ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12363/16 от 28.10.2016 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дел №2а-12363/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием административного истца ФИО2, судебного пристава исполнителя Октябрьского РОСП ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к начальнику отдела старшему судебному приставу Октябрьского РО СП г. Уфы УФССП по РБ ФИО7 о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия начальника отдела старшего судебного пристава Октябрьского РО СП г. Уфы УФССП по РБ ФИО7 и обязании устранить выявленные нарушения.

В обоснование административного иска указано, что 21 июня 2016 года через официальный сайт ФССП России обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства в Октябрьский РОСП г. Уфы, которое было зарегистрировано под .

02 августа 2016 года через личный кабинет этого сайта истцу был предоставлен ответ под за подписью начальника отдела - Старшего судебного пристава ФИО7

27 июля 2016 года истец через официальный сайт Федеральной Службы Судебных Приставов России обратился с заявлением о розыске должника и/или его имущества в Октябрьский РОСП г.Уфы, которое было зарегистрировано под . 06 сентября 2016 года через личный кабинет этого сайта истцу был предоставлен ответ под за подписью начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО7

Считает, что срок для рассмотрения заявления истца административным ответчиком пропущен на 11 дней (истек 21 июля 2016 года), а срок для рассмотрения заявления пропущен на 10 дней (истек 27 августа 2016 года).

В заявлении административного истца было заявлено о прекращении исполнительного производства по делу на основании определения об отмене судебного приказа от 24.02.2016 года. Считает что в ответе от 02.08.2016г. Данная просьба была
проигнорирована.

Считает, что в ответе от 06.09.2016г. вопрос административного истца не нашел своего отражения.

Считает, что оспариваемым бездействием и государственного органа, и действиями, и бездействием должностного лица ущемлены его конституционные права на обращение и на государственную защиту.

Ссылается на ст. 33, 45 Конституции РФ, п. 4 ст. 125, 62, 10, 218, п. пп.2 ст. 125, п. 9 ст. 208, ч. 3 ст. 24 КАС РФ, п. 3 ст. 3 НК РФ.

Административный истец просит: Признать незаконными действие\бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 за нерассмотрение в установленный законом срок заявления . Признать незаконными действие\бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 за нерассмотрение в установленный законом срок заявления . Признать незаконными действие\бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7, выразившиеся в не предоставлении ответа по существу на заявление . Признать незаконными действие\бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 выразившиеся в не предоставлении ответа по существу на заявление . Обязать государственный орган - Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7- устранить допущенные нарушения его прав и свобод в трехдневный срок предоставив ответы на заявления по существу поднятых в них вопросов.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ФИО1 А.В. с заявленными требованиями не согласилась и просила отказать в удовлетворении административного иска, представила возражение.

Административный ответчик ФИО7, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился. Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) признает его явку необязательной и считает возможным рассмотреть без его участия.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ, а также руководствуются в своей деятельности ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ, ГК РФ.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об исполнительном производстве» - постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

На основании статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.

В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1);

заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом(часть 2);

заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (часть 3);

в случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (часть 4);

если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5). Административный регламент Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков в исполнительном производстве, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 28 апреля 2014 года N 92 (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по рассмотрению заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков в исполнительном производстве, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (далее - государственная услуга), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФССП России, их должностными лицами и заявителями при предоставлении государственной услуги.

Согласно п. 14 Административного регламента для предоставления государственной услуги в электронном виде заявитель заполняет заявление на Едином портале, в котором в обязательном порядке указывается номер исполнительного производства, который можно получить на основании заявления о наличии исполнительного производства на Едином портале или в банке данных исполнительных производств на сайте ФССП России и сайтах ее территориальных органов. При необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к заявлению документы и материалы либо их копии.

Согласно п. 50 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления должностным лицом, уполномоченным на его рассмотрение, выносятся:

в) уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, об отсутствии исполнительного производства на исполнении, постановления об объявлении розыска (отказе в объявлении розыска) должника, его имущества или розыске ребенка, о приостановлении или прекращении (отказе в приостановлении или прекращении) исполнительного производства.
Срок выполнения административного действия составляет три рабочих дня со дня поступления заявления должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение.

Согласно п. 59 Административного регламента результатом административной процедуры является направление должностным лицом, ответственным за делопроизводство, уведомлений, постановлений, указанных в пункте 55 Административного регламента, заявителю.

Судом установлено, что ФИО2 21 июня 2016 года через официальный сайт ФССП России обратился с заявлением в электронном виде о прекращении исполнительного производства в Октябрьский РОСП г. Уфы, которое было зарегистрировано под . Заявление подписано электронной подписью. В заявлении указана ссылка на адрес сайта, на котором находится копия определения об отмене судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист. Указано, что приложить документ к обращению не представляется возможным из-за ошибок сервера.

02 августа 2016 года через личный кабинет этого сайта административному истцу был предоставлен ответ под за подписью начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО7

27 июля 2016 года административный истец через официальный сайт Федеральной Службы Судебных Приставов России обратился с заявлением в электронном виде о розыске должника и/или его имущества в Октябрьский РОСП г. Уфы, которое было зарегистрировано под . заявление подписано электронной подписью. В заявлении указано, информация для судебного пристава ФИО12. по розыску.

06 сентября 2016 года через личный кабинет этого сайта истцу был предоставлен ответ под за подписью начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО7

Суд приходит к выводу, что о незаконности бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП России по РБ ФИО7, в части нарушения порядка и сроков рассмотрения в установленный законом срок заявления по следующим основаниям.

В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит прекращению в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Согласно части 4 статьи 45 Федерального закона N 229-ФЗ заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

По форме и содержанию указанное заявление соответствует требованиям требованиям, установленным ФЗ "Об исполнительном производстве".

Старший судебный пристав Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП по РБ ФИО13., являющийся начальником отдела, допустил бездействие, являющийся незаконным, поскольку он обязан был передать заявление о прекращении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, однако сведений о передаче данного заявления судебному приставу-исполнителю материалы дела не содержат не содержат, а также в соответствии с ч. 4 ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок не уведомил заявителя о передаче его заявления на рассмотрение судебному приставу-исполнителю в письменной форме лицо.

Согласно ответа от 02.08.2016г. следует, что дан ответ о ходе исполнительного производства. Заявление административного истца о прекращении исполнительного производства по существу не рассмотрен. Ответ от 18.07.2016г. суд не может принять в качестве доказательства о направлении ответа на заявление о прекращении исполнительного производства, поскольку на данное заявление дан именно ответ от 02.08.2016г.

Также подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП России по РБ ФИО7, в части нарушения порядка и сроков рассмотрения в установленный законом срок заявления по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

Согласно ч. 7 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

Согласно ч. 9 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

По форме и содержанию указанное заявление соответствует требованиям заявления о розыске, установленным ФЗ "Об исполнительном производстве".

Старший судебный пристав Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП по РБ ФИО14 являющийся начальником отдела, допустил бездействие, являющийся незаконным, поскольку административный ответчик обязан был передать заявление о розыске исполнительного производства судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, однако данное заявление судебному приставу-исполнителю не передавалось, а также в соответствии с ч. 4 ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок не уведомил заявителя о передаче его заявления на рассмотрение судебному приставу-исполнителю в письменной форме лицо.

Согласно ответа от 06 сентября 2016 года следует, что дан ответ о ходе исполнительного производства. Заявление административного истца о розыске должника и его имущества по существу не рассмотрен.

Суд приходит к выводу о том, что бездействием старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП по РБ ФИО7 ущемлено право ФИО2 на рассмотрение заявлений. Суд приходит к выводу о незаконности бездействия старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП по РБ ФИО7, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений и ненаправлении ответов на заявления, поданного административным истцом.

На момент рассмотрения административного иска заявления административного истца о прекращении исполнительного производства и розыске должника не рассмотрены по существу, в связи, с чем требование административного истца об обязании старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Уфы УФССП по РБ ФИО7 об устранении допущенные нарушения подлежат удовлетворению, а именно предоставить ответы на заявления по существу поднятых в них вопросов в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и Административного Регламента.

Таким образом, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой приходит к выводу о частичном удовлетворений требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск ФИО2 к начальнику отдела старшему судебному приставу Октябрьского РО СП г. Уфы УФССП по РБ ФИО7 о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить.

Признать незаконными действие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 за нерассмотрение в установленный законом срок заявления .

Признать незаконными бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 за нерассмотрение в установленный законом срок заявления .

Признать незаконными бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7, выразившиеся в не предоставлении ответа по существу на заявление .

Признать незаконными бездействие государственного органа Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7 выразившиеся в не предоставлении ответа по существу на заявление .

Обязать государственный орган - Октябрьский РОСП г. Уфы УФССП по РБ в лице начальника отдела старшего судебного пристава ФИО7- устранить допущенные нарушения его прав и свобод в трехдневный срок предоставив ответы на заявления по существу поднятых в них вопросов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Судья А.Ю. Сунгатуллин