ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1231/20 от 30.09.2020 Учалинского районного суда (Республика Башкортостан)

2а-1231/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Учалы, РБ 30 сентября 2020 года

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харисовой А.А., при секретаре Амировой А.С., с участием представителя истца ФИО1, представителя администрации городского поселения город Учалы МР Учалинский район РБ ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района Учалинский район к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части не исключения из государственного лесного реестра о государственном учете городских лесов, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведений о городских лесах,

у с т а н о в и л:

Администрация МР Учалинский район РБ обратилась с иском к Министерству лесного хозяйства РБ о признании незаконным бездействия ответчика в части не исключения из государственного лесного реестра о государственном учете городских лесов, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведений о городских лесах в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы следующим. По данным лесоустройства 2003 года на территории города Учалы и Учалинского района Республики Башкортостан на площади 631 га имелись городские леса, расположенные на землях населенного пункта поселка городского типа Миндяк, входившего в состав города Учалы. На основании п.137 ст. 1 Закона РБ от 17.12.2004 № 125-3 «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» изменены границы города Учалы и Учалинского района, согласно представленной схематической карте, с передачей из города Учалы Миндякского поссовета в состав территории Учалинского района с отнесением рабочего поселка Миндяк Миндякского поссовета к категории сельского населенного пункта, установив тип поселения – село; отнесением Миндякского поссовета к категории сельсовета с сохранением наименования «Миндякский».

С ДД.ММ.ГГГГ границы города Учалы изменились в меньшую сторону, и согласно экспликации земель сельскохозяйственного назначения СП Миндякский сельсовет, городские леса площадью 631 га, ранее расположенные на землях Миндякского поссовета, входившего в состав города Учалы, вошли в территорию сельского поселения Миндякский сельсовет, как леса расположенные за чертой населенного пункта. В настоящее время вышеуказанные леса отнесены к категории «земли за чертой населенного пункта» и учтены дважды: как городские леса в государственном лесном реестре и как леса, расположенные за чертой населенного пункта с. Миндяк в составе 698 га. Администрацией МР Учалинский район РБ неоднократно направлялись письма в адрес ответчика об исключении городских лесов из лесного реестра, однако согласно Выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ городские леса из реестра не исключены. Бездействие со стороны должностных лиц Министерства лесного хозяйства РБ, выраженное в не исключении сведений о городских лесах из лесного реестра порождает двойную отчетность в определении категории лесов. Пунктом 4 Решения протокола рабочей группы по обеспечению установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов Министерства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, администрации МР Учалинский район РБ рекомендовано обратиться с иском в суд для исключения сведений о городских лесах из государственного лесного реестра.

Представитель административного истца ФИО1 на судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства РБ на судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что от Администрации муниципального района Учалинский район РБ или Администрации СП Миндякский сельсовет МР Учалинский район в Минлесхоз РБ не поступали документы, являющиеся основанием для внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр согласно утвержденному приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 Порядку, формам и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Кроме того в соответствии с ч.3 ст.116 Лесного кодекса РФ изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. В целях внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр необходимо решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Федерального агентства лесного хозяйства) об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ. Оснований, предусмотренных Порядком №496, для внесения изменений в сведения государственного реестра не имеется, в связи с чем нарушений действующего законодательства Минлесхозом РБ не допущено.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на судебное заседание также не явился, в письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований полностью отказать, мотивируя тем, что нормативно-правовой акт, в результате которого городские леса из состава города Учалы вошли в территорию сельского поселения Миндякский сельсовет, не соответствует требованиями Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства РФ от 24.03.2007 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ» в силу отсутствия согласования проекта генерального плана муниципального образования с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

Представители заинтересованных лиц Администрации СП Миндякский сельсовет Администрации МР Учалинский район РБ, ГАУ РБ «Учалинский лесхоз», будучи надлежаще извещенными, на судебное заседание не явились, мнения по иску до суда не довели.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского поселения г.Учалы МР Учалинский район РБ ФИО2 исковые требования поддержала.

Исследовав материалы дела, полагая возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 поименованного кодекса).

Как следует из искового заявления и не оспаривается сторонами, по данным лесоустройства 2003 г. на территории города Учалы и Учалинского района Республики Башкортостан на площади 631 га имелись городские леса, расположенные на землях населенного пункта поселка городского типа Миндяк, входившего в состав города Учалы.

На основании п.137 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 125-3 «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан», изменены границы города Учалы и Учалинского района, согласно представленной схематической карте, с передачей из города Учалы Миндякского поссовета в состав территории Учалинского района. При этом рабочий поселок Миндяк Миндякского поссовета отнесен к категории сельского населенного пункта, установлен тип поселения - село. Миндякский поссовет отнесен к категории сельсовета с сохранением наименования "Миндякский".

В результате принятия указанного нормативно-правового акта границы населенного пункта города Учалы изменились в меньшую сторону, и согласно экспликации земель сельскохозяйственного назначения сельского поселения Миндякский сельсовет, городские леса, площадью 631 га, ранее расположенные на землях Миндякского поссовета, входившего в состав города Учалы, вошли в территорию сельского поселения Миндякский сельсовет, как леса расположенные за чертой населенного пункта.

Из текста искового заявления усматривается, что вышеуказанные леса отнесены к категории «земли за чертой населенного пункта» и учтены дважды: как городские леса в государственном лесном реестре и как леса, расположенные за чертой населенного пункта с. Миндяк в составе 698 га., что подтверждается выписками из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, экспликацией земель сельскохозяйственного назначения СП Миндякский сельсовет, справкой Отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Учалинскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР Учалинский район РБ в адрес Министерства лесного хозяйства направлено письмо о переводе леса площадью 631 га из категории «городские леса» в категорию лесов, расположенных за чертой населенного пункта.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено письмо с повторной просьбой о переводе лесов. Обращения оставлены без ответа.

ДД.ММ.ГГГГ протоколом совещания рабочей группы Министерства лесного хозяйства РБ по обеспечению установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов Минлесхоза РБ, постановлено рекомендовать Администрации МР Учалинский район РБ обратиться с иском в суд для исключения сведений о городских лесах государственного лесного реестра в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального района Учалинский район в адрес заместителя Министра лесного хозяйства РБ ФИО3 направлено заявление об исключении из государственного лесного реестра сведений о городских лесах площадью 631 га на территории Учалинского района РБ.

Ответа на указанное заявление также не последовало.

При оценке соответствия бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части неисключения сведений из государственного лесного реестра о государственном учете городских лесов требованиям нормативных правовых актов суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.9 ст.91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

Согласно п.4.3. Положения о Министерстве лесного хозяйства РБ, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 28.06.2013 №285, Минлесхоз РБ осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации в области лесных отношений также осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Республики Башкортостан.

Из п. 1 ст. 6 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 ЛК РФ).

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пп. 2 п. 3 ст. 23 ЛК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра (п. п. 1, 2, 4 ст. 23 ЛК РФ).

Согласно п. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Аналогичные положения содержит п. 1 Порядка ведения государственного лесного реестра, являющегося приложением к приказу Рослесхоза от 30.05.2011 года N 194 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 года N 21467), лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).

Согласно п. 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень), являющегося приложением к приказу Минприроды России от 11.11.2013 года N 496 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 года N 30979) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: 2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); 2.1.2. Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); 2.1.3. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3), а также иные документы, предусмотренные соответствующим Перечнем.

Ни один из предусмотренных Перечнем документов не был предоставлен Министерству лесного хозяйства РБ, соответственно, оснований для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения у административного ответчика не имелось.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (п. 2 ст. 83 ЗК РФ).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен ст. 84 ЗК РФ.

Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 2.2.3 Перечня, одним из оснований для внесения изменений в Акты и, соответственно, в сведения государственного лесного реестра, являются также принятые органами местного самоуправления решения, в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Учитывая положения вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что включение указанных лесов в категорию «земли за чертой населенного пункта» не изменяет правового статуса земель лесного фонда, но является основанием для перевода в земли других категорий, а не исключения их из государственного лесного реестра.

Наличие иных оснований для внесения изменений в Акты и, соответственно, в сведения государственного лесного реестра, предусмотренных действующим законодательством, административным истцом не представлено.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ гражданин для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает в бездействии административного ответчика какого-либо несоответствия действующим нормативным правовым актам, следовательно при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 226-227, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований администрации муниципального района Учалинский район к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части не исключения из государственного лесного реестра о государственном учете городских лесов, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведений о городских лесах – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Харисова

Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2020

Судья А.А. Харисова