Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-123/2018
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.,
с участием:
административного истца Желтяковой С.Е. и ее представителя Наумовой Н.Н.
административного ответчика – представителя администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумериной И.А.
административного ответчика – главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Пакулина С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Желтяковой с.е. к администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, главе Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановление главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении публичных слушаний, признании незаконными и отмене опубликованных ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новый путь» решений публичных слушаний Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах публичных слушаний», признании установление сервитутов на земельные участки сельскохозяйственного назначения незаконными
У С Т А Н О В И Л:
Желтякова С.Е. обратилась в суд с административным иском к администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановление главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении публичных слушаний, признании незаконными и отмене опубликованных ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новый путь» решений публичных слушаний Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах публичных слушаний», признании установление сервитутов на земельные участки сельскохозяйственного назначения незаконными.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Пакулин С.В.
В обоснование иска Желтяковой С.Е. указано, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки для сельскохозяйственного использования: площадью 181850 кв.м, кадастровый № №, площадью 184890 кв.м, кадастровый №, площадью 318900 кв.м, кадастровый №, площадью 218000 кв.м., кадастровый № №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ проведены публичные слушания по следующим вопросам:
по вопросу установления публичного сервитута на земельные участки, кадастровый номер №, №, с целью обеспечения доступа (проезда) на территорию кладбища в районе <адрес>;
по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый № № с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес>;
по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый номер № с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>.
Публичные слушания проводились в здании администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района. Инициатором проведения публичных слушаний являлась администрация Самойловского сельского поселения БМР.
В нарушении п. 3.1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, утверждённого решением Совета депутатов Самойловского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ инициатором проведения слушаний была администрация Самойловского сельского поселения, однако публичные слушания проводятся по инициативе населения, совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения. Таким образом, администрация Самойловского сельского поселения не могла быть инициатором проведения публичных слушаний.
В соответствии с п. 3.2. указанного Положения, публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначаются Советом депутатов сельского поселения, а по инициативе главы сельского поселения - главой сельского поселения.
Вместе с тем, на публичных слушаниях председатель комиссии - глава Самойловского сельского поселения Пакулин С.В. пояснил, что инициатором проведения публичных слушаний является инициативная группа граждан.
Таким образом, постановление о проведении публичных слушаний не соответствует протоколу публичных слушаний.
В соответствии со ст. 3 Положения о порядке и организации публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ для реализации инициативы населения о проведении публичных слушаний создаётся инициативная группа граждан численностью не менее 10 человек, она реализует инициативу проведения публичных слушаний путём направления в совет депутатов обращения в письменном виде, к которому прилагаются проект муниципального правового акта, подписи в количестве 5% жителей поселения, обладающих избирательным правом и поддерживающих инициативу проведения публичных слушаний. Указанные требования при проведении публичных слушаний выполнены не были. Численность населения Самойловского сельского поселения составляет 2088 человек, 5% - 104 человека. Таким образом, нарушен порядок выдвижения инициативы проведения публичных слушаний, подписи в количестве 104 человек не были приложены к проекту муниципального правового акта.
Решения, принятые по результатам публичных слушаний противоречат Конституции РФ и федеральным законам РФ.
В соответствии со ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешённым использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со ст. 276 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие истцу на праве собственности, не могут быть обременены сервитутом, поскольку проход и проезд на кладбище обеспечен дорогой общего пользования.
То, что дорога на кладбище находится в неудовлетворительном состоянии, не является основанием для обременения земельного участка сервитутом в соответствии с параграфом 2 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.04.2017 года).
Земельный участок не может быть обременён сервитутами с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес> и с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>, поскольку данный земельный участок обнесён забором, на нём находится ферма с животными, где установлен особый режим, кроме того, при установлении сервитута на данном участке использовать его по целевому назначению будет невозможно.
В соответствии с п. 8 параграфа 2 Обзора судебной практики не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешённым использованием.
Одним из нарушений при проведении публичных слушаний является следующее нарушение. При проведении публичных слушаний выявляется и учитывается мнение жителей. На собрании может присутствовать и голосовать любой гражданин, но голосовать могут только следующие категории: постоянно проживающие граждане, постоянно работающие или имеющие собственность граждане в Самойловском сельском поселении. Однако, в голосовании принимали участие граждане, не относящиеся к указанным категориям, в связи с чем процедура голосования нарушена. Список участников публичных слушаний составлен с нарушениями Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, которые выразились в следующем. Списки участников составляются членами комиссии, что в данном случае выполнено не было. В данном случае в список участников каждый присутствующий вписывал любую информацию. Кроме того, список участников не соответствовал требованиям ни по форме, ни по содержанию.
