ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1250/2021 от 19.10.2021 Рассказовского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-1250/2021

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 октября 2021 г. г. Рассказово

Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе судьи Тришина С.К., при секретаре Самсоновой Н.В.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №8 УФСИН России по Тамбовской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Промсервис», Федеральной службе исполнения наказаний России об устранении нарушений и взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФГУП «Промсервис» ФСИН России, Федеральной службе исполнения наказаний России об устранении нарушений и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 200 000 руб. В обосновании заявленных требований указав, что на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области расположен продовольственный магазин, который работает не в соответствии с графиком рабочего дня (с 09.00 до 17.00) и не ежедневно. Обычно время работы магазина с 14.30 до 17.00. Цены на товары в магазине в два раза превышают цены за аналогичные продукты в торговых сетях Тамбовской области, тогда как получаемая административным истцом пенсия по инвалидности рассчитана исходя из продуктовой корзины в среднем по Тамбовской области. При покупке товаров в магазине не выдаются товарные чеки, что противоречит Закону «О защите прав потребителя в РФ». В отряде ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области отсутствует установленный график работы магазина, утвержденный руководством учреждения. По указанным основаниям административный истец обращался на телефон доверия ФСИН России дд.мм.гггг, ответ до настоящего времени получен не был. Истец просит устранить допущенные нарушения. В связи с тем, что требования истца связаны с нарушением условий содержания в исправительном учреждении, в соответствии со ст.227.1 КАС РФ, просит присудить ему компенсацию в денежном выражении в размере 200 000 рублей, с учетом характера, продолжительности нарушения, обстоятельств, при которых нарушения допущены, его последствий.

Определениями Рассказовского районного суда от дд.мм.гггг, от дд.мм.гггг прекращено производство по делу в части устранения нарушений, связанных с не выдачей товарных чеков в магазине, и отсутствия установленного графика работы магазина, утвержденного руководством исправительного учреждения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал, пояснив вышеизложенное.

В судебное заседание представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области по доверенности ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, представив письменные возражения.

В судебное заседание представитель ФГУП «Промсервис» ФСИН России по доверенности ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, согласно которых просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель ФСИН России не явился, извещены надлежащим образом, возражений не представлено.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст.10, ст.11 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятими и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

На основании ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В соответствии с п.106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 16.12.2016 г., для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №1772-р, утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020, положениями которой предполагают развитие системы предоставления дополнительных платных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материально-бытовых услуг осужденным и лицам, содержащимся по стражей, исходя их среднего уровня цен по региону и возможностей расширения услуг.

Административный истец ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области. На территории исправительного учреждения расположен магазин, в котором деятельность по реализации товаров осужденным осуществляет ФГУП «Промсервис» ФСИН России, на основании заключенного соглашения о взаимодействии от дд.мм.гггг.

Согласно Устава ФГУП «Промсервис», утвержденного приказом ФСИН России от 16.05.20212 №271, п.1.3, предприятие является коммерческой организацией, входит в состав уголовно-исполнительной системы.

Предметом и целями деятельности предприятия являются привлечение к оплачиваемому труду лиц, отбывающих уголовные наказания, получение прибыли, обеспечение деятельности и развитие материальной и социальной сферы ФСИН России, удовлетворение ее потребностей (п.2.1 Устава).

В силу п.2.2 Устава, для достижений целей, указанных в п.2.1, предприятие осуществляет деятельность, в том числе розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах (п.2.2.7).

Доводы административного истца ФИО1 о том, что цены на продукты питания в магазине завышены в два-три раза, и превышают среднестатистические цены по Тамбовской области, суд не может принять во внимание в силу следующего.

Как установлены в судебном заседание, согласно прайс листа на сентябрь 2020 в магазине ФГУП «Промсервис» имелись продукты питания, фрукты и овощи, бананы стоимостью 149 руб. за один кг, лук репчатый - 59 руб. за один кг, морковь - 48 руб. за один кг., яблоки - 190 руб. за один кг.

Согласно сведений Тамбовстата, средние потребительские цены по Тамбовской области за сентябрь 2020 года составили: бананы - 65 руб. за один кг., лук репчатый - 20,08 руб. за один кг, морковь - 29,14 руб. за один кг., яблоки - 80,98 руб. за один кг.

Анализируя средние потребительские цены по Тамбовской области за сентябрь 2020 года, в магазине ФГУП «Промсервис» на тот же период цены на фрукты и овощи превышают средние цены по Тамбовской области в два-три раза.

Определением суда от 24.09.2021 к участию в деле привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области для дачи заключения по вопросу реализации осужденным, отбывающим наказания, товаров по ценам, значительно превышающим средние рыночные цены в Тамбовской области.

Согласно заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 04.10.2021, ФГУП «Промсервис» ФСИН России ОСП «Саратовское» осуществляет реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах уголовно-исполнительной системы Тамбовской области. Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю продуктами на территории исправительных учреждений, не работают.

Учитывая специальный режим ведения торговой деятельности, географические границы товарного рынка розничной торговли в пределах исправительного учреждения, а также, что в уставном капитале предприятия имеется доля участия Российской Федерации, следовательно, положение ФГУП «Промсервис» является доминирующим на товарном рынке розничной реализации товаров на территории исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Тамбовской области.

Цены на промышленные и продовольственные товары в силу норм действующего законодательства не подлежат регулированию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Закупочная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия, размещенного в ЕИС. Контрагенты и закупочные цены на поставку продуктов питания определяются по итогам проведенных конкурентных процедур на электронной торговой площадке «Сбербанк АСТ» в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Поставка продуктов в исправительные учреждения Тамбовской области осуществляется на основании договоров, заключенных по результатам торгов, что предусмотрено Положением о закупках ФГУП «Промсервис».

Интервал розничной торговой наценки на реализуемые через магазины УИС товары, утвержден приказом ФГУП «Промсервис» -ЦО от дд.мм.гггг (ранее действовал приказ -ЦО от дд.мм.гггг) и составляет от 1% до 35%.

Анализ закупочных цен, размера торговой надбавки на товары, реализуемые в магазинах ФГУП «Промсервис» в течении 2021 года, показал, что увеличение цен обусловлено изменением закупочных цен, сформированных в результате проведенных конкурентных процедур.

Таким образом, устанавливаемые ФГУП «Промсервис» розничные цены на продовольственные товары не позволяют считать, что они превышают сумму необходимых для реализации такого товара расходов и прибыли и, следовательно, розничная цена на продукты питания в магазине ФГУП «Промсервис» не может быть признана монопольно высокой.

Также установлено, что изменение закупочных цен по договорам поставки происходит только в связи с заключением новых договоров в рамках конкурентных процедур в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что формирование цены на товары в магазине ФГУП «Промсервис» происходит в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лиц», Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия и приказом ФГУП «Промсервис» -ЦО от дд.мм.гггг об установлении торговой наценки на реализуемые через магазины УИС товары.

Доводы административного истца ФИО1 о том, что магазин работает не по установленному графику работы, суд также не может принять во внимание.

Приказом ФГУП «Промсервис» ФСИН России -ЦО от дд.мм.гггг утверждены Правила внутреннего трудового распорядка. В п.7.1 Правил внутреннего трудового распорядка, определено время начал работы с 09.00 час. до 18.00 час., обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 час. С целью эффективной организации производственных процессов в отдельных структурных подразделениях Предприятия может устанавливаться следующий режим рабочего времени, с 08.00 час. до 17.00 час., обеденный перерыв с 12.00 до 13.00 час..

Как следует из пояснений представителя административного ответчика ФГУП «Промсервис» продавец магазина, находящегося на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области является работником ФГУП «Промсервис», который подчиняется Правилам внутреннего трудового распорядка. Время работы продавца является временем работы магазина. График работы магазина и график «отоварки» осужденных разные понятия.

Согласно п.106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные вправе пользоваться магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.

Вместе с тем, с учетом специального режима ведения торговой деятельности, наравне с продавцом в магазине также должен находиться бухгалтер исправительного учреждения, который осуществляет контроль и списание денежных средств за приобретенный товар с лицевых счетов осужденных.

Таким образом, режим работы магазины, когда ведется продажа товара зависит от распорядка дня осужденных, занятости бухгалтера исправительного учреждения, и наличия лицевого счета осужденного.

Согласно сведений с официального сайта ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, режим работы магазина с понедельника по пятницу с 14.00 до 16.30 час.

Согласно движения денежных средств по лицевому счету с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, истец ФИО1 ежемесячно 13-14 числа каждого месяца получает пенсию по инвалидности, и ежемесячно один, два или три раза осуществляет покупки в магазине.

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области представлены графики приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, с указанием даты посещения и номеров отрядов.

Административный истец ежемесячно реализовывает своё право на приобретение продуктов питания, вещей и предметов в магазине, в соответствии с графиком работы магазина.

Доступ истца к приобретению дополнительных, т.е. помимо гарантированного государством права на питание, товаров первой необходимости и продуктов питания, не нарушается.

Истец фактически высказывает суждения, что график магазина - не в полной мере удовлетворяет его личное желание на свободное посещение магазина. ФИО1 имеет возможность посещать и приобретать товары в магазине только в то время, когда бухгалтер исправительного учреждения принесет его лицевой счет в магазин, либо по графику посещения отряда, либо в иной день с разрешения администрации учреждения.

Каких либо фактов, что истец не смог приобрести продукты питания в магазине, не установлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право осужденного на приобретение товаров в магазине реализуется в соответствии Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, и административным ответчиком не нарушается.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

На основании ч.2 ст.12.1 УИК РФ компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждений, их должностных лиц, государственных служащих.

В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №8 УФСИН России по Тамбовской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Промсервис», Федеральной службе исполнения наказаний России об устранении нарушений и взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 22.10.2021.

Судья С.К. Тришин