляторе временного содержания, вследствие чего он имеет право на компенсацию.
Факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение прав административного истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающий уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, свидетельствует о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 КАС РФ оснований для частичного удовлетворения административного иска и удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания.
В качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).
Отказ в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, может фактически повлечь отказ в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого бездействия.
Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.
В силу части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства ФИО1 указал, что обратился в суд с данным административным исковым заявлением сразу же, как только ему стало известно о возможности судебной защиты своего нарушенного права.
Принимая решение о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска суд учитывает, что ФИО1 был освобожден по отбытии наказания по приговору от ; осужден по ч. 1 ст. 166 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно, осужден по лишения свободы; осужден по годам лишения свободы. По настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.
Из пояснений административного истца следует, что ранее он не знал о возможности обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.
Принимая во внимание факт длительного нахождения ФИО1 в условиях изоляции от общества и отсутствия возможности своевременно получать информацию, в том числе знакомиться с нормативно-правовыми актами, учитывая длительность пребывания в местах лишения свободы, незначительные временные промежутки нахождения на свободе, отсутствие юридического образования, суд полагает возможным в порядке, предусмотренном части 6 статьи 219 КАС РФ, признать причины пропуска срока уважительными и восстановить административному истцу указанный срок.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что необеспечение надлежащих условий содержания в местах лишения свободы требованиям законодательства, достигающее минимального уровня тяжести, подлежит оценке как нарушение положений статьи 3 Конвенции о защите прав человека. При этом ненадлежащее обращение, которое достигает такого минимального уровня тяжести, обычно предполагает фактическое причинение значительных физических или психических страданий. Однако, даже при отсутствии вышеперечисленного, в случаях, когда обращение унижает или оскорбляет человека, проявляется неуважение к нему и его человеческому достоинству, или вызывает у человека чувство страха, страдания или собственной неполноценности, способное сломить моральное и физическое сопротивление личности, оно может быть охарактеризовано как «унижающее достоинство» и также подпадать по действие запрета, содержащегося в статье 3 Конвенции.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом установлен факт содержания административного истца в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» в условиях, не соответствующих требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка в части отсутствия в камерах вентиляции, санузла, стола, лавок, шкафа, индивидуального спального места, постельного белья, отсутствие душевых, дворика для прогулок, суд полагает, что требования ФИО1 об установлении факта нарушения его прав ненадлежащими условиями содержания в ИВС и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в ИВС МО МВД России «Кандалакшский», суд принимает во внимание характер и степень нарушения условий содержания административного истца под стражей, длительность времени пребывания в камере ИВС, степень причиненных административному истцу установленными нарушениями страданий, отсутствие доказательств наступления неблагоприятных последствий вследствие установленных нарушений, а также требования разумности, соразмерности и справедливости, и присуждает ее в размере 5000 руб.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).
Согласно подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, действующего в настоящее время, предусмотрено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности за счет средств казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 пропущенный процессуальный срок на обращение с административным иском о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания.
Признать установленным факт нарушения условий содержания ФИО1 в изоляторе временного содержания МО МВД России «Кандалакшский».
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО3 компенсацию за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания в размере 5000 руб.
Во взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания в сумме свыше 5000 руб. ФИО1 отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич