РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Гавриковой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Василиженко С.В.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1,
представителя администрации города Тулы по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 71RS0028-01-2023-001160-68 (производство № 2а-1249/2023) по административному иску ФИО3 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа административного ответчика от 4 апреля 2023 года № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, указав в обоснование исковых требований на то, что является многодетной матерью и состоит на учете в министерстве труда и социальной защиты Тульской области как многодетный гражданин для бесплатного предоставления земельного участка.
Административным ответчиком в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано в решении министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 4 апреля 2023 года № №, поскольку, образование земельного участка в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории. Управление архитектуры и градостроительства администрации города Тулы считает нецелесообразным формирование испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, ограниченного ул. <адрес>, поскольку испрашиваемый участок расположен на территории общественного пространства – сквера. В рамках ревитализации исторического центра разработана концепция благоустройства и развития территории сквера, расположенного возле дома № в <адрес>, в 2024 году планируется его благоустройство. Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты инженерной инфраструктуры, а именно, сеть водоотведения, переданная для эксплуатации ОАО «Тулагорводоканал».
Полагая указанный отказ незаконным, необоснованным, нарушающим ее права, ФИО3 обратилась в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Административный истец ФИО3 и ее представитель по доверенности адвокат Дроздов Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представили. В письменном заявлении административный истец ФИО3 просила рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности адвокат Дроздов Д.В. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полно объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в иске отказать.
В письменных возражениях на административное исковое заявление полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с положениями действующего законодательства, указала, что на территории испрашиваемого земельного участка расположено общественное пространство - сквер, в отношении которого разработана концепция благоустройства, которая будет реализована в ближайшее время, что является препятствием для предоставления спорного земельного участка в собственность административному истцу.
Представитель привлеченного протокольно к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, полагая, что в настоящее время ведется активная работа по подготовке к благоустройству общественного пространства «<данные изъяты>», уже выделены значительные денежные средства, в связи с чем, благоустройство начнется уже в текущем году.
Представитель заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле протокольно, Главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, Инспекции Тульской области по Государственной охране объектов культурного наследия, МУП «Ремжилхоз», АО «Тулагорводоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
В представленных ранее письменных возражения АО «Тулагорводоканал» просило в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 отказать, поскольку сопоставить границы формируемого земельного участка с границами охранной зоны канализационной сети не представляется возможным.
Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9, 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу прямого указания, содержащегося в частях 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязан выяснить в предварительном судебном заседании или судебном заседании причины пропуска установленного срока обращения, поскольку он восстанавливается в случае установления уважительных причин этого.
С учетом даты принятия административным ответчиком обжалуемого решения (4 апреля 2023 г.), обращение административного истца в суд с настоящим иском 15 мая 2023 г. свидетельствует о соблюдении ФИО3 срока обращения в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 является многодетной матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
22 марта 2023 года ФИО3 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> западнее земельного участка с кадастровым номером №
Письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 4 апреля 2023 года № № подписанным директором департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО5, ФИО3 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункты 1,3,4 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, образование земельного участка в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории; управление архитектуры и градостроительства администрации города Тулы считает нецелесообразным формирование испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, ограниченного ул. <адрес> поскольку испрашиваемый участок расположен на территории общественного пространства – сквера; в рамках ревитализации исторического центра разработана концепция благоустройства и развития территории сквера, расположенного жилого дома в <адрес>, в 2024 году планируется его благоустройство; на формируемом земельном участке произрастают деревья ценной породы; в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты инженерной инфраструктуры, а именно, сеть водоотведения, переданная для эксплуатации ОАО «Тулагорводоканал».
Не согласившись с данным отказом, ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя доводы административного искового заявления, а также возражения представителя административного ответчика, суд учитывает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».
Согласно статье 2-2 указанного закона многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (часть 1). Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (часть 2).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации действия по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка с последующим заключением договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком либо принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие-оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.
В силу положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить и граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп.1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп.4).
В соответствии с пунктом 12 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Приказа Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тулы, утвержденными Решением Тульской городской думы от 24 февраля 2021 года № 312, расположен в территориальной зоне О-1-2 – смешанная общественно-жилая зона, и в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным в составе указанных Правил, одним из видов видом его разрешенного использования является для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, из представленной административным ответчиком совмещенной схемы границ расположения спорного земельного участка с территорией общественного пространства - сквер, усматривается, что испрашиваемый ФИО3 земельный участок частично находится в границах территории общественного пространства.
В рамках реализации проекта ревитализации исторического центра города Тулы, распоряжением администрации города Тулы от 23.10.2018 №1/354-р, утверждены границы территории исторического центра города Тулы, территория которого ограничена:
- с северо-запада - левым берегом старица <данные изъяты>
- с юго-запада, юга и востока – <данные изъяты> и открытыми городскими пространствами, прилегающими к ней;
- с юго-востока включает квартал, образованный <данные изъяты>.
Распоряжением администрации города Тулы от 03.03.2022 № 1/971-р определены границы территории туристического центра муниципального образования города Тулы, в границы которого также включена территория общественного пространства, расположенного возле дома № в <адрес>
Кроме того, распоряжением администрации города Тулы от 09.11.2022 №1/6368-р (в редакции распоряжения № 1/3170-р от 07.06.2023) утвержден муниципальный адресный перечень по благоустройству дворовых и общественных территорий в 2023 году в целях формирования современной городской среды в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды», в который вошло общественное пространство возле дома № в <адрес> с видом работ – благоустройство.
Постановлением администрации города Тулы №24 от 25.01.2023 утвержден Порядок приема предложений от граждан по общественным пространствам, подлежащим благоустройству в 2024 году в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Формирование современной городской среды», для вынесения на рейтинговое голосование.
В соответствии с протоколом №1 заседания комиссии по отбору общественных пространств, подлежащих благоустройству в 2024 году, определено два общественных пространства, подлежащих благоустройству, «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», которые вынесены на рейтинговое голосование в 2023 годы.
Распоряжением администрации города Тулы от 14 марта 2023 года №1/1178-р определен порядок проведения рейтингового голосования в целях определения общественных пространств, подлежащих благоустройству.
Победителем голосования признан <данные изъяты>.
Вместе с тем, во исполнение муниципального контракта №88к от 21 апреля 2023 года, заключенного МУ «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», последним произведена корректировка рабочей документации по благоустройству общественного пространства расположенного возле дома № в <адрес>
Согласно совмещенной схемы: фрагмента плана из единой топографической основы в городе Туле и границ испрашиваемого ФИО3 земельного участка, предоставленной в материалы дела министерством имущественных и земельных отношений города Тулы по запросу суда, следует, что спорный земельный участок пересекает территорию общественное пространство возле дома № в <адрес> что не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства по делу.
Кроме того, судом учитывается, что 29 мая 2023 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и администрацией муниципального образования города Тула заключено Соглашение о предоставление субсидии из бюджета Тульской области бюджету муниципального образования город Тула на мероприятия по благоустройству территорий общего пользования населенного пункта и дворовых территорий многоквартирных домов № №, согласно Приложению №1 к которому в перечень мероприятий, в целях со финансирования которых предоставляется Субсидия, включены мероприятия по благоустройству общественного пространства, расположенного возле дома № в <адрес> на реализацию которых объем финансового обеспечения в 2023 году составил <данные изъяты> коп.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок частично находится в границах земельного участка, на котором расположен сквер, то есть территория общего пользования, предоставление спорного земельного участка в собственность невозможно в силу прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 октября 2017 г. № 2389-О, положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации направлены на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, обеспечивает рациональное использование земли, которая в силу статьи 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Представленная ФИО3 схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 891 кв.м с очевидностью свидетельствует о нерациональном использовании земли, поскольку частично пересекает территорию общественного пространства, что не соответствует требованиям, предъявляемым к образуемым земельным участкам, предусмотренным п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование отказа в предоставлении административному истцу спорного земельного участка министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, помимо прочего, сослалось на то, что образование земельного участка в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с частью 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 4 статьи 11.2, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, пункта 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), части 11 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), части 11 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (27 июня 2019 года).
Исходя из изложенного, на правоотношения, возникшие между сторонами, требования пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не распространяются.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в материалы административного дела не представлено, в связи с чем указание министерства имущественных и земельных отношений на необходимость предоставления утвержденного проекта межевания территории является необоснованным.
Суд учитывает указание министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект инженерной инфраструктуры - сеть водоотведения, переданная для эксплуатации ОАО «Тулагорводоканал».
Между тем, отказ акционерного общества «Тулагорводоканал» в согласовании предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка на стадии рассмотрения административным ответчиком заявления ФИО3 обусловлен не представлением топографического плана земельного участка в масштабе 1:500 с нанесенной сетью водоотведения, поскольку определить местонахождение указанной сети относительно формируемого земельного участка не представляется возможным, что не может быть основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку исчерпывающий перечень таких оснований установлен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов министерства имущественных и земельных отношений Тульской области со ссылкой на положения подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что обжалуемое административным истцом решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 4 апреля 2023 года № № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.
Вместе с тем, право на предоставление в собственность какого-либо иного земельного участка, как льготной категории граждан, административным истцом не утрачено.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие совокупности обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого решения административного ответчика незаконными, оснований для удовлетворения требований административного истца в рамках заявленного спора не имеется.
На основании изложенного руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 31 июля 2023 г.
Председательствующий