На запрос истца глава Самойловского сельского поселения Пакулин С.В. отказался предоставить копию списка участников слушаний, копию решения совета депутатов о назначении публичных слушаний и копию письменного обращения инициативной группы, чем нарушил требования положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218-220 КАС РФ, истица просит:
Признать незаконным постановление главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении публичных слушаний по следующим вопросам:
установления публичного сервитута на земельные участки, кадастровый № №, №, с целью обеспечения доступа (проезда) на территорию кладбища в районе <адрес>.
установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый № № с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес>.
установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый № № с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>.
Признать незаконными и отменить опубликование ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новый путь» решение публичных слушаний Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах публичных слушаний» по вопросам:
установления публичного сервитута на земельные участки, кадастровый № №, №, с целью обеспечения доступа (проезда) на территорию кладбища з районе <адрес>.
установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый № № с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес>.
установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый № № с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>.
Признать установление сервитутов на земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащих истцу на праве собственности незаконными, ввиду отсутствия оснований для обременения данных участков сервитутами, организации и проведения публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ и решение совета депутатов.
Административным ответчиком - администрацией Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области представлены в суд возражения относительно заявленных требований, согласно которых просят в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции ответчик указывает, что в Совет депутатов и администрацию Самойловского сельского поселения неоднократно поступали устные и письменные коллективные обращения от жителей д. Спирово, Головково, Струги с просьбами установления публичных сервитутов на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, Главой поселения и советом депутатов было принято решение о назначении публичных слушаний об установлении публичных сервитутов на данные земельные участки, вынесено постановление о назначении публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ, список участников публичных слушаний собран гр. М. Публичные слушания проведены в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами по организации и проведению публичных слушаний.
Ссылаясь на ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.25 Федерального закона от 21.07.2014 №121-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устав Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, указывают, что публичные слушания проводимые по инициативе главы сельского поселения, назначаются главой сельского поселения (ст. 22 п.2), решение о проведении публичных слушаний было принято главой Самойловского сельского поселения Пакулиным С.В., что следует из Постановления о проведении публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, глава сельского поселения - инициатор публичных слушаний. Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области инициатором публичных слушаний не выступала, решения по публичным слушаниям не принимала, председательствовал на публичном слушании глава Самойловского сельского поселения Пакулин С.В., решения принимались главой сельского поселения, а не администрацией Самойловского сельского поселения. Следовательно, соблюден порядок проведения публичных слушаний, установленный п.3.1 Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний, утвержденного решением Совета депутатов Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие с Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний, целями проведения публичных слушаний являются информирование жителей и выявление общественного мнения по предмету общественных слушаний, решение по результатам публичных слушаний подлежит опубликованию (что также следует и из ст. 22 устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области). Протокол публичных слушаний носит рекомендательный характер и не порождает возникновение прав и обязанностей. Решение, принятое на публичных слушаниях, так же не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов. Решение о наложении сервитута на земельные участки администрацией Самойловского сельского поселения не принималось.
В судебном заседании административный истец Желтякова С.Е. и ее представитель Наумова Н.Н. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумерина И.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, обратила внимание, что публичные сервитуты не установлены.
Административный ответчик – глава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Пакулин С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поддержал позицию, изложенную в отзывах администрации Самойловского сельского поселения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
Согласно части 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с п. 1 ч.3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, пункт 4 данной статьи устанавливает, что сервитут может быть срочным или постоянным, в соответствии с пунктом 5 данной статьи осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен, в соответствии с пунктом 8 данной статьи лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
В соответствии со ст.25 Федерального закона 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения правоотношений):
1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.
4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.
5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.
6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Процедура проведения публичных слушаний регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на момент назначения и проведения публичных слушаний):
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии с п. 2 ст. 22 устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, публичные слушания проводятся по инициативе населения, совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения. Публичные слушания, проводимые на инициативе населения или совета депутатов сельского поселения, назначаются советом депутатов сельского поселения, а по инициативе главы сельского поселения – главой сельского поселения.
Решением Совета депутатов Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, в соответствии с п. 3.1. Положения публичные слушания проводятся по инициативе населения, совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения, в соответствии с п. 3.2. Положения публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначаются Советом депутатов сельского поселения, а по инициативе главы сельского поселения - главой сельского поселения.
Как установлено судом, не оспаривается сторонами, Желтяковой С.Е. на праве собственности принадлежат земельные участки для сельскохозяйственного использования:
площадью 181850 кв.м, кадастровый номер №,
площадью 184890 кв.м, кадастровый №,
площадью 318900 кв.м, кадастровый №,
площадью 218000 кв.м., кадастровый номер №,
расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ главой Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес> было вынесено Постановление № о проведении публичных слушаний:
1.1. По вопросу установления публичного сервитута на земельные участки, кадастровый номер №, №, с целью обеспечения доступа (проезда) на территорию кладбища в районе <адрес>;
1.2. По вопросу установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый номер № с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес>;
1.3. По вопросу установления публичного сервитута на земельный участок, кадастровый номер № с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>.
Назначена дата проведения публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в 14:00 в здании администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес>, образована комиссия по проведению публичных слушаний.
Истица Желтякова С.Е. просит признать незаконным данное постановление, однако, оснований для признания его незаконным не имеется, оно вынесено главой Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 36 Устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, не противоречит п. 2 ст. 22 устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, ст.25 Федерального закона 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доводы истца Желтяковой С.Е. о том, что глава Самойловского сельского поселения не имеет права выносить постановление о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов в отношении принадлежащих истцу земельных участков основан на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права.
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания, по итогам которого приняты следующие решения:
1. Рекомендовать установить публичный сервитут на земельные участки, кадастровый номер №, №, с целью обеспечения доступа (проезда) на территорию кладбища в районе <адрес>.
2. Рекомендовать установить публичный сервитут на земельный участок, кадастровый номер № с целью обеспечения доступа (проезда) на бывшую дорогу к реке Невесель в районе <адрес>.
3. Рекомендовать установить публичный сервитут на земельный участок, кадастровый номер № с целью обеспечения доступа (проезда) на дорогу к мысу в районе <адрес>.
Информация о решениях, принятых на публичных слушаниях опубликована в газете «Новый путь» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о проведении публичных слушаний было принято главой Самойловского сельского поселения Пакулиным С.В., что следует из Постановления о проведении публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области инициатором публичных слушаний не выступала, решения по публичным слушаниям не принимала, председательствовал на публичном слушании глава Самойловского сельского поселения Пакулин С.В., решения принимались главой сельского поселения, а не администрацией Самойловского сельского поселения, таким образом, с учетом вышеизложенного, инициатором публичных слушаний являлся глава Самойловского сельского поселения, несмотря на указание в постановлении о том, что инициатором проведения публичных слушаний является администрация Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, в связи с чем данные доводы административного истца являются необоснованными, как и ссылки в исковом заявлении о нарушении положений ст. 3 Положения о порядке и организации публичных слушаний № от ДД.ММ.ГГГГ о порядке проведения публичных слушаний по инициативе населения.
Также истица ссылается на то, что список участников публичных слушаний составлен с нарушениями Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, список участников составлен не членами комиссии, в список участников каждый присутствующий вписывал любую информацию, список участников не соответствовал требованиям ни по форме, ни по содержанию.
Конкретная процедура регистрации участников общественных (публичных) слушаний не предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2014 №121-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», нормативными актами местного самоуправления каких-либо требований к порядку регистрации участников публичных слушаний не установлено. В соответствии с вышеуказанными положениями ст.25 Федерального закона 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения правоотношений), общественными (публичными) слушаниями являются собрание граждан для обсуждения вопросов, имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, представителей различных групп населения, организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей, общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто, участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.
Следовательно, порядок проведения публичных слушаний, установленный Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний, утвержденного решением Совета депутатов Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ соблюден.
Ссылки истца на п. 2 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий порядок проведения опроса граждан основаны в настоящем административном иске на неправильном толковании норм материального права, поскольку порядок проведения публичных слушаний предусмотрен ст. 28 данного закона, а также ст.25 Федерального закона 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статьей 22 Устава Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, утвержденным Решением Совета депутатов Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которые указанного истцом ограничения (праве участвовать в публичных слушаниях лишь жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом) не имеют.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 г N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации правовой смысл института публичных слушаний предполагает, что публичные слушания являются способом информирования населения о готовящемся решении и решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать каких-либо прав административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом вышеизложенного, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в вышеуказанном Определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, суд приходит к выводу о том, что решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер, не являются обязательными, не имеют властно-обязывающего характера, не порождают непосредственно правовых последствий, учитываются лишь при принятии соответствующего решения, следовательно, публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать какие-либо права и законные интересы административного истца. Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что нормативно-правовой акт об установлении публичного сервитута не принимался, а потому суд не может принять во внимание доводы истицы о том, что решения, принятые по результатам публичных слушаний противоречат Конституции РФ и федеральным законам РФ, как не имеющие правового значения по существу разрешаемого спора, в связи с чем исковые требования Желтяковой С.Е. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Желтяковой с.е. к администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, главе Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановление главы Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении публичных слушаний, признании незаконными и отмене опубликованных ДД.ММ.ГГГГ в газете «Новый путь» решений публичных слушаний Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах публичных слушаний», признании установление сервитутов на земельные участки сельскохозяйственного назначения незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 06 марта 2018 года.
Судья